Фото: Архив АПФото: Архив АП

Сельчане открывают «домашние» магазины

Нелегальный бизнес процветает в Свободненском районе. К примеру, официально в селе Москвитино, где живут 400 человек, есть только один магазин. Но бойкая торговля продуктами идет в другом месте: неофициальная точка работает прямо в сенях частного дома. Хозяева «домашнего» магазина не платят налоги, не задумываются над соблюдением санитарных требований, зато продукты у них стоят дешевле. И, несмотря на стоящую рядом школу, здесь продают сигареты. Поэтому москвитинцы отдают предпочтение незаконному бизнесу. В селе Новгородка местные жители, не скрываясь, торгуют с рук водкой и самогоном. По словам предпринимателей, наказать таких нарушителей почти невозможно, так как сложно собрать доказательную базу — в селе, где каждый друг друга знает, чужим спиртное не продают.

— Комментарии тут, думаю, излишни. Понятно, что торговля без регистрации приносит прибыль нелегальным продавцам, им при этом не надо платить налоги. И чеков они дают, поэтому наказать за продажу некачественной продукции их невозможно, —  рассказал на совещании председатель совета предпринимателей при главе Свободненского района Владимир Казимиров. — Но есть и другая проблема: ради прибыли табачная и алкогольная продукция могут реализовываться даже несовершеннолетним. 

В селах официальные магазины проигрывают в конкурентной борьбе нелегальным торговцам.

На подпольных бизнесменов жалуются и в других районах. «У нас есть и самогонщики, и незаконная торговля алкоголем, есть таксисты, которые по звонку доставят спиртное», — перечислила председатель совета предпринимателей Зеи Галина Глотова. 

По данным замначальника полиции ООП амурского УМВД Владимира Романцова, в этом году правоохранители в Приамурье выявили 565 нарушений в продаже алкоголя, возбуждено 39 уголовных дел, из нелегального оборота изъяли больше 23 тонн алкоголя различного вида. 

— Факты, которые показаны по Свободненскому району, вопиющие. Всегда, конечно, было, что алкоголь продавали из-под полы, таксисты возили в багажниках, особенно, когда мы вводили ограничительные меры. Но когда целый магазин незаконно торгует и все село об этом знает, это потрясающая неэффективность местной власти, — прокомментировал губернатор Василий Орлов. — Я прошу подобные обращения от предпринимателей доводить до руководителей районов. И эта информация нужна мне. Когда мы будем объезжать районы, будем эти ситуации обсуждать на месте с коллегами по силовому блоку. 

Штрафы не пугают нелегальных торговцев

По словам предпринимателей, даже если удается поймать за руку продавца, штраф за незаконную торговлю — всего тысяча рублей. Как рассказала амурский уполномоченный по правам предпринимателей Оксана Степанова, недавно один из бизнесменов Благовещенского района обратился к ней с жалобой на конкурента, который ведет незаконную торговлю. Полиция оштрафовала нарушителя, но через пару дней он снова продолжал работать. 

— Мы предлагаем предпринимателям сообщать в приемную уполномоченного все известные им адреса, где идет незаконная предпринимательская деятельность. Мы будем направлять эту информацию в правоохранительные органы, — заметила Оксана Степанова. — Кроме того, мы предлагаем внести изменения в федеральное законодательство и ужесточить наказание.

167

нарушений в этом году полиция выявила в сфере пассажирских перевозок

По словам представителя министерства экономического развития и внешних связей Татьяны Величко, вносить поправки в федеральные законы уже не требуется. 

— С 2017 года в Кодексе об административных правонарушениях появилась статья 14.17.1. Она касается физических лиц, которые незаконно продают алкогольную продукцию. Штрафы составляют 30—50 тысяч рублей. Я хотела бы обратить внимание, что нужно привлекать нарушителей по этой статье, — объяснила Татьяна Сергеевна. — Также добросовестные предприниматели могут информировать о нарушениях министерство — с 11 ноября на нас тоже возложили право на привлечение к ответственности нарушителей по этой статье. Правда, у нас штат пока 4 человека. Но мы хотим работать в этом направлении, чтобы у людей не было желания вести подобную деятельность. 

Весь Свободный в «хромых лошадях» и «зимних вишнях». Открываются маленькие хостелы, где нет даже пожарной сигнализации и огнетушителей.

От нелегального бизнеса спасали участковые

По мнению бизнеса, незаконная торговля пошла в рост из-за того, что не хватает участковых в селах. Как заметил глава свободненского совета предпринимателей Владимир Казимиров, если в Свободненском районе раньше работало 11 участковых, то сейчас осталось всего четыре. Еще сложнее ситуация в северных территориях. 

