Унесенные паводком: Новокиевский Увал приходит в себя после наводнения

«Вот так выхожу и плачу», — пенсионер Василий Коноплев не может сдержать слез, когда перечисляет свои потери. В один миг сильное течение паводка унесло все, что они с женой наживали 40 лет. Погибла и пасека, которой он занимался все эти годы. В таком же состоянии и жители остальных домов, к которым пришла большая вода. Наводнение накрыло село рано утром 19 июля, три улицы Новокиевки, которая уже считается частью Новокиевского Увала, менее чем за час ушли под воду. Василий Анатольевич первым встретил волну, но сделать почти ничего не успел.

Беды не ждали

Жители утонувшей Новокиевки хорошо запомнили утро 19 июля. За ночь на Мазановский район вылилось 146 миллиметров осадков, а к утру вода дошла по села. Еще в 7 утра село занималось привычными домашними делами, но не прошло и часа, как людям пришлось бороться с разбушевавшимся потоком воды. Как признаются мазановцы, такого они не видели даже во время страшного наводнения 2013 года. В итоге утонули три улицы: Заготовительная, на которую пришелся основной удар стихии, Пролетарская и частично Колхозная.

146

миллиметров осадков выпало в Мазановском районе накануне катастрофы

— Я проснулся рано, отогнал на пастбище телку и пошел на пилораму собаку накормить. И слышу:   что-то шумит. Вижу — идет вода. Не так, как обычно во время наводнения, когда постепенно поднимается вода, а прямо вал, метровый, наверное. Я такого никогда в жизни не видел, — рассказывает бывший пожарный Василий Коноплев. — Побежал отвязывать собаку на пилораме, чтобы не утонула, сам звоню жене, чтобы она тоже собак дома отвязала. Было очень страшно. Счастье, что люди уже проснулись. А если бы это произошло в пять утра?

Одна из собак Василия Анатольевича все-таки погибла — не смогли спасти, а в разгар борьбы со стихией сгинул в водах и телефон. Как вспоминает пасечник, на улице вода поднялась под самую кромку забора, а взрослому мужчине доходила до груди. При этом течение было очень сильным. Потоком снесло заборы и унесло ульи. Позже, когда вода уйдет, он будет забирать свои ульи с окраины села. В наводнении погибли 35 пчелиных семей, а немногочисленно выжившие вернулись во двор Василия Коноплева. «Знают, где они жили, поэтому летят сюда, а домов-то нет», — печально заметил пасечник.

Спасали скот и птицу

Дом Евгения и Евгении Уваровых находится напротив хозяйства Коноплевых на Заготовительной, 9. Евгения Геннадьевна — диспетчер местной пожарной части, ее супруг работает в ДРСК. В роковое утро хозяйка была дома одна с сыном-подростком, муж уехал в командировку.

— Беда пришла нежданно-негаданно, ничего не предвещало. Утром я отпустила собаку, думаю, полежу еще, подремлю. А пес лает, недоумеваю, что ж он разрывается? Выхожу, а тут все бурлит, вода несется, — с ужасом вспоминает Евгения Уварова. — Бужу сына Илью. Пошли бройлеров спасать, а воды по грудь. Половина сарая уже в воде. Птица тонет. Мы стали бройлеров в баню переносить. Спасибо, помогли родственники, друзья. Спасли, а так бы все пропало.

27

домов и 93 приусадебных участка признаны пострадавшими в Новокиевке

Вместе с пришедшими на подмогу соседями и друзьями с подтопленного участка семья эвакуировала выживших птиц и двух кабанов. Живность разместили на другом подворье. Там же сейчас живет и пес Уваровых. Собаку утащило течением, но она смогла выбраться. Жить в родном дворе ей пока негде. Поток воды был такой силы, что будку сорвало и унесло в конец улицы. Семье ее потом помогли вернуть спасатели.

Справившись с первым шоком, Евгения начала снимать на видео бурную реку, в которую превратился ее огород. Запись облетела все социальные сети.

В финале ролика Евгения Геннадьевна показывает воду, заполнившую погреб. Спустя некоторое время вода поднялась выше, затопив весь дом. «Я ее бросилась вычерпывать. Я выливать куда? Все тонет же», — невесело вспоминает хозяйка.

«Море разлилось»

Валентина Котова, которую соседи называют просто бабой Валей, утром 19 июля спокойно пила чай. «И тут не поверила глазам, подумала, что у меня с головой что-то: вокруг море разлилось. Вышла на улицу, а во дворе полно воды», — рассказывает хрупкая старушка. Как она сама признается, ей очень повезло — вода затопила только участок и подпол, дом построен на возвышенности, поэтому  вода в него не зашла.

Ее 74-летней соседке по улице Пролетарской и свекрови Евгении Уваровой — Галине Уваровой —  пришлось гораздо тяжелее. Дом ее полностью окружила вода, течение было такое, что и с крыльца не сойти. «Страх господний! Все в воде было, только телевизор успели схватить, вынести», — вспоминает она. Вода в доме поднялась на полметра, граница паводка хорошо заметна на стене, от которой обои отвалились вместе со штукатуркой. Пожилая женщина сейчас пытается просушить вещи и растерянно смотрит на хаос, который воцарился в ее доме. О былом уюте напоминают только цветы на окнах и картины на стенах.

