Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

Рожденная на Амуре

Родилась я на Дальнем Востоке, в Благовещенске, у реки Амур, где тогда стоял роддом. Про меня можно сказать — рожденная на Амуре. Моя мама — журналист, выпускница МГУ имени Ломоносова. Она приехала в Благовещенск по распределению. Папа тоже приезжий. Так все и началось. Я — амурчанка во втором поколении. Родители — жители западных регионов: мама москвичка, папа — из Подмосковья. У меня получилась такая интересная история жизни, что родилась я на Амуре, а выросла‑то на Ладоге, в Санкт-Петербурге. Поэтому у меня есть представление о России.

Я росла, как все дети, — играла в школу, мечтала быть то врачом, то путешественником, но особых планов не было. Пока училась, всегда, как дите своих родителей, любила читать, анализировать, мыслить. И журналистика со мной все время рядом шла, только параллельно. Я что‑то писала, придумывала какие‑то темы, вела школьную газету. Мне это было просто интересно, и я знала с детства, как это делается. Я видела живой пример перед глазами. Быть журналистом не мечтала, потому что мама работала в этой сфере и очень не хотела, чтобы я пришла в эту профессию. Журналистика для нашей семьи была табу. Профессия изначально не женская — очень сложная, эмоциональная, хотя сейчас в ней много женщин. Я любила историю и путешествия, и когда встал вопрос, куда я пойду, я отправилась в Благовещенский государственный педагогический институт и окончила его (по специальности учитель русского языка и литературы. — Прим. ред). Это были «мои университеты», моя база.

Десятилетие с «Амурской правдой»

Мне очень нравилось работать в школе, там я провела довольно длительное время. Но так получилось, что ушла из этой профессии, не по своей вине. И меня позвали, чисто случайно, в журналистику. Это было в Санкт-Петербурге, где мы тогда жили с мужем. Сначала было радио, потом газета «Невские новости». Но муж у меня военнослужащий, и его перевели обратно на Дальний Восток. Чему мы, кстати, очень радовались и ехали сюда довольные. Это был конец 1990‑х годов — начало нулевых. По сравнению с западными регионами Дальний Восток казался сытым краем. Мы сюда приезжали отъедаться. И мы вернулись: в это солнце, к нашим родственникам, к друзьям. В Благовещенске я сначала работала несколько лет в рекламной газете, это тоже была для меня большая школа. Я научилась писать и узнала основы пиара. А потом талантливого человека заметила муниципальная газета «Благовещенск». Я перешла в нее.

Затем я шагнула в региональное издание — «Амурская правда». Вот уже 10 лет в нем. Для меня это целая жизнь, год идет за три. Я счастлива, что столько проработала в этой газете. Мне кажется, в последнее десятилетие я вошла в историю амурского края, Амурской области как человек, который освещал время, события и писал о людях. Может быть, когда кто‑то будет читать подшивки нашей газеты, как это очень часто делаю я, чтобы понять, чем жила область, увидит и мою фамилию.

Люди — любимая тема

Конечно, в «Амурской правде» я не всегда сама выбираю темы, выполняю и задания. Но, к великому счастью, редактор у нас знает, кто что лучше напишет. Ну, не могу я ходить в Заксобрание, на какие‑то длительные, паркетные заседания. Нет, сходить‑то я схожу и написать напишу. Но каково мне будет в душе! Но Бог меня миловал в этом плане. Мне предлагают темы, которые, наверное, похожи на меня. Иногда я сама выбираю. И такого нет, чтобы я занималась каким‑то совершенно нелюбимым делом на протяжении всей моей работы в редакции.

Интересны мне прежде всего люди. Чем бы этот человек ни занимался. Люди — это центр нашей работы. Потому что во главу угла всегда должен быть поставлен человек. Даже если происходит какое‑то глобальное событие, то начать его нужно, наверное, просто с человека. Люди — это самая интересная тема, их много, они разные. Но раскрываются не все хорошо. Иногда идешь к человеку — и тебе кажется, он неразговорчивый, самая заурядная личность, и разговор иногда просто не клеится. Начинаешь героя прощупывать и все равно найдешь какую‑то точку, когда у него глаза загораются. И как только на какой‑то теме он загорелся, надо садиться на нее и ехать. Вот тогда все получится. И люди раскрываются.

Писала с душой

Наш редактор Елена Павлова говорит очень хорошую фразу, я всегда ее вспоминаю: «Что написано с трудом, то читается легко; что написано легко — то читается с трудом». Профессия у нас непредсказуемая: когда много информации — плохо, потому что надо ее как‑то уместить. Мало информации — тоже плохо. Нет золотой середины, поэтому пишется, конечно, с трудом. И с каждым годом, когда все больше мыслей накапливается, сложнее. Думаешь, некоторые вещи я бы могла написать и побыстрее, всегда планирую: 2—3 часа — и домой. Нетушки, не получается. Что‑то потом правишь, исправляешь, вытачиваешь. Хотя есть журналисты, которые пишут очень быстро, я им завидую. Но у меня не получается. Все идет с таким трудом, с таким напрягом… Но от души.

