«Мы до сих пор ждем папу домой»: АП о подвиге амурских летчиков спустя год после катастрофы

Сегодня, 7 ноября, исполнился год со дня страшной трагедии в Экимчане и подвига амурских летчиков.  В этот день в 2017-м в черте поселка рухнул самолет Ан-2. На высоте отказал двигатель, судно потеряло высоту прямо над населенным пунктом. Экипаж сделал все возможное, чтобы «кукурузник» не упал на жилые дома. На месте крушения теперь установлен скромный мемориал, но до сих пор неизвестны причины произошедшего. Следствие не окончено, а участники, невольные свидетели и их близкие люди еще оправляются после катастрофы. «Амурская правда» восстановила события страшного дня в память о погибшем пилоте, 57‑летнем Сергее Кошевом, который спас людей ценою собственной жизни.

Первая и последняя авария

— Мы разговаривали с ним накануне полета. Он сказал, что к вылету готов, все хорошо, он спокоен. Спросил, как у нас с дочкой дела? — сквозь слезы вспоминает жена погибшего летчика Татьяна Кошевая.

Это был обычный день, никто из родных и не думал о страшном. Мужа и отца ждали домой. О трагедии в Экимчане родные услышали из новостей. «Я была на работе, когда мама позвонила. Спросила, когда я в последний раз разговаривала с отцом. Сказала, что самолет упал. Мы до последнего надеялись, что там не отец», — вспоминает дочь пилота Инна, как на душу камнем легло тягостное предчувствие непоправимого. Она без устали набирала номер папы, но сотовый телефон был недоступен, в экстренных службах подробностей не сообщали.

— Позже со мной связались знакомые из Благовещенска и подтвердили: погиб Сергей. Мы и сейчас в чувства не пришли. Страшно поверить, что нет человека. Вся жизнь перевернулась с ног на голову, — плачет Татьяна Андреевна.

Кто знал, что, прощаясь перед полетом, он уходил навсегда. «Столько много слов хотелось бы отцу сказать. Как сильно я его люблю и благодарю за все, что в своей жизни имею», — вздыхает Инна.

— Кажется, что папа просто улетел в длительную командировку. И все равно он вернется, — успокаивают друг друга близкие люди.

«Это не забудется никогда — когда в морду огонь летит, а ты падаешь. И когда друг на глазах сгорает».

Дома всегда переживали, провожая летчика в очередное воздушное путешествие. Хоть и знали — он высококлассный пилот. Коллеги говорили: Сергей за штурвалом — гарантия безопасного полета. «В авиацию он пришел работать в 80‑м году, 37 лет летал без перерыва. Он отличник воздушного транспорта. С Сергеем никогда не случались аварии, он получал значки за безаварийный налет. Это была его первая и последняя авария», — рассказывает Татьяна Андреевна.

17 лет Сергей Кошевой перевозил пассажиров. В 97‑м ушел в свободненскую авиалесоохрану. С 2008 года занимался частными авиаперевозками.

— Папа много не рассказывал о своем деле. Но когда он возвращался из командировок, достаточно было заглянуть ему в глаза и все понять. Он дышал работой. Он не мог находиться долго на земле, для него это было мучительно, — делится дочь Инна.

Влюбленный в небо человек даже семейное счастье нашел в зейском аэропорту. «Мне было всего 17 лет. Я работала и работаю сейчас в отделе перевозок. Когда он зашел — высокий, красивый, в форме, — я сразу поняла, что он мой. И он тоже это понял», — вспоминает Татьяна Кошевая. Через два месяца они поженились.

— Никто не понимал, почему я за него выхожу. Большая разница в возрасте — он старше на 10 лет. А через год у нас родилась Инна. Сергей очень хотел дочь, — перебирает лучшие мгновения жена летчика.

«Спасибо за то, что мы живы»

Невольные свидетели катастрофы и сейчас с содроганием вспоминают о трагедии.

— Я была дома с ребенком, когда все случилось. Услышала нарастающие, очень громкие хлопки. Сначала подумала, что какой‑то грузовой автомобиль или заводится, или глохнет, — вспоминает местная жительница Дарья Горленко. — Я вышла во двор за водой. И в этот момент над крышей гаража, всего в нескольких метрах у меня над головой, пролетел самолет. Ребенок стоял в кроватке, смотрел в окно, тоже перепугался очень сильно. Я сразу в дом побежала, потому что там малыш. А потом услышала страшный треск и грохот.