Как отмечают местные жители, необычным это наводнение было и потому, что топили село не Зея и Селемджа, в месте слияния которых оно стоит. Паводок ударил в спину. Как объяснил глава района Михаил Пивень, вся дождевая вода собралась в многокилометровой пади, которая тянется почти до Хабаровского края, и устремилась в Новокиевку. Усугубила ситуацию и вышедшая из берегов речка Кишка.

Главное — подготовиться к зиме

С начала недели подтопленцы, пользуясь солнечными днями, сушат вещи и наводят порядок во дворах. И со страхом смотрят на подходящие к селу дождевые тучи — боятся повторения 19 июля. От наводнения пострадали не только дома, но и все надворные постройки, находившиеся во дворах машины. Ущерб никто из жителей пока оценить не может. Главная задача селян — успеть подготовиться к зиме.

61

миллион рублей — в такую сумму, по предварительным данным, оценивается ущерб Мазановского района, это без учета затопленных огородов

— В доме все двери разбухли, одежда зимняя вымокла, обувь, все инструменты мужа утонули. Водонагреватель в воде, скважина не работает, мы без воды остались. Выкинули корма для животных — все вымокли. Многое из того, что мы так долго наживали своим трудом — все прахом. Урожаю конец. Я рассаду сажала, нянчилась, здесь были цветочки — все смело, — перечисляя ущерб, Евгения Уварова не может сдержать слез. — Все очень жалко. Столько работы. И столько денег теперь надо.

Василий Коноплев боится, что не сможет восстановить свое хозяйство. Говорит, в 2013 году Новокиевку тоже подтопило, но в этот раз все в несколько раз хуже. «Мы тут 40 лет живем, детей тут вырастили. Все утонуло, ничего не успел спасти. Тяжело такое на старости лет. Уже и сил нет, и здоровья, жена-инвалид, и пенсии у нас небольшие. Но жить-то надо  как-то», — сетует он. Пока он с женой ночует у сына. Говорит, взрослые дети зовут родителей в Тюмень, но те не хотят стеснять молодежь.

Спасатели пришли на помощь

Вода уходила с подворий несколько дней. Еще в понедельник со двора Уваровых текли ручьи. С начала недели спасатели начали откачивать воду из подполий 37 пострадавших домов. Но, как рассказал начальник амурского поисково-спасательного отряда Борис Чугунов, в некоторых зданиях пока это делать бесполезно — вода тут же возвращается, так как почва перенасыщена влагой.

— Надо ждать, пока грунтовые воды отойдут. Потом уже откачивать, потом сушить. Тепловые пушки есть, помпы есть, рабочие руки есть. Главное — помочь людям и показать, что они не брошены, — прокомментировал он.

Всего в Новокиевке работают 24 пожарных и членов поисково-спасательного отряда Амурской области и 28 сотрудников ДВРПСО МЧС России. Спасатели и пожарные помогают снять линолеум, чтобы просушить полы, развозят питьевую воду, поднимают заборы и помогают справиться  с другими последствиями паводка. С подтопленной территории в понедельник увезли грузовик мусора, в том числе и уже пришедшие в негодность вещи жителей.

Кишка разрезала поселок

Из-за наводнения сильно пострадал мост через речку Кишку, который соединял две части поселка. В некоторые годы ширина речки бывает, что не превышает полутора-двух метров. «Воробей в брод перейдет», — характеризуют Кишку местные жители. Но после ливней река показала характер. Также она разливалась и в 2013-м году. «Мост полностью ушел под воду, но устоял, потому что не было такого сильного течения», — вспоминает пенсионер Виктор Лепехин.

Нового удара стихии конструкция не выдержала. Мост частично обрушился с обеих сторон и постепенно проседает. За ним осталась часть поселка с 30 домами, где живет более 100 человек. Для них блокада стала таким же сюрпризом, как наводнение для Новокиевки. «Мне надо было продукты купить, корма животным. 19 июля утром подъезжаю к мосту, а меня уже не пускают», — вспомнила жительница отрезанного района Ольга Петренко. По ее словам, наводнение их часть села не затронуло — спасло, что она находятся на возвышенности. Некоторые жители только жалуются на подтопленные дождями огороды.

В тот же день между двумя частями села спасатели организовали лодочную переправу. Восстанавливать мост, скорее всего, не будут. Цена вопроса — десятки миллионов. «Дешевле привести в порядок объездную дорогу», — считает глава района.

«Во время наводнения 2013 года у нас пострадали деревни, стоящие на берегу Зеи: потонула часть Богословки, Мазаново, Красноярово, Белоярово, Практичи, — рассказал Михаил Пивень. — А сейчас главный удар пришелся на Новокиевку».

Власти стараются не допустить эпидемии

Воду из скважин и колодцев новокиевцам пить сейчас нельзя. Поток воды не только прошелся через дома и огороды, но и вымыл содержимое туалетов и септиков. Как рассказал глава Мазановского района Михаил Пивень, Роспотребнадзор провел уже повторное исследование проб и снова признал воду в колодцах непригодной для питья. Теперь ее будут обеззараживать, администрация закупает специальные таблетки для дезинфекции. Кроме того, чтобы не допустить эпидемии, в район дополнительно завезли вакцину от гепатита А, привили 63 человек.