«По сравнению со столетним возрастом газеты мы все еще такие дети! Внучки!» — шутила Варвара Сиянова.

Экология ворвалась в сердце

Самое интересное, что за 10 лет моей работы в главной газете Амурской области экология только недавно ворвалась в мою жизнь. Я как‑то не касалась этих проблем, у меня были другие задачи. Я вела культуру, у меня была социалка, я очень любила писать о производствах с какими‑то экономическими составляющими. Я такой маленький цеховичок-производственник, мне очень нравились различные объекты, все эти процессы, это же люди, это так было интересно! При мне строились космодром Восточный, Нижне-Бурейская ГЭС, сейчас газоперерабатывающий завод. Но так как я очень люблю путешествовать и с детства занималась туризмом, я стала потихонечку искать темы, связанные с природой. И мой взгляд коснулся нашего Хинганского заповедника, где выпускают журавлей в дикую природу. Мы туда съездили, это была совершенно другая жизнь. Одно дело — ты бываешь на стройке, и совсем другое — в лесу. И там тоже люди.

Природа стала отдушиной. Казалось бы, что может быть в ней интересного — ну, трава, цветочки, животные скачут. А когда начинаешь на все это смотреть изнутри, тогда открываешь природу совершенно по‑новому. И открываешь людей, которые там работают. Сейчас в моей работе экологическая тематика занимает процентов 75. Экология — это жизнь. В ней происходят латентные процессы, они не на поверхности, скрытые. Но, к сожалению, пока человек лично не сталкивается с этим, он их не замечает. Наша же задача — сделать так, чтобы экологические проблемы людей вообще не коснулись.

В журналисты назначена Богом

Безусловно, «Амурская правда» — это родное. Но, с другой стороны, мысли, а не пора ли мне уйти, а может, где‑то там есть место, где я могла бы так же проявить себя, — терзают каждого человека, особенно творческого. Ну и, может, в порыве каких‑то неудач тоже такие вопросы возникают. Думаю, ну все, надоело приходить домой поздно, бежать на работу, которая практически вся моя жизнь! Но как только я начинаю так думать, а не пора ли мне свалить, начинается какой‑то кураж, идут какие‑то интересные темы, появляются люди, про которых я не писала. И эта петля все затягивается, и затягивается, и затягивается. И думаю: еще вчера же хотела уйти. Но какой уйти, какой уйти! У меня еще здесь не отработано все!

У меня есть духовный наставник, с которым я общаюсь, рассказывала ему, что работаю журналистом. Он говорит: «Варвара, ты вообще знаешь, что на такие должности вы не сами приходите. Вас назначают». Я думаю: ладно, раз меня назначили, значит, я и буду.

Усталая, но довольная

 

Третий пуск ракеты с космодрома Восточный стал для Варвары Сияновой первым. Она признавалась, что ее поразила мощь процесса и увидеть такое зрелище — счастье. Когда ракета взлетала, «тайга дрожала», вспоминала она. Накануне запуска ракеты Варя вышла из дома еще затемно, в три часа утра, чтобы отправиться на космодром, а вернулась назад  почти в полночь. Но зато довольная, радовалась она. «Наверное, вот это «усталая, но довольная» и есть главный итог нашей профессии», — пришла к выводу Варя.

                 5 фактов о Варваре Сияновой

— За десять лет работы в АП Варя побывала с командировками во всех районах Амурской области и гордилась этим.

— За время существования сайта «Амурской правды» Варвара Сиянова написала около 1 400 статей. Не считая тех, которые выходили только в газете и под псевдонимом. В общей сложности за свою карьеру в АП Варя написала не меньше двух тысяч материалов.

— Варвара была победителем и неоднократным призером дальневосточного экологического конкурса «Живая тайга», получила престижную награду «Серебряный стриж России» за серию публикаций об амурских заповедниках. Выиграла журналистский Оскар — премию «Золотой Гонг» за материал о девушке-сироте с ребенком на руках, которой помогла получить квартиру.

— Каждый сентябрь Варя Сиянова проводила на фестивале «Амурская осень». Она обожала делать интервью со звездами и умела их расположить к себе как никто. Даже ненавидящий журналистов актер Михаил Ефремов растаял, когда Варя брала у него интервью.

— Варвара Сиянова восхищалась дальневосточной природой и с удовольствием покоряла амурские горы. Одно из ее любимых экстремальных восхождений — на Тукурингру, возвышающуюся на 1 400 метров над уровнем моря.

Варвару Сиянову похоронили на сельском кладбище в Игнатьеве, где покоится ее мама.