«Думали землетрясение»: журналисты АП прошли по следам ЧП в Свободном

«Это чудо, что обошлось без человеческих жертв. Что в этот момент по мосту не шел рейсовый автобус, а по железной дороге — пассажирский поезд», — вздыхает главврач свободненской больницы Нина Лесик. Единственный пострадавший — водитель грузовика Ашот Бангоян жив и уже может ходить, опираясь на костыли. А железнодорожник, выбежавший из‑под обваливавшейся конструкции, вышел на работу. Этот мост был главной артерией, соединяющей центр Свободного и Залинейную часть. 9 октября путепровод обвалился, едва на него зашел большегруз. 600 тонн железобетона рухнули на Транссиб. Подробности чрезвычайного происшествия — в репортаже «Амурской правды».

«Несколько минут — а моста уже нет!»

«Сначала мы подумали, что началось землетрясение или вагоны с рельсов сошли», — рассказывают сотрудники близлежащих офисов и местные жители. Дома пошатнулись, а мощный хлопок услышали даже в школе, расположенной за несколько кварталов от места происшествия.

— Диспетчер передала сообщение, что грузовая машина упала с моста. Я приехал со стороны Залинейной, дорога была закрыта. Смотрю и не могу понять, что случилось. Залез на забор и вижу: это не машина упала, а мост упал! Для меня это был шок! Как в кино, — признается начальник свободненской пожарной части Виктор Шмаков.

«Я уехала в город по делам, возвращаюсь через 20 минут — а моста уже нет!» — вспоминает директор школы № 5 Анна Шипилова. Видео с камер наблюдения, запечатлевшее момент обрушения, спустя полчаса стало хитом соцсетей. Власти города и правоохранительные инстанции подтвердили: шокирующие кадры — не фейк, не отрезок из фильма-катастрофы, а реальность.

— Я позвонил в службу спасения и пошел на завалы посмотреть — может быть, помощь нужна. Увидел грузовик, водитель истошно орал — перелом открытый, кость видно. Мы вену перетянули, кровь остановилась, — вспоминает события того дня сотрудник одного из местных предприятий Виктор Колос.

С мужчиной, оказавшим вместе с ним первую помощь водителю большегруза, он не познакомился — было не до того. Приехала бригада скорой, пострадавшего реанимировали прямо среди бетонных завалов. «Когда мы прибыли, мужчину уже вытащили из кабины, оценили его состояние. Оказалось, что позвоночник цел. Разрешили доставить его на мягких носилках в машину. Сколько все длилось, не помню. В таких ситуациях время тянется очень долго», — вспоминает дежурство пожарный Евгений Горбатов. За всю ночь спасатель успел поспать лишь пару часов.

Фото: Андрей Ильинский

— Даже новости не посмотрел — работы много. Утром начальство сообщило, что пострадавший жив, с ним все хорошо. Переживали, потому что на момент ЧП водитель был в очень тяжелом состоянии, — делится Евгений.

С полудня вторника на месте происшествия круглосуточно работают тяжелая техника, восстановительные поезда и сотни людей — расчищают завалы, освобождают для движения Транссиб. Как сообщили свободненские власти, первые поезда на одной из линий удалось запустить только после 3 часов ночи.

Движение пассажирских и грузовых поездов сейчас идет в штатном режиме.

ЧП со счастливым исходом

Путепровод через Транссиб долгие годы служил главной транспортной артерий — здесь ходили рейсовые автобусы. Залинейная часть Свободного — как отдельный город. Здесь живут 10 тысяч человек, есть школа и детский сад. «Этот мост всегда был загружен. Не только машины — люди по нему ходили. Повезло, что случилось все не в час пик!» — возмущается местная жительница Лидия Мухина.

— У нас школа инклюзивная, обучаются дети-инвалиды, которых мы собирали со всех районов города и привозили на уроки. Каждый день сюда шли четыре школьных автобуса, 70—80 детей, — рассказывает Анна Шипилова, директор школы № 5, расположенной в Залинейной части.

По подсчетам экспертов, на Транссиб обрушилось 600 тонн железобетона. 

Детей, обучающихся по адаптированной программе, доставляли в школу к третьему уроку. Иными словами, по злосчастному переезду автобус с ними проехал за час до беды.

— Сейчас говорят, что машина была перегружена. Но ограничительных знаков на мосту никогда не было. Вы видео смотрели?! Вы видели, что сзади грузовика газель шла? За полметра до трагедии остановилась и вернулась назад. Люди сейчас комментарии пишут: благодаря нашему водителю удалось избежать смертей. Он взял удар на себя, — высказал мнение представитель организации, которой принадлежит упавший самосвал, Эдуард Курганян.

Две части города соединят объездной дорогой

Фото: Андрей Ильинский

С 9 октября жители Свободного остались без транспортного сообщения между двумя частями города, в том числе и с больницей, которая теперь находится за обрывом через Транссиб. «Проблема в том, что многие жители Залинейной части работают в центре, и наоборот — многие учителя из нашей школы приезжают из города. В нашем микрорайоне после происшествия не ходят рейсовые автобусы. Мы направили свой автобус, чтобы он собирал ребятишек», — рассказала директор школы № 5 Анна Шипилова. В мэрии Свободного рассказали: все силы брошены на создание объездного пути.

301

человек и 64 спецмашины задействованы на ликвидации последствий ЧС в Свободном. В восстановительных работах участвуют в том числе строители Амурского ГПЗ

— Через Зейский переезд в Залинейной части есть дорога. Она не состоит на балансе города и была в ненормативном состоянии. Туда направлена специализированная бригада, сотрудники работали там всю ночь со вторника на среду и продолжают работать. Длина объездной дороги около 3,5 километра, но это единственное возможное сообщение, — прокомментировал исполняющий обязанности мэра Свободного Владимир Константинов.

