• Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru
  • Фото: kinopoisk.ru

Дровишек подбрасывают еще и российские адаптаторы, в которых вселился особенный демон и заставляет их раз за разом использовать слово «проклятие», если речь идет о спин-офф «Заклятия». Дважды прокляв куклу Аннабель, они взялись за монашку, так что зрителю впору уже делать пометки в блокноте. Монашка, кстати, родом из «Заклятия 2», о котором свежи еще не самые похожие на восторг воспоминания. Там демон, которому нравится наряжаться в женскую одежду, донимал героиню Веры Фармига, а у нее в это время и без того было полно хлопот, связанных с потусторонним (или загробным — черт ногу сломит) миром. Все это очень понравилось почтенной публике, которая запросила отдельный фильм про страшную тетю и получила его через каких-то пару лет — во вполне компактном хронометраже и уже другой девушкой по фамилии Фармига в главной роли. Ну, в одной из трех таких ролей на борьбу со злом в «Проклятии монахини» выдвигаются юная послушница Айрин (у нее все на свете в первый раз), мрачноватый отец Бёрк (он что-то скрывает) и случайно попавшийся по пути придурковатый красавчик, которого все называют Французом. Троица выдвигается в стоящий на отшибе женский монастырь, чтобы разобраться в обстоятельствах самоубийства одной из сестер. Разворачивается эта детективная возня в Румынии, и, хотя на дворе середина прошлого века, выглядит все весьма по-деревенски.

Публике должно быть достаточно уже самой резкой смены декораций. От нововведений хочется взвыть, но публика терпит — мрачная крепость-темница только прикидывается богоугодным заведением и скрывает в себе множество неприятных вещей. Герои тоже терпят — им вообще убегать запретили в сценарии

Страна, вероятно, застыла в предчувствии прихода к власти Чаушеску. По крайней мере, этим можно было бы объяснить, почему следствие назначено Ватиканом и почему заниматься им должны именно эти странные люди. Впрочем, в зловещий монастырь отказываются идти даже лошади, демонстрируя интеллектуальное превосходство над некоторыми двуногими. За ведением легкомысленных бесед трое героев добираются наконец до места происшествия, где их встречают крайне негостеприимно — в смысле, не встречают вообще. Заподозрив неладное в 118 раз, детективы без лицензии дожидаются наступления темноты, чтобы первым делом разделиться, а вторым — отправиться гулять по всяким подвалам и погостам. При этом объяснить логику поступков Француза вообще не представляется возможным, ведь ему из Ватикана явно не звонили, а вот лошадь предупреждала. И вот зритель уже оказывается во вполне привычных обстоятельствах: двери скрипят, призраки везде нескромно шляются, и даже свои, родные и близкие люди, норовят подойти на цыпочках со спины. Обитель оказывается зла, разной твари в ней не меньше, чем монахинь, причем те, что еще не почернели лицом и не научились выходить из стен, отлично прячутся, толком-то и поговорить не с кем.

Старый добрый инструментарий продюсер Джеймс Ван и режиссер Корин Харди радостно пускают в ход, не страшась того, что зрители все это видят по нескольку раз в году. Публике должно быть достаточно уже самой резкой смены декораций. Для того чтобы не устраивать снова двухчасовую беготню по этажам отдельно взятого жилого строения, съемочная группа действительно работала в Румынии. Это принесло фильму отчетливые преимущества: освещения в монастыре практически нет, герои вооружены какими-то керосинками (фонари изобрели опять же при Чаушеску, надо полагать), зато рядом имеется живописное кладбище, по которому постановщик регулярно запускает низко стелящийся туман. От таких нововведений хочется взвыть, но публика терпит — мрачная крепость-темница только прикидывается богоугодным заведением и скрывает в себе множество неприятных вещей. Герои тоже терпят — им вообще убегать запретили в сценарии. Призраки лезут не только из секретных туннелей, но и из прошлого некоторых персонажей, пугая их различными фокусами. В качестве реквизита применяются змеи, могилы и вообще все, что попадается под руку. Потом начинают происходить важные для сюжета вещи, о которых не так уж трудно догадаться гораздо раньше. И «Проклятие монахини» наконец избавляется от проклятия детектива.

В той части, где речь идет о многолетнем противостоянии с демоном, кино действительно вызывает некоторый интерес. Но все сводится на нет и бесконечными всхлипами во тьме, и какими-то левыми мальчиками, напрашивающимися на собственный фильм, и приемчиками в стиле «Чернокнижника».

Но и только. Харди то вводит второстепенных персонажей, то снова сосредотачивается на троице, окончательно противопоставляя этих слабых в сущности людей всему адскому могуществу. По ходу мы узнаем историю демона Валака, которая, конечно, достойна стать сценарием очередной игры в серии Diablo, но куда смотрело все эти годы церковное руководство — решительно непонятно. Не мешало бы и вспомнить о том, что самой распространенной религией в Румынии является немножко не католицизм, но это уже, конечно, придирки. Заклеймив по ходу дела милитаризм, «Проклятие монахини» переходит к тому, ради чего все это, собственно, и затевалось. Конечно же, речь о финальной битве, которая проходит на земле, в воздухе и в воде, невзирая на то, что армию добрых христиан представляют всего два воина и воительница, а адские силы не могут покинуть монастырь. И конечно, если бы не кровь самого Спасителя, главным героям пришлось бы совсем туго. Но к счастью, нужная реликвия оказалось под рукой, и поэтому, возводя уровень ахинеи до запредельного, троица загоняет злой дух обратно в преисподнюю, в буквальном смысле смывая его. Ни отец, ни сестра, ни Француз не только не погибают, но даже не получают существенных повреждений. Это даже не спойлер, потому что в фильмах этой вселенной призраки и демоны способны главным образом орать дурными голосами и кидаться цветочными горшками.

Тут, конечно, дело обстоит слегка посерьезнее. А в той части, где речь идет о многолетнем противостоянии с демоном, кино действительно вызывает некоторый интерес. Но все сводится на нет и бесконечными всхлипами во тьме, и какими-то левыми мальчиками, напрашивающимися на собственный фильм, и приемчиками в стиле «Чернокнижника», которого многие из нынешних поклонников хоррора, наверное, вообще не смотрели. Если хоть ненадолго задумываться о происходящем в сюжете, возникает множество вопросов, на которые никто не ответит, потому что Джеймс Ван и его друзья заняты и боги тоже. Итоговые сражения — это, конечно, восхитительно, но и их в наши дни не мешало бы продумывать посерьезнее, а не просто загонять всех в катакомбы и, показывая пальцем на одну дверь, говорить, что вот там самое плохое. Про актеров и говорить нечего: Фармига-старшая и Патрик Уилсон хотя бы по мере сил изображали документальность съемки в «Заклятиях», а в «Проклятии монахини» зрителю просто предложили на выбор наиболее подходящего для сопереживаний типажа. Многим не подошел ни один. Но это не имеет значения, если обратить внимание на сборы.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.