Дочерняя кампания: рецензия на новый фильм «Человек на Луне» с Райаном Гослингом

​Дэмьен Шазелл, «Оскар» которого за «Ла-Ла Ленд» еще не успел толком запылиться, поспешил вернуться в гонку, ухватившись за теряющую актуальность, но все еще модную космическую тему. Снова пригласив на главную роль Райана Гослинга, постановщик взялся за рассказ о малоизвестной стороне жизни одного из самых знаменитых людей не только США, но и всей планеты — астронавта Нила Армстронга. Без высадки на спутник Земли, конечно, не обошлось, равно как и без неполадок и нестыковок, но главная тема «Человека на Луне» звучит иначе. Шазелл сделал кино о шаге, которое, вопреки расхожему афоризму, делает вовсе не человечество, а именно один-единственный его представитель. Все остальные просто помогли запустить ракету и сделать все, чтобы она добралась по адресу.

История начинается задолго до исторического полета: Армстронг испытывает в пустыне ракетолеты, и слегка нервничает из-за того, что выходит не очень. Впрочем, гораздо сильнее его тревожит судьба маленькой дочери, которая серьезно больная. Девочка умирает, когда главному герою делают, наконец, «космическое предложение». На собеседовании он честно признается, что случившееся, вероятно, отразится на профессиональном поведении. Тем не менее летчика берут в состав кандидатов в экипаж корабля «Джемини», а нам заодно показывают, что покорение космоса было отнюдь не общенациональным американским порывом. Политики считают деньги и опасаются скандалов, связанных с авариями. Люди просто орут на улицах. Малознакомые и малоприятные граждане лезут с вопросиками. Армстронг идет к цели, будто пробираясь через болото. Шазелл намеренно раз за разом делает акцент на неудачи и гибель товарищей: персонажу Гослинга остается только мрачнеть, замыкаться в себе и искать утешение в семейном кругу. Выжившие коллеги-астронавты чаще всего остаются за дверью: у человека, который готовится сделать нечто великое, не может быть друзей. Его жене тоже приходится нелегко: нужно практически в одиночку воспитывать двоих сыновей и поддерживать отношения с соседями. Но настоящий срыв Дженет позволяет только перед самым важным полетом мужа.

Шазелл снимает свой фильм отнюдь не в привычном «космическом» стиле, хотя и соблюдает некоторые правила, чтобы совсем не отпугнуть тех, кто собирался посмотреть блокбастер про первопроходцев бездонной пустоты.

Режиссер грамотно расставил второстепенные роли — в «Человеке на Луне» довольно много персонажей, в которых нетрудно запутаться. Но Кори Столл отлично отыгрывает скверный характер Базза Олдрина, а Джейсон Кларк — дружеские порывы Эдварда Хиггинса Уайта. Шазелл не дает зрителю забыть, что астронавт — очень опасная профессия, причем даже для тех, кто еще не покинул родную атмосферу. Через этот ход становится понятно, почему Дженет Армстронг все время выглядит готовой разжаться пружиной. Сначала даже возникает чувство, что Клер Фой слегка перебарщивает, но на самом деле женам других астронавтов даже не нужно пережить гибель ребенка, чтобы держаться столь же напряженно. Дорога к неведомому полна неожиданностей, которые редко оказываются приятными. И еще неизвестно, что труднее — рисковать собой или ждать дома тех, кто это делает. Режиссер напоминает, что все эти «мелочи» гораздо важнее, чем растиражированные русские, которые планируют догнать и перегнать. Советскому Союзу здесь вообще уделена пара строчек в диалогах и одна газетная передовица в кадре, когда все уже закончится. Армстронг мог преследовать какую угодно цель, но вряд ли она была связана с успехами космической индустрии второго участника холодной войны.

Кризис следует за кризисом, а Гослинг — все знают, как он это умеет — практически не меняет выражения лица. Каждое известие о гибели очередного товарища он воспринимает предельно собранно, максимум — руку случайно раздавленным бокалом порежет. Армстронг всеми силами стремится в космос и готов к вероятным жертвам: нервируют жадные сенаторы и докучливые журналисты. Главный герой «Человека на Луне» — вовсе не тот, уже привычный астронавт, который может позволить себе резвиться на лунной поверхности или делать за газетчиков их работу, разговаривая готовыми заголовками. Ему даже трудно найти слова для подрастающих сыновей перед тем, как отправиться в очень опасную экспедицию: объяснить им истинную природу своего стремления он вряд ли способен, а на дежурные фразы не хочется тратить энергию. Шазелл снимает свой фильм (который наверняка сделают претендентом на награды) отнюдь не в привычном «космическом» стиле, хотя и соблюдает некоторые правила, чтобы совсем не отпугнуть тех, кто собирался посмотреть блокбастер про первопроходцев бездонной пустоты. Например, публике с пугающей прямолинейностью показывают сцену пожара на борту «Аполлона-1». А о другой, не менее страшной катастрофе сообщают лишь словами.

Получилось умное, тягучее и местами тяжелое для восприятия кино про то, как вершилась история, и про то, зачем.

Таким образом постановщику удается удержаться в рамках почти смехотворного производственного бюджета для полноценного кино о покорении космоса. Хотя в России «Время первых» (Рецензия тут.) обошелся в десять раз дешевле, и «Салют-7» (Читать здесь.) тоже. И все-таки не стоит ожидать красочных экскурсий по окрестностям Земли: сам полет и последующая высадка, к примеру, показаны довольно скупо. Шазелл вообще взялся за сложную задачу. Одно дело снимать «Гравитацию», сюжет которой непредсказуем для зрителя, и устраивать в ней покатушки по галактике, другое — рассказывать историю, не только исход, но и многие промежуточные этапы которой известны большому количеству людей. Тем более что пару лет назад ты прославился как автор картины про песни и пляски, две трети которой все смеются, на третьей — пускают слезу. (Рецензию читайте тут.) В «Человеке на Луне» мало что выставляется напоказ, здесь даже героизм — это всего лишь часть непростой, кропотливой и необходимой работы, которую делает множество людей, чтобы единицы угодили в энциклопедии и словари. Тут не делают трагедий, когда не проходят отбор, а, сжав зубы, продолжают пытаться или находят себе другое дело, которое поможет. Шазелл даже ту часть обязательной программы, где все хлопают и обнимаются в Хьюстоне, скомкать умудрился.        

Получилось умное, тягучее и местами тяжелое для восприятия кино про то, как вершилась история — и про то, зачем. Оператор Линус Сандгрен записал себе в актив еще одну выдающуюся в плане картинки работу. У него, кстати, тоже есть статуэтка за «Ла-Ла Лэнд». Как и у композитора Джастина Гурвица — впрочем, у него даже две. А вот у Райана Гослинга — только «Золотой глобус». Пора исправить эту справедливость. Тем более случай подходящий: нечасто нам преподносят поистине исторических персонажей в столь неожиданном свете. Нил Армстронг прокладывает путь к Луне, чтобы почтить память дочери самым необычным на свете способом, и, похоже, не приходит в восторг от собственного поступка. Это вам не забавный, хоть и пошлый анекдот про супругов Горски. О том, как все было на самом деле, астронавт уже не расскажет — шесть лет назад над его прахом сомкнулись воды Атлантики. Но истинное положение вещей на этот раз совершенно не волнует. Другое дело, если Стэнли Кубрик действительно снял всю эту возню с полетом на Луну в голливудском павильоне, тогда у Шазелла не драма, а какая-то комедия абсурда получилась.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+