Жертвы чужих интересов: почему провалилась акция «последних» дольщиков «Городка»

Амурскую область попытались встряхнуть — вывести людей на протест в канун губернаторских выборов. Акция возмущения, больше похожая на шантаж, получилась, мягко говоря, никакой. Из сотен обманутых дольщиков в голодовку ударились только четверо. Вышли на центральную площадь Благовещенска, заявили о своих намерениях до последнего добиваться справедливости. Однако так и не дождались всенародной поддержки. Кредит доверия к предводителям протеста исчерпан — знаменитая и теперь уже легендарная гражданка Г. растеряла последних соратников. Бороться за чьи-то личные интересы желающих больше нет.

Медиазвезда протеста

Трагедия сотен амурчан, едва не потерявших жилье, уже в истории. Несколько лет обманутые дольщики справедливо боролись за свои права, многие отдали за единственный угол последние крохи. По-человечески большинство из этих людей можно было понять, ведь государство — это главный гарант честности и справедливости. Если частные компании тебя обманули и оставили без самого главного в этой жизни — жилья,  то кто-то обязан заступиться и помочь.

В Амурской области решение проблем обманутых дольщиков приобрело системный характер. С дольщиками небезызвестной компании «Городок» и другими застройщиками регулярно проводились встречи. Пути из кризиса искались совместными усилиями власти и пострадавших, каждое решение согласовывалось и принималось коллегиально.

Предпринимались беспрецедентные шаги, которых до этого момента в России еще никто не делал. И люди поверили, ведь дома высокой готовности достраиваются, во многих отшумели новоселья. Другая категория обманутых амурчан возвращает свои потерянные деньги через бюджет Амурской области и также покупает жилье. Если в прошлом году счет пострадавшим в жилищном беспределе шел на сотни, то сегодня среди недовольных всего несколько человек. Во главе у них гражданка Г. — самая «неимущая» дольщица «Городка», а по совместительству настоящая медиазвезда.

Инвесторы с большой дороги

Весь прошлый год она вела в атаку обманутых дольщиков, выступала в СМИ с «обличающими» заявлениями. На акции протеста выходили десятки человек, однако по мере разрешения кризиса их ряды неуклонно таяли. Невозможно бороться за то, что у тебя уже есть. Людям возвращают деньги, дают жилье, остается растить детей, строить планы на будущее, радоваться жизни. Помимо квартир в домах высокой готовности, уже 166 человек получили денежные компенсации. К середине следующего года вопрос по выплате средств будет полностью закрыт.  

Судя по заявленной голодовке, страдающую от хронической «бедности» гражданку Г. и пару-тройку ее сподвижников такое развитие событий не устраивает. Ей категорически не нравится то, что люди получают деньги. Для нормального человека подобное поведение выглядит, мягко говоря, ненормальным. Она требует продолжать строительство недостроенных домов. Тех самых домов, которые дольщикам уже не нужны, ведь они вернули свои деньги и теперь могут вложить средства в любое другое жилье.

Даме на словах, на цифрах, на пальцах множество раз объяснили, что достроить дома низкой готовности невозможно. По самым скромным подсчетам, на достройку требуется под 100 миллионов рублей, а квартиры получатся «золотыми». За такую работу не возьмется ни одна строительная компания. Однако женщина словно мантру повторяет мысль о том, что у нее есть на примете знакомые предприниматели, которые могли бы стать инвесторами. По факту кандидатуры странные, и если говорить мягко — ненадежные.

Инициатива государства в лице амурского правительства — это помощь тем, кто понес действительно серьезные потери. Для таких людей денежная компенсация — это новый шанс стать на ноги и начать жизнь с точки отсчета. 

Один из таких «инвесторов» прибыл практически напрямую из мест лишения свободы. Он успел отметиться жилищными аферами в Геленджике. Затеял строительство 16-квартирного жилого дома и откровенно «кинул» людей, купивших там жилье. Три года назад получил реальный срок — 6 лет в колонии общего режима, но приговор позже смягчили.