— Все упирается в деньги. Невозможно поставить участкового сейчас в каждом селе, потому что просто на это нет денег. Поэтому мы сейчас и обсуждаем вместе, как решать эту ситуацию, — объяснил глава региона Василий Орлов. 

Между тем в Зее ведут борьбу с нелегальным бизнесом в соцсетях. «Очень много было рекламы в WhatsApp: подстригу, сделаю маникюр, отвезу. Мы отправили эти сообщения полиции и налоговой, в итоге несколько человек зарегистрировалось в качестве ИП и сейчас рекламы стало меньше», — рассказал глава совета зейских предпринимателей Галина Глотова. 

«Зимние вишни» Свободного

— У нас весь Свободный в «хромых лошадях» и «зимних вишнях». Кто может, тот открывает маленькие хостелы, где нет даже пожарной сигнализации и огнетушителей, и они оформлены на физическое лица. А закрывают из-за нарушений пожарной безопасности только наш хостел, который работает легально, — пожаловалась Василию Орлову предпринимательница Наталья Удалова. 

Как заметил губернатор, он попросит разобраться в ситуации мэра города Владимира Константинова, но если нарушения пожарной безопасности есть, предприниматель должна их устранить, несмотря ни на что.

— Угроза жизни и здоровью — это то, вокруг чего мы дискуссии не можем вести, — подчеркнул Василий Орлов. — Мы недавно поднимали тему организации безопасности на выездном совещании в Свободном. И вопрос пожарной безопасности — на особом контроле. Насчет других хостелов — проверки уже идут, и значит, нужно их усилить, чтобы привести в соответствии с пожарной безопасностью объекты, где сегодня ночуют люди.

Китайцы вернулись на поля

Еще одна проблема Приамурья — незаконно работающие в регионе граждане других государств. Фермеры жалуются, что на амурские поля нелегально вернулись китайские крестьяне, которые портят землю. При этом сейчас для работ в сельском хозяйстве в области запрещено привлекать иностранную рабочую силу.

— В 2011 году мы ставили этот вопрос перед властью, и за несколько лет нам удалось его практически решить. Но в последние два года недобитая мафия снова поднимает голову, — заявил глава совета предпринимателей Благовещенского района Евгений Соколовский. — Деятельность иностранных работников маскируется незначительным привлечением россиян, работой в темное время суток, а также системами предупреждения и оповещения. Но их можно выявить по характерным признакам: деревянным теплицам и закрытым пленкой земельным участкам.  

По данным начальника управления по вопросам миграции амурского УМВД Игоря Синякина, в 2018 году в Приамурье было выявлено более 544 нарушений миграционного законодательства. 81 иностранец привлечен к ответственности за нарушение трудовой деятельности. 

— Анализ нарушений на объектах сельского хозяйства показал, что в 90 % случаев используется труд граждан КНР, — добавил он. — При этом информация об использовании иностранной рабочей силы на объектах сельского хозяйства поступала только из министерства сельского хозяйства Амурской области, от местных муниципалитетов не было ни одного заявления. 

Как отмечает полиция, поиск нарушителей осложняет то, что собственники земли заключают договоры аренды участков с физическими лицами, которые и нанимают иностранную рабочую силу. В итоге это позволяет уходить от ответственности юридическим лицам.

«Я не верю, что независимые китайцы сами приехали и выращивают у нас огурцы. Так не бывает».

— Квот на иностранную рабочую силу в сельском хозяйстве у нас нет. Официально работающих людей из Китая не должно быть. И принципиальная позиция правительства: квоты никому давать не будут, — отметил министр сельского хозяйства Олег Турков. — Мы сразу реагируем на информацию, если где-то работают китайцы. Полиция разбиралась. Выяснилось, что земля, на которой замечены нарушения, арендована у муниципалитета, но местные власти почему-то не реагируют. Хотелось бы узнать еще, на кого работают эти китайские граждане. 

По словам Евгения Соколовского, незаконные бригады из КНР никому не подчиняются и работают сами на себя. 

— Кто-то должен был это организовать. Я не верю, что это независимые китайцы сами приехали и выращивают у нас огурцы. Так не бывает, — заметил глава области. 

Последние годы в амурском сельском хозяйстве запрещено использовать иностранную рабочую силу.

По словам Василия Орлова, сейчас правительство региона пытается навести порядок в земельном вопросе, чтобы пресечь случаи, когда арендатор, который получил муниципальную землю, сдает ее в субаренду по завышенным ценам. Также губернатор предложил в декабре, когда аграрии будут подводит итоги года, обсудить с главами территорий вопрос незаконной иностранной рабочей силы. «Надо изучить проблему, действительно ли все так плохо», — отметил губернатор. 

Возрастная категория материалов: 18+