Режиссер Александр Котт: «У меня проблемы с комедией — это не моя территория»

Гость «Амурской осени» — о работе, джихаде Гитлеру и смелых шутках

«В детстве мечтал стать киномехаником, — признался известный российский режиссер Александр Котт. — Сиди, целыми днями смотри фильмы — мечта просто. Но не получилось». За несколько лет Александр Константинович снял несколько отечественных блокбастеров — это и «Брестская крепость», и несколько частей новогодних «Елок», и классический «Герой нашего времени», и спорный «Троцкий». На минувшем фестивале «Амурская осень» его фильм «Спитак» получил диплом за лучшую режиссуру. В рамках фестиваля Александр Котт честно и с удовольствием рассказал амурским зрителям о работе над своими самыми успешными фильмами.

«Спитак» — реальная память

Три года работали над этим фильмом. Сценарий, которому лет десять, долго кочевал по продюсерам, все читали, но никто не брался. И когда мне позвонили и предложили снять фильм, я сразу согласился. У меня есть такое свойство — сначала соглашаюсь, а потом думаю. Но раз уж согласился, то максимально включаюсь в историю. Съемки были в Армении, в Москве. Это была большая ответственность. Это не то что снимать про Отечественную войну, когда никто уже ничего не помнит. Здесь нельзя было соврать. У нас был своеобразный кастинг: каждый, кто приходил на пробы, рассказывал свои воспоминания о тех событиях, потому что это коснулось каждого армянина, даже если он был шестилетним ребенком. Столько было правды в их рассказах. Было ощущение не генетической, а реальной памяти.

В школе нас обманывали

Когда предложили снять «Героя нашего времени», тоже согласился сразу. Нужно не быть режиссером, чтобы отказаться от такой темы, такого сценария. У нас со школы есть образ Печорина, в кинокругах — это образ Олега Даля. А в реальности стопроцентный Печорин — это сам Лермонтов. Все совпадает полностью. И мне было очень интересно погрузиться в эту историю. Кто не знает, Лермонтов был дико влюблен в Екатерину Сушкову, которая стала княжной Мэри. А потом, когда он стал знаменит на Кавказе, влюбил в себя Сушкову. Та под его окнами призналась в любви, а он ее отверг. Мы были в музее в Пятигорске, его хранитель немного одержим Лермонтовым.

До сих пор замалчивается, что последний защитник Брестской крепости — чеченец.

В школе нас дико обманывали, и дуэль между друзьями Лермонтовым и Мартыновым произошла из‑за… рисунка. В то время, если ты герой, у тебя была очень длинная сабля. Мартынов был невысокого роста, и сабля у него волочилась по земле — это было очень смешно. И Лермонтов нарисовал неприличную картинку, где вместо сабли у Мартынова волочилось кое‑что другое. Мартынов не мог не вызвать своего друга на дуэль. В итоге они подошли друг к другу вплотную, ткнули пистолетами в грудь, постояли минут сорок. И неожиданно Мартынов нажимает на курок. Убийца Лермонтова дожил до восьмидесяти лет и каждый год писал, почему он так сделал. Не мог простить себя. Когда изучаешь историю — это так интересно!

Чеченцы объявили священную войну Гитлеру

— Блокбастер «Брестская крепость», который также участвовал в «Амурской осени» несколько лет назад, тоже во многом появился из‑за любви к истории. У меня детство прошло в окружении книг, и многие из них были про войну, про пионеров-героев. Помню, когда я шел к зубному, я представлял себя Валей Котиком. Говорил себе: «Их пытали, а ты что, не можешь выдержать?!» И мне помогало — я молчал.

У меня была страсть к военной литературе, поэтому я сразу согласился на «Брестскую крепость». Никто не верил в успех этого фильма, что он станет кассовым. Я увидел материал и понял, что нам не все рассказали.

Например, до сих пор замалчивается, что последний защитник Брестской крепости — чеченец. Там был отряд чеченских пограничников-комсомольцев, которые приняли бой и объявили Гитлеру джихад — священную войну. В советское время об этом всячески замалчивалось. И у нас был эпизод именно объявления джихада. И интересная была ситуация, когда в нем позвали сниматься представителей чеченской диаспоры. Пришли такие важные люди — с кольцами, в дорогой одежде. Я сказал, что надо ползать в грязи. Они отказались, хотел уже брать армян, потому что этот эпизод был нужен. Но на следующий день чеченцы вернулись — побритые, готовы на все. Оказалось, что старейшина дал им указание делать все, что я скажу. Для чеченского народа это очень важно — помнить, что такой эпизод был!

Не насытился Троцким

— Я вскочил в проект, сериал «Троцкий», когда часть материала была снята. Это не документальное кино и не про жизнь замечательных людей, а такой другой взгляд на Троцкого как на артгероя. Мало кто знает, что революция совершилась в день рождения Троцкого, хотя должна была произойти на два дня позже. И поджег этот фитиль революции, а потом аккуратно передал его Ленину именно Троцкий. С одной стороны, он был абсолютное зло, а с другой — спас и вывез российскую философскую школу во Францию. Из моих заслуг — другой взгляд на смерть Троцкого. Я сделал так, что его смерть была не случайной, а он заставил себя убить. Это очень интересная тема, я ею не насытился, не все успел понять.

Чужая территория

Драму снимать легче, чем комедию вроде фильма «Елки», признается режиссер.

«Елки» — отдельная тема. У меня проблема с комедией — это не моя территория. Я посмотрел первые «Елки», и мне очень понравилась эта русская новогодняя история. И когда позвали снимать продолжение, я опять сразу согласился. Признаюсь, что драму снимать легче, чем комедии. Заставить зрителя смеяться — высокое искусство. А потом был сериал «Обратная сторона Луны», где есть и драма, и комедия, и детектив, и фэнтези. Первый сезон сериала был успешный, а второй сняли с эфира. Сказали, что очень низкие рейтинги. Но мне хочется верить, что некоторые испугались смелых шуток, которые были во втором сезоне сериала. Идея — что у нас в стране не было перестройки, построили коммунизм, американцы у нас гастарбайтеры. В то время как раз случился Крым, и мы перенесли это дело на Марс, будто наши космонавты покорили эту планету. Мы навешали плакатов «Марс наш!» — прямая аллегория на Крым, президент у нас — сотрудник КГБ. Приятно думать, что сериал сняли именно из‑за таких колких шуток. Но все‑таки я думаю, что для зрителя было сложно смотреть такую сложносочиненную историю. Если что‑то пропустил, то уже ничего непонятно. Я дико расстроился, потому что это был целый год жизни, но потом понял, что и через это режиссер тоже должен пройти.



 

Материал выходит при поддержке мультибрендового Т.Т. магазина, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Амурская, 170. Тел.: 44-30-00, 44-30-30, 44-50-50. Сайт: www.tt-store.ru

Возрастная категория материалов: 18+