Почитать о похождениях кубанского Остапа Бендера можно здесь. Теперь он попытался применить свои «знания» в Амурской области, обкатать свой богатый криминальный опыт на уже пострадавших дольщиках «Городка». Что и говорить, гражданка Г. выбрала себе достойного компаньона. Можно только догадываться, к каким последствиям мог привести подобный творческий союз.

Другой кандидат на достройку — уже из местных. Неплохой, наверное, человек, представляющий неизвестную организацию с уставным капиталом в 12 тысяч рублей, и в последние три года, согласно отчетности, несущую неизменные убытки.

Источник нескромных доходов

Впрочем, объяснить поведение Г. довольно просто — обычный бизнес, в котором реальной заботой об обманутых дольщиках даже не пахнет. Они для нее инструмент, орудие для достижения личных интересов. Многие вчерашние соратники экстравагантной недовольной дамы сегодня испытывают шок, узнав об истинном положении дел.

Гражданка Г. неизменно выставляет себя обездоленной жертвой с маленькими детьми на руках. В реальности они с мужем настоящие латифундисты — владельцы многочисленной недвижимости. В собственности — дом в Благовещенске площадью 149 квадратных метров, а также 4 квартиры по улицам Батарейная, Василенко, Ленина, Игнатьевское шоссе. Также имеется 2 земельных участка в городе общей площадью 1600 квадратных метров под застройку. Еще один участок площадью 5800 квадратных метров предназначен под возведение многоэтажки. Еще три квартиры у нее в «долёвке» у «Городка». Вся информация в открытом доступе — в государственном реестре недвижимости.

Грубо говоря, Г. — человек не бедный. Это как бы личное дело каждого, но ровно до той поры, пока не затрагивает интересы других людей. В отличие от других пострадавших дольщиков жилье для нее всего лишь источник не самых скромных доходов. Это ее бизнес, за который должны протестовать и голодать другие люди. Вот только делать они это будут лишь в одном случае — если останутся на улице без собственной и единственной крыши над головой. Увы, но государство поддержало дольщиков, смысл протеста сошел на нет. Мятежница осталась одна.

Понятно, что ее беспокоит не столько факт выплаты компенсации за квартиры, сколько одно из ключевых условий. Каждый дольщик получает деньги за одну квартиру. Инициатива государства в лице амурского правительства — это помощь тем, кто понес действительно серьезные потери. Для таких людей денежная компенсация — это новый шанс стать на ноги и начать жизнь с точки отсчета. Перекупщиков такой подход не устраивает, они хотят большего. Но бюджет региона — не бездонная бочка. Оплачивать чей-то личный бизнес за счет налогоплательщиков по меньшей мере аморально.

Если вкладываешь деньги в строящуюся недвижимость исходя из коммерческих интересов, то нужно готовиться и к рискам. Таковы законы рынка, и жилищная отрасль — не исключение. Тем более что история «Городка» пестрит многочисленными авантюрами, связанными с перекупщиками. Именно этой категории дольщиков не выгодна выплата компенсаций. Правда, теперь они остались со своими бизнес-проблемами один на один.

Игра в одни ворота

В довершение еще один факт — вся борьба гражданки Г. за справедливость — это игра в одни ворота. Она требует для себя многое, ничего не давая взамен. Вот уже без малого десять лет, Г. нигде официально не работает и, возможно, даже получает социальную поддержку от государства. Она не платит налоги, а ведь именно эти средства идут в том числе на поддержку обманутых дольщиков.

Все как раз в точности до наоборот — это обманутые дольщики, в большинстве своем добросовестные налогоплательщики, теперь должны оплачивать интересы Г. Эти небогатые люди, радующиеся долгожданной «однушке», должны компенсировать все ее потерянные квартиры. Или все-таки не должны? Ответ на этот вопрос очевиден — достаточно посмотреть на результаты несостоявшейся акции протеста. Желающих играть по чужим правилам больше нет.

Тем временем гражданка Г. ведет вполне респектабельный образ жизни. Не многие безработные могут позволить себе приобрести за один раз три квартиры. В сегодняшней голодовке последнего квартета неудовлетворенных дольщиков все достаточно прозаично. Идет борьба за деньги. Только и всего. Ничего личного, просто бизнес.