Глава города также сообщил, что рассматривается вопрос о запуске рейсовых автобусов по объездному маршруту. Обрушившийся мост через Транссиб, сданный в эксплуатацию в 1982 году, будет демонтирован. В среду в Свободный прибыли сотрудники проектной организации, которым поручено создать проект нового путепровода. Финансовую нагрузку компенсируют из резервного фонда региона.

У бригадира второй день рождения

В соцсетях стремительно распространяется видео о еще одном счастливчике, оказавшемся в эпицентре ЧП. На кадрах видно, как железнодорожник выбегает из облака пыли, когда буквально за его спиной падает многотонная конструкция и обрываются высоковольтные линии электропередачи.

— На видео наш бригадир пути Николай Ткаченко, ему 44 года. Юбилей у него будет в ноябре, но вторник 9 октября теперь мы называем его вторым днем рождения. В момент происшествия он находился под мостом, выполнял промер пути. Это просто стечение обстоятельств, что он успел среагировать и убежал. Сразу после случившегося отпустили его домой, дали отгул — человек пережил серьезный стресс, — рассказали «Амурской правде» в свободненской путевой части.

В Амурской области после обрушения моста введен режим ЧС регионального масштаба.

Ашот будет ходить

Во время ЧП в Свободном пострадал только один человек — 38‑летний водитель грузовика Ашот Бангоян. «Амурской правде» удалось навестить мужчину в свободненской больнице. Во вторник его перевели из реанимации в обычную палату.

— Я уже видел видео, но сам ничего не помню. Не помню, как ехал, как упал, как меня вытаскивали. Чувствую себя нормально. Жив — уже хорошо! — поделился Ашот.

Фото: Андрей Ильинский

Вызов медикам поступил в 10.35, уже через семь минут бригада была на месте и оказывала экстренную помощь. По счастливому стечению обстоятельств, станция скорой помощи находится всего в нескольких кварталах от обрушившегося моста. В больницу мужчина в состоянии шока был доставлен в тяжелом компенсированном состоянии. «У него был открытый перелом правой голени, огромная размозженная рана с повреждением артерий. На месте ЧП наложили жгут, остановили кровотечение, адекватно обезболили», — рассказал врач-травматолог Виктор Иванищев. Уже к полудню пострадавший перенес первую операцию. А на следующий день ему установили аппарат Илизарова. Как сейчас говорят врачи, Ашот родился в рубашке.

— В большой машине последствия падения легче, она получает меньше повреждений. К тому же мост частично упал на вагон, что смягчило удар, — объясняет главврач свободненской больницы Нина Лесик.

Медики отмечают: самое страшное пострадавший уже пережил. Сейчас его готовят к переводу в травматологический центр первого уровня в Амурской областной клинической больнице. «Инвалидом не станет. Мы сейчас не говорим о качестве ходьбы, но ходить он будет. Уже сейчас он может при помощи костылей встать и пойти. Я считаю, что ему очень повезло», — констатирует исполняющий обязанности заведующего травмоцентром в Свободном Сергей Завалкин.

При разборе путепровода специалисты обрушили за день 3‑й и 4‑й пролеты автомобильного моста. С путей вывезли, предварительно распилив, два вагона, которые находились под завалами.

Кто виноват?

Официальные источники и чиновники пока не могут назвать причину происшествия. По факту крушения путепровода возбуждено уголовное дело по статье «Халатность» (часть 2, статья 293 Уголовного кодекса РФ). В рамках предварительного следствия будет дана оценка действиям или бездействию должностных лиц администрации города Свободного, не обеспечивших, как предполагает следствие, безопасную эксплуатацию путепровода. Эксперты разных организаций высказывают версии произошедшего. Так, Дмитрий Степанов, главный инженер петербургской компании «Мостовик», которая занимается обследованием мостов, высказал предположение, что причиной ЧП могла стать его неправильная эксплуатация.

Рядом с путепроводом стоят жилые дома. Под опасным мостом люди каждый день ходили на работу, в магазины и по обычным делам.

Агентство ТАСС со ссылкой на специалиста пишет, что на элементах конструкций есть коррозия. Также в качестве предварительной причины ЧП высказывалась версия о том, что мост мог обрушиться в связи с проездом по нему большегруза. Еще одну версию озвучили организации, чьи вагоны оказались под пролетами в результате обрушения. Представитель группы компаний «Новотранс» предположил, что опоры путепровода могли не выдержать колебаний проходившего под ним поезда. В ОАО «Российские железные дороги» с этим утверждением не согласились, пишут vesti.ru. В РЖД пояснили: на видеозаписях, где зафиксирован момент обрушения, видно, что мост стал рушиться, когда на него въехал грузовик. В компании отметили также, что Приамурье расположено в сейсмоопасной зоне, а значит, мост должен выдерживать землетрясения до восьми баллов. Иными словами, вибрация от поезда не могла сказаться на работе объекта.

В Приамурье проверят все мосты

После ЧП в Свободном амурчане обратились к губернатору с просьбой проверить мост через Зею на въезде в Благовещенск, построенный в августе 1980 года. «15 октября будет официальное заключение серьезной экспертизы, которая проверила мост вдоль и поперек. Предварительно — нормальное рабочее состояние», — ответил в своем Instagram Василий Орлов. Глава региона также распорядился оценить состояние всех путепроводов и мостов в Приамурье. «Наша задача — не допустить происшествий в будущем», — подчеркнул он.

Возрастная категория материалов: 18+