Самолет начал терять высоту прямо над поселком. Экипаж сделал все возможное, чтобы «кукурузник» не рухнул на жилые дома.

«Кукурузник» рухнул прямо за заборами жилых домов. Люди видели из окон, как он загорелся. Пожарные тушили его весь день, а едкий дым, который не мог перебить морозный воздух, еще долго стоял на улицах. «Потом муж рассказал мне, что один из пилотов погиб», — вздыхает Дарья. Ее маленькому сыну Арсению скоро три годика. Женщина знает: они остались живы благодаря подвигу экипажа.

— Может, меня услышат где‑то наверху. Когда представляю, что могло бы быть со мной и с ребенком… Я хочу сказать большое спасибо обоим пилотам. Они из последних сил тянули этот самолет. Люди, которые были там, понимали, что может случиться трагедия. Они нас спасли, — передает соболезнования родным жительница Экимчана.

Утром 7 ноября частный самолет Ан-2 вылетел из аэропорта Экимчана. Он должен был доставить продовольственный груз в село Удское Хабаровского края. 

— Экипаж обнаружил неисправность двигателя уже в воздухе, спустя 10—12 минут после взлета. К тому моменту они находились на высоте около 150 метров над землей. Пилоты развернули судно и пошли обратным курсом на аэродром Экимчана, — восстанавливает хронологию катастрофы директор местного аэропорта Владимир Семенов. — Двигатель потерял мощность над поселком. Самолет падал на жилые дома. Чтобы избежать еще большей трагедии, они развернулись в другую сторону. И не дотянули до взлетно-посадочной полосы около 170 метров. Это действительно не рядовой поступок.

На месте катастрофы по инициативе директора аэропорта Экимчана установлен скромный мемориал. Он напоминает о подвиге пилота-инструктора Сергея Кошевого и командира экипажа Андрея Карнауха. Спустя год выживший пилот не готов говорить о пережитом.

— Это не забудется никогда — когда в морду огонь летит, а ты падаешь. И когда друг на глазах сгорает. Когда вы задаете эти вопросы, поднимается давление. У меня проблемы со здоровьем. Я не хочу об этом разговаривать, — ответил «Амурской правде» по телефону Андрей Карнаух.

Командир экипажа Андрей Карнаух при крушении не получил серьезных травм. С места происшествия его доставили в Селемджинскую районную больницу. Медики осмотрели мужчину и сделали флюорографию. От госпитализации он отказался и после осмотра уехал из медучреждения.

«Папа — герой!»

Житель Экимчана, горный инженер Покровского рудника Сергей Калашников в фатальный день стал случайным очевидцем крушения. Он приехал в аэропорт переоформить авиабилеты, в которых допустили ошибку. Мужчина видел, как самолет теряет высоту и падает. Он до приезда пожарных залез в охваченную огнем кабину и помог спастись командиру экипажа. Второго пилота вытащить не удалось. Амурское управление МЧС России наградило Сергея Калашникова медалью «За отвагу на пожаре», от профсоюза и предприятия он также получил путевку в отпуск на 100 тысяч рублей.

— Так и осталась горечь на душе. Человек погиб, я не смог его спасти, — признается Сергей. — Сын-первоклассник говорит: «Папа у меня герой. Прыгнул в горящий самолет, не побоялся».

Следствие идет

Еще в прошлом году по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта было возбуждено уголовное дело (часть 2 статьи 263 Уголовного кодекса РФ). Расследованием причин авиакатастрофы занимается Дальневосточное следственное управление на транспорте и Межгосударственный авиационный комитет. Эксперты отправили на экспертизу двигатель судна, однако пока заключения нет. Высказывают предположение, что судно было изношенным.

— Для судов Ан-2 совершенно не имеет значения, в каком году они построены. Важно, чтобы налет не превышал 20 тысяч часов. Рухнувший самолет отлетал всего 3 тысячи часов. Погибший сотрудник работал у нас около года, это опытный летчик. Почему отказал двигатель, мы не можем сказать, пока нет официального заключения комиссии Межгосударственного авиационного комитета. Если бы это было связано с нашей халатностью, бестолковостью, неразумностью, эти обстоятельства были бы уже выяснены. Самолет был сертифицирован, полностью исправен, — прокомментировал представитель компании «ДальТрансАэро», которой принадлежало судно, Владимир Косьяненко.

Возрастная категория материалов: 18+