Очная ставка с Гамлетом: новая интерпретация Шекспира заставила амурчан покидать спектакль

Спектакль «Гамлет: очная ставка» режиссера Елены Кузиной, показанный 18 сентября на сцене Амурской областной филармонии, вызвал неоднозначную реакцию у амурского зрителя. Одни внимательно следили за постановкой, другие откровенно зевали, а кто-то даже спешно покидал зрительный зал. 

Шут и дерзкий принц

Серые одеяния, деревянный настил, канат и неяркий свет. Начинает представление шут. Он появляется на сцене еще до того момента, как все зрители заняли свои места. Заигрывает, шутит. Достает сценарий и распределяет роли. Он кукловод, дух. В исполнении Дамира Бахтиева герой становится едва ли не самым ярким во всей постановке.

Удивительно, но, несмотря на вольность интерпретации, поразительную современность и остроту изложения, история все же осталась шекспировской. Гамлет узнает о смерти отца и догадывается, что это сделал его дядюшка Клавдий. Принц никак не может смириться с произошедшим, положение усугубляет спешная свадьба его матери Гертруды с убийцей. Все считают, что Гамлет сошел с ума от любви к прелестной Офелии, и принц позволяет окружающим так считать. У него свой план и своя игра. Главную роль исполняет Игорь Стам — не Высоцкий, но весьма и весьма хорошо. Его Гамлет экспрессивный, дерзкий, смелый, энергичный и современный.

Чипсы от Гамлета

Осовременивание языка Шекспира прошло очень тонко и бережно. Вот Гамлет на излом произносит знаменитый монолог «Быть или не быть…» и тут же предлагает зрителям угоститься чипсами. Неожиданный поворот, но как он позабавил зрителя. То и дело из уст героев звучат сленговые слова, Офелия картинно хлопает ресницами и надувает губы «бантиком».

Постановка довольно откровенная. Нет, в ней нет пошлостей, оголенных частей тела, но есть яркие намеки. Эта откровенность немного расслабила зрителя. Школьники, которые находились в зале, повзрослели немного раньше положенного времени.

Контакт со зрителем

«Гамлет: очная ставка» определенно далек от привычного видения, он выходит за рамки времени и сцены. Актеры взаимодействуют со зрителем: расхаживают между рядами, раздавая чипсы, обращаются к сидящим в зале. Так, Гамлет неоднократно спрашивает у людей: «Так быть мне или не быть?». Постановка серая, но яркая — в первую очередь за счет актерской игры. Артисты постоянно находятся в движении и используют сцену по максимуму, площадка перестает быть плоской, пространство расширяется, и зритель находится как бы в центре событий, вместе с героями. 

Постановка довольно откровенная: без оголенных тел, но с яркими намеками. То и дело из уст героев звучат сленговые слова.

Декорации однообразные и неброские, но в контексте «нового Гамлета» это решение оправданно. Яркая деталь — канат, с которым то и дело взаимодействуют актеры, добавляет живость. Он символизирует жизнь: герои держатся за него, и канат не дает им упасть. Это источник силы.

Два лагеря

Зрители разделились на два лагеря. Многие встретили постановку холодом. На выходе из зала то и дело слышались разочарованные возгласы.

— Нет, такое я не люблю! Я все-таки за классику! Это же не спектакль, а какие-то кривляния. И вообще, это было слишком откровенно.  Я видел в зале школьников. Зачем им такое смотреть? Декорации странные, все серое. Я пришел отдохнуть и вдохновиться, но не вышло, — рассказал 46-летний Николай Мариуца из Благовещенска.

Однако нашлись и ценители осовремененного и определенно сложного «другого» Гамлета. Дарья Валиева робко рукоплескала и все время оглядывалась, ища поддержку других зрителей.

— Спектакль мне в принципе понравился. Всегда интересно наблюдать что-то новое, не похожее на другое, непривычное. Такой «Гамлет» заставил меня задуматься о нравственности. И еще мне нравится актер Игорь Стам (исполнитель роли Гамлета), поэтому я в любом случае смотрела постановку с удовольствием, хотя бы только из-за него, — поделилась впечатлениями 24-летняя Дарья Валиева.

Трагедия попала в руки именитого режиссера

Бессмертная история, написанная в 1600-1601 годах, одна из самых известных пьес в мировой драматургии, признанный шедевр. Трагедию ставят самые именитые театры разных стран, и получить в ней роль считается огромным достижением и наивысшим признанием таланта. Режиссер показанной амурским зрителям постановки Елена Кузина хорошо известна в театральных кругах. Она проводит актерские тренинги, в основе которых лежат принципы игрового театра. Поставила более 20 спектаклей в России, Германии, Финляндии, окончила аспирантуру, опубликовала 20 научных статей. В ее арсенале  множество наград.

 


Материал выходит при поддержке Мультибрендового Т.Т. магазина, расположенного по адресу: г.Благовещенск, ул.Амурская, 170, 44-30-00, 44-30-30, 44-50-50 www.tt-store.ru