В Благовещенске нашествие бизнес-тренеров. «Ракурс» Андрея Анохина

От обилия бизнес-тренеров и тренеров личностного роста в последнее время как-то тесно в нашем небольшом уютном Благовещенске. Медом тут намазано. Дня не проходит, чтобы по пути домой не нарваться на очередной баннер с очередной «легендой» мирового бизнес-сообщества. Который автор целой серии популярных бестселлеров на тему «как сплотить команду и заработать много денег». Ну и далее по рекламному тексту — про самосовершенствование и самореализацию и прочие непонятные слова, без которых мы как-то жили.

Лекция для прораба

Самое характерное, что большинство фамилий слышишь впервые, а в лицо так и вовсе — два человека из трех абсолютно незнакомые люди. Наверное, потому что знакомые бизнес-знаменитости с подобными выступлениями к нам никогда не приедут. Практики, в отличие от теоретиков и авторов «ценных» книг, — люди занятые. Некогда им разговоры разводить. И уже тем более разъезжать с гастролями. Я уже не говорю про зарабатывание денег путем продажи билетов на собственные лекции. Я человек от коммерции далекий, но и то понимаю — большие деньги зарабатываются по-другому.

Раньше к лекторам разного толка я относился с долей легкой иронии. Знай себе выступают, меня не трогают, и то ладно. Сейчас, когда они нескончаемым потоком арендуют благовещенские кинозалы и нудят из всех утюгов про очередной продвинутый курс бизнес-развития, уже становится как-то не по себе. Почему не едут в город Циолковский или на строительную площадку газоперерабатывающего завода? А еще у нас строится мост через Амур, разного рода ТОРы, «Сила Сибири» и ВСТО.  

Едут они сюда только потому, что на западе они всем давно надоели.

Почему не прочитают лекцию строительному прорабу или председателю агрохолдинга? Почему не расскажут им про сплочение команды из рабочих-вахтовиков, а рабочих-вахтовиков не научат личностному росту? Я думаю, ответ очевиден — ответные планы будут далеко идущими.

Благовещенск — отличный город, но весьма далекий от реального производства. Все возможные коммерческие ниши давно заняты, а команды сформированы. Придумать что-то новое в сфере перепродаж тоже трудно.

На кого рассчитаны эти лекции? На далекую от реальности молодежь, которая пока не в состоянии оценить реальное положение вещей, живущую в мире грез, в какой-нибудь «стране равных возможностей». Думающих, что чужой дядя даст готовый рецепт большого успеха. Останется пара несложных телодвижений, и удача сама прыгнет в карман.

Прописные истины

Увы, действительность будет иная. Удача улыбнется лишь каждому трехсотому, да и то лишь потому, что они и без посторонних лекций прирожденные руководители.

— Девять лекторов из десяти на подобных лекциях рассказывают прописные истины, — поделился мой знакомый бизнесмен, владелец небольшой, но вполне успешной ремонтно-строительной компании. Человек, отлично понимающий все тонкости крепления навесных потолков и поклейки тяжелых обоев. Прошел через все это сам.

Путь к дорогому костюму зачастую лежит через пыльную спецовку.

— Люди идут и внимательно слушают. Им нравится, когда незнакомый и с виду совершенно успешный бизнес-тренер постоянно улыбается, а его внешний вид, словно рекламная картинка. Все хотят выглядеть как он, но при этом не понимают, что путь к дорогому костюму зачастую лежит через пыльную спецовку, кровавые мозоли на руках и затекшую спину. Большинство сегодняшних успешных предпринимателей начинали свой путь в большую коммерцию обычными челноками. Таскали неподъемные баулы, а теперь еще состоят на разных диспансерных учетах. Каторжная работа без выходных и праздников здоровья не добавляет, — рассказывает другой человек, к которому я обратился с аналогичным вопросом. Он в прошлом слесарь-наладчик в области промышленной энергетики. В годы перестройки его предприятие развалилось, и он подался в Китай. Свой личный бизнес он начинал с небольшого прилавка на благовещенском рынке, сегодня работает в сфере интернет-торговли.  

— Обрати внимание: на рекламных плакатах бизнес-тренеров куча информации про написанные книги и малопонятные громкие награды в области экономики. Нигде не написано про созданные успешные предприятия или построенные заводы. Большинству из них в реальности нечем гордиться, за душой ничего, помимо дорогого костюма. Едут они сюда только потому, что на западе всем давно надоели, — добавляет третий знакомый. Он свой путь в бизнес начинал в обычном гараже, где организовал автомойку. Сейчас заключает контракты на поставку автозапчастей из Японии.

Все трое вполне состоявшиеся люди. У кого-то дела идут лучше, у кого-то хуже. При этом все трое понимают, что в успешном бизнесе без падений и неудач ничего не добьешься, главного не поймешь.

Виртуальная реклама реального успеха

— Андрей, привет! — окликнул меня на днях хорошо известный в журналистских, автомобильных и бизнес-кругах предприниматель Денис Рудь. Постояли поговорили. Выглядит он отлично, видно, что собственной жизнью удовлетворен.

Большинство успешных предпринимателей современности начинали свой путь в большую коммерцию обычными челноками.

Лет десять назад он начинал свою трудовую карьеру рядовым корреспондентом в газете «Амурская правда». Потом ушел в бизнес, который поднимал с нуля. Сейчас тоже периодически участвует в семинарах, дает практические советы. Что характерно, сомнений в его компетентности не возникает. Весь трудовой путь этого человека как на ладони. Все его победы и неудачи в Инстаграме. И потом, когда в каком-нибудь посте он вдруг появляется на фоне дорогой машины, то понимаешь — он действительно на нее заработал. Я думаю, действует лучше дорогого костюма, и уж тем более освещенной софитами улыбки в переполненном концертном зале. Вот такая виртуальная реклама реального успеха.

Соцсети в частности и интернет в общем в принципе — отличная вещь. Иногда достаточно забить в поисковик фамилию человека, а потом понять, стоит ли его лекция потраченного времени и уже тем более денег. В большинстве случаев полезнее потратить их на учебу и получение хорошей, нужной профессии. Мне кажется, тогда удача точно не пройдет мимо.