Ограниченные возможности: рецензия на фантастический боевик Ли Уоннелла «Апгрейд»

Наверное, это очень обидно, когда вы все с самого начала делаете вместе, добиваетесь успеха тоже вместе, а «Аквамена» потом доверяют снимать только одному. Режиссер Джеймс Ван уверенно запрыгнул на голливудскую вершину, боссам крупнейших студий приходится его ждать и уговаривать, заработки — тоже соответствуют. Тем временем его давний соратник Ли Уоннелл довольствуется разве что званием одного из множества продюсеров, да и то — когда Ван возвращается к тому, на чем сделал карьеру, то есть к франшизе «Пила» и однообразным хоррорам. До «Апгрейда» Уоннелл только раз садился в режиссерское кресло — когда снимали «Астрал 3», и то лишь потому, что его товарищ в это время был занят седьмым «Форсажем». Но амбиции никуда не деваются — а значит, пришло время киберпанка и шуточек.

Дебют Уоннелла собрал свои 100 миллионов, но готовый шаблон во многом работал за режиссера. Так что он запомнился участникам съемочной группы скорее тем, что заставлял их сидеть в темных чуланах, у дверей которых ставил охрану — чтоб не выбрались. На «Апгрейд» продюсеры с Джейсоном Блумом во главе выдали всего пять миллионов долларов и нужно было как-то выкручиваться, чтобы не сесть в лужу. Уоннелл сделал ставку на визуальную составляющую, что было вполне ожидаемо с учетом выбранного жанра. Выкрутил на минимум спецэффекты и прочую дороговизну, зато подсмотрел в чужих фильмах, как ставить бои, в которых один противник немыслимо превосходит другого. Из закоулков памяти всплыла так называемая ган-ката, которую придумал Курт Уиммер для «Эквилибриума» — ну по крайней мере он всем так рассказывал. Составляя мучительную смету, Уоннелл несколько запамятовал, что фильму нужен сюжет, а сценаристом назначен тоже он. В итоге именно этот аспект фильма оказался слабейшим: он рассказывает полную логических несоответствий историю, развитие которой к тому же нетрудно предсказать. Зрителю приходится занимать себя редкими сценами сражений и сомнительным юмором, которым наделили главного героя. А мир будущего нужно воображать самостоятельно, откуда ему взяться-то за такие деньги.

Уоннелл экономит изо всех сил, а потому погоня здесь одна и короткая, признательные монологи скомканные, а схватки стремительные – все это в плюс.

Некоторые маячки, конечно, есть. Футуристические люди мало чем отличаются от нас сегодняшних, зато на работу их возят автомобили-беспилотники, в умных домах руки-роботы умело смешивают коктейли, а полицейские дроны видят всех и всегда. Последнее, конечно, оказывается враньем. Для пущего контраста центральный персонаж Грей Трейс от всех этих новомодных технологий старается держаться подальше и чинит в гараже ретроавтомобили, пока красавица-жена зарабатывает на комфортный быт. Уоннелл рассказывает о героях сплошными условностями, важно лишь то, чтобы зритель увидел идеальные отношения и усвоил, что Грея от луддистских деяний удерживает лишь воспитание. Не откладывая ничего в долгий ящик, муж и жена отправляются в короткое путешествие на машинке без водителя, техника дает сбой, а на место ДТП сбегаются подозрительные упыри из гетто (какой киберпанк без гетто) и убивают красавицу. Главный герой оказывается обездвиженным инвалидом, который и рад бы убить себя, да чертовы роботы не позволяют. Из темного угла выходит мама и вздыхает, а следом оттуда же появляется придурковатый кремниевый гений и предлагает Грею испытать на себе его разработку. Имплант под названием «Стем» превращает ограниченные возможности человека в почти неограниченные, а еще он способен разговаривать с носителем — прямо в его голове.

Компьютерному гению хочется увидеть свое изобретение в действии, но герой сразу же налаживает с внутренним голосом (почему его слышит зритель — не объясняется, но другие персонажи не слышат) приятельские отношения и отправляется мстить за жену. По ходу дела он обнаруживает, что его новое альтер-эго способно победить в рукопашной хоть пьяницу в подворотне, хоть спецназовца: главное — разрешить ему контроль над телом. «Стем», правда, проявляет некоторые маниакальные замашки, но восставший из коляски калека готов мириться с чем угодно, лишь бы чудо не заканчивалось. Время от времени в кадре появляется женщина-детектив, которая вроде как расследует убийство жены Грея, но на деле прилагает все усилия, чтобы упрятать за решетку (или что там у них в будущем) именно безутешного мстителя. Всевидящие дроны не могут ни рассмотреть лиц нападавших, ни зафиксировать способность подозреваемого передвигаться на своих двоих, поэтому все материалы по делу страж закона и порядка просто отдает потерпевшему. На то, что он вроде как неспособен даже самостоятельно встать с кровати, никто не обращает внимания. Большинство зрителей на месте главного героя первым делом избили именно тех, кто отвечает за следствие. Но тут им подсовывают главную интригу, догадаться о сути которой способен и школьник, прочитавший пару детективов.

 Этот фильм выглядит скорее как пробный шар молодого постановщика, который надеется, что на него обратят внимание и дадут сделать хотя бы пару глотков из главной финансовой реки Голливуда

Забегая назад, скажем, что снятый в Австралии «Апгрейд» заработал в США меньше 12 миллионов долларов — то есть вроде как окупился, но с заработками «Пилы», «Астрала» и «Проклятия» это не сравнить. Мировой (и в частности российский) прокат ситуацию сильно не исправит: боевик давно появился на пиратских и не очень сайтах, а в кинотеатрах есть, из чего выбирать, и без него. Это прискорбно, потому что оценить видеоряд по достоинству можно как раз на большом экране. Оператор Стефан Душьо (с довольно странным послужным списком) старается изо всех сил, чтобы продемонстрировать зрителю разнообразный мир будущего: его старания особенно похвальны, ведь широкого ассортимента локаций нет и в помине. И все же мы видим, как вымышленная реальность меняется от залитой солнцем городской улицы до мерзких и угрожающих трущоб, над которыми явно редко появляется чистое небо. Уоннелл пытается сыграть на этих контрастах и в сценарии, но отвлекается на основную сюжетную линию, успевая показать разве что неизвестных личностей, ушедших с головой в виртуальный мир, да питейное заведение, в котором запрещены телефоны и рассчитаться можно исключительно наличными.

«Апгрейд» при этом примерно на одной скорости катится к завершению своего стандартного полуторачасового хронометража, проделывая твисты, которые мало кого способны удивить. Еще на середине зрителя перестает забавлять сходство исполнителя главной роли Логана Маршалл-Грина с актером Томом Харди, а Грея — с недавно появившимся на экранах Веномом. Уоннелл экономит изо всех сил, а потому погоня здесь одна и короткая, признательные монологи скомканные, а схватки стремительные — и это все, конечно, в плюс. Времена, когда за такие деньги можно было делать киберпанк, давно прошли. Сегодня Голливуд вбухивает полноценные бюджеты в заведомо раскрученные проекты, но они все равно проваливаются в прокате и камнями идут ко дну. Этот фильм выглядит скорее как пробный шар молодого постановщика, который надеется, что на него обратят внимание и дадут сделать хотя бы пару глотков из главной финансовой реки Голливуда. Но Уоннелл в кино давно и вряд ли рассчитывает на подобные подарки судьбы. Так или иначе, в конце картины зритель напоминает самого бесполезного героя — маму Грея: она так и остается в неведении, что произошло, куда все ушли и что случится, когда в зале загорится свет.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+