Трофи-рейд в полях: экстремальный репортаж с уборки ячменя в воде

«Катастрофа!» — окидывает взглядом поля замгендиректора ООО «Амурское» Василий Овсеенко. В амурских хозяйствах позже срока стартовала уборочная кампания. Сами аграрии называют страду самой тяжелой за последнее десятилетие. Комбайны ходят по воде и грязи, в которые превратились угодья после продолжительных и нещадных дождей. Даже добираться к полям приходится по месиву — дороги размыты и разбиты. Уазик с корреспондентами «Амурской правды» тоже завяз в пути. На репортаж с подтопленных полей мы добрались с помощью тягача.

Уборочная в этом году самая настоящая страда — урожай в буквальном смысле выстрадан по крупицам. С плодородных земель Ивановского района, принявшего обильные дожди, так и не уходит вода.

— Плывем, волну гоним. Резиновые сапоги в кабине стоят, — рассказывает механизатор Алексей Загороднюк, управляющий комбайном.

Вдоль полей дежурит трактор-тягач. То и дело комбайны увязают в грязи. 18-тонных гигантов вытаскивают на сушу.

— Каждая машина буксует по 2—3 раза за час. И к концу дня получается, что из пяти вышедших на поле комбайнов в полной мере работали четыре, так как один все время сидел, — оценивает ситуацию бригадир Павел Простокишин.

117,5

тысячи гектаров посевных площадей пострадали от паводка в Приамурье, наибольшие потери у  сои

В болотистые поля не могут пройти большегрузы. Комбайны на разгрузку зерновых бункеров идут к обочине сами. Даже добраться к угодьям — большая проблема: с грязью по пояс не справляются грузовики. Прошлым летом здесь спокойно проезжали легковушки — сегодня местные работники называют дорогу трофи-рейдом, а тракториста, вызволяющего из чавкающей колеи, — паромщиком. «У нас здесь переправа. Мужики сами едут и фотографируют, как три ЗИЛа цепляются тросами  и тракторист их волочит», — рассказывает бригадир.

— В таких изнурительных условиях из 8 комбайнов могут работать только пять: один гусеничный и четыре полноприводных. Три агрегата стоят и не выходят в поля, — разводит руками заместитель гендиректора ООО «Амурское» Василий Овсеенко.

Трудятся без выходных — на счету каждый погожий час. И все равно аграрии несут большие потери.

— Упускаем много времени, колоссально растет себестоимость затрат на ГСМ, а по ремонту техники год за три считать надо — мы комбайны убиваем, они работают на износ. Восстанавливать их очень дорого — ремонт одной машины обойдется в несколько сотен тысяч рублей, — вздыхает Василий Семенович.

Одни убытки

Погодные условия задержали уборочную кампанию в Приамурье, ячмень с полей начали собирать позже срока. «На сегодняшний день мы убрали только треть культуры. В прошлом году к этому времени уборочная ячменя была уже окончена», — рассказывает бригадир Павел Простокишин.

Работники хозяйства называют дорогу на работу трофи-рейдом, а тракториста, вызволяющего из чавкающей колеи, — паромщиком.

—  Если не убирать вовремя, ячмень начинает падать на землю, урожайность снижается в разы. Нам приходится отодвигать сроки уборки пшеницы, это тоже приведет к потерям. Зерно со временем теряет удельный вес. Едва колос наливается, КамАЗ с прицепом пшеницы весит 28—29 тонн, а в последнюю уборку — уже 22 тонны. Затраты мы несем те же, а объем получаем меньше, — объясняет Василий Овсеенко.

Переувлажненные почвы дают меньший урожай. «Есть поля, где больше 50 процентов угодий находится под водой. Там зерна уже нет», — констатируют в «Амурском». Современная техника не справляется с условиями уборочной — высокая влажность сохраняется даже в солнцепек. Датчики потерь, установленные в комбайнах, срабатывают чаще.

— В прошлом году мы убрали ячменя 30 центнеров с гектара, в этом, по предварительным подсчетам, будет всего 19. Ячмень щуплый, зерно мелкое, — сетуют на качество урожая в хозяйстве.

Особенно страдает соя, чувствительная к влаге, — она задыхается в воде. Уборка царицы амурских полей стартует во второй половине сентября. Но по опыту аграриев, даже к этому времени угодья не высохнут. «Как мы будем отсюда ее таскать?» — проплывая очередное паводковое озеро на УАЗе, сетует Василий Семенович.

Урон сельскому хозяйству этим летом стал более масштабным, чем в наводнение 2013-го.

миллиард рублей — сумма ущерба, нанесенного амурским аграриям в летнее наводнение

Пять лет назад у ООО «Амурское» затопило 700 гектаров. «Сегодня у нас в три раза больше пострадавших полей», — рассказывает замгендиректора. Аграрии опасаются, что вложения, понесенные в течение года, уборочная кампания не оправдает.

— При грубом подсчете, мы вкладываем 10 миллионов рублей в тысячу гектаров. Это траты на семена, удобрения, гербициды, ГСМ, зарплаты. А всего у нас засеяно 7 тысяч гектаров. Итого мы вложили 70 миллионов. Повышать цены на зерно мы не сможем, так как работаем в условиях рынка, — вздыхает Василий Овсеенко.

Последствия наводнения здесь будут устранять еще долго. Хозяйству придется восстанавливать за свой счет дороги, удобрять и выравнивать размытые поля. «Когда вода сходит, она вымывает из почвы самое ценное. Как эти лиманы закопать, вернуть землю в хорошее состояние? На неровном поле при уборке мы будем нести очень большие потери — зерно останется в канавах», — сетуют в «Амурском».

Неурожай в Приамурье почувствую сельхозпредприятия, в том числе и дальневосточные — дефицит зерна сократит его поставки. Беда сказалась и на простых людях: комбайнеры, чья техника не может выйти в поля, остались без сезонных зарплат. 

Аграрии надеются на господдержку

Как сообщает региональное правительство, последствия паводков затронули все сельскохозяйственные районы Приамурья. В июне и июле в области выпало осадков в полтора, а местами более чем в два раза больше климатической нормы месяцев. Убытки аграриев в этом году оценивают более чем в 1 миллиард рублей.

По предварительным данным, всего пострадали 117,5 тысячи гектаров посевных площадей, наибольший урон потерпела соя. В области продолжают инспектировать и учитывать пострадавшие посевы. Власти региона намерены обращаться за федеральной поддержкой, чтобы оказать помощь утонувшим хозяйствам.  

— 7 августа у меня запланирована встреча с Дмитрием Медведевым, в ходе которой я намерен поднять вопрос о поддержке Приамурья  в ликвидации последствий паводка и обильных дождей, — сообщил врио губернатора Василий Орлов.

Закон позволяет пяти районам Приамурья ввести режим ЧС в связи с гибелью урожая  —  Ивановскому, Тамбовскому, Завитинскому, Серышевскому и Белогорскому.