Десятилетняя мечта: почему в Белогорске не построили второй путепровод над Транссибом

Почти пять килограммов — столько весит папка официальных бумаг о строительстве путепровода в створе улицы Базарной в Белогорске. Можно сказать, это вес десятилетней мечты города — в запросах, предложениях и согласованиях. Старожилы мэрии вспоминают, что еще в 80-х годах прошлого века в генплане Белогорска предусматривалось строительство как минимум трех путепроводов. В свете последних событий, когда город практически остался без единственного, эти планы, как никогда, необходимо воплощать в жизнь.

Из истории

О том, что еще один автомобильный путепровод Белогорску нужен, глава города Станислав Мелюков был уверен всегда. Городской округ исторически разделен железной дорогой на две части. В советские времена эта расчлененность железнодорожными путями и подъездными ветками создавала трудности, но воспринималась как данность. С оговоркой на былую веру в строящийся коммунизм, старожилы, работавшие в администрации, вспоминают, что еще в 80-х годах прошлого века в генплане Белогорска предусматривалось строительство как минимум трех путепроводов.

По неподтвержденной информации заказчиком работ в то время выступало Министерство путей сообщения. Только оно якобы могло дать «добро» на стройку. Одна из них реализовалась в путепровод через Транссиб по Северной — Авиационной.  Сдали мост в эксплуатацию 7 октября 1978 года. Точную дату, кстати, удалось выяснить спустя 40 лет благодаря библиотекарям и музейным работникам города. По поручению главы Белогорска фонды учреждений культуры с подшивками газет были скрупулезно изучены. Так уж получилось, что в администрации каких-либо иных данных о путепроводе, включая его ремонт в 2001-м, не сохранилось.

Сейчас пожелтевшие листы газеты «Ленинский путь» № 60 представляют неподдельный интерес для самих же строителей. Корреспондент С. Гуров на первой полосе написал, что путепровод длиной 135 метров и шириной 9 метров был открыт митингом к первой годовщине Конституции СССР. Построили его, оказывается, по наказам избирателей Белогорского мостостроительного управления, дорожно-строительного управления № 1 и мостоотряда 64. Для этого «было изготовлено 355 кубометров железобетонных конструкций, построено 315 метров барьерного ограждения, установлено 960 погонных метров лотков и уложено 1 370 железобетонных плит для укрепления земляного полотна…» В этой же статье отмечено, что от имени соперников, белогорцев в социалистическом соревновании на митинге поздравил с завершением работ первый секретарь Свободненского горкома КПСС В.Т. Великодный. Он отметил, «что опыт строительства подобных объектов будет позаимствован свободненцами, где также началось сооружение нового путепровода через железную дорогу». Кстати, гарантийный срок белогорского путепровода — 50 лет.

Так уж выходит, что свободненский мост, оказавшись младше белогорского, увы, не устоял в 2018-м. Его падение стало причиной поручения главы города обследовать мост комплексно и в очередной раз заявить о необходимости строительства еще одного путепровода в черте Белогорска.   

Из современности

— К сожалению, путепроводы по улицам Дорожной и Базарной так и остались в свое время советскими планами в генплане Белогорска. Во времена перестройки и после нее об этом и не говорили, — вспоминает начальник отдела строительства и архитектуры Сергей Ушаков. — Кардинально ситуация изменилась в 2010-м. Станислав Юрьевич на одной из рабочих групп, направленных на развитие городского округа, дал ряд поручений. Одно из них касалось как раз путепровода в створе Базарной. Если честно, еще тогда понимали, что мероприятия по капитальному строительству объектов транспортной инфраструктуры — это не полномочия муниципалитета, осилить их городу не по силам… Но поручение есть поручение, его не обсуждают.

Так появилась эта желтая папка и первая информация для главы. Обосновывающие материалы назывались: «Для принятия решения о проведении подготовительных мероприятий для строительства автомобильного путепровода через железнодорожную магистраль, обеспечивающем разгрузку существующего путепровода по ул. Авиационной».

Уже на первых порах стало ясно, что начинать придется с нуля. По сути, ничего, кроме выписки из генплана, на руках у муниципальной власти не было. Действовать решили сразу по нескольким направлениям и по всем возможным «фронтам». Предварительное согласование места размещения путепровода, выбор земельного участка, межевания и красные линии, разработка технических решений, выдача техусловий, инженерно-геодезические изыскания, поиск подрядных организаций, инвесторов: в строительном блоке и экономическом, как сейчас, помнят тот вал писем, который направлялся во все возможные инстанции разных форм собственности и профиля. На тот момент бумажная работа была первостепенной и базовой. От нее зависели многие вопросы, связанные с железнодорожной, энергетической инфраструктурой, связью и, к слову, безопасностью Транссиба.

Из реальности

Параллельно с рабочим процессом «в поле» шел активный поиск средств в разного рода программах и фондах. В 2012-м, на вскидку, просили минэконоразвития области о включении объекта в программу социально-экономического развития региона. В 2013-м ходатайствовали перед тем же министерством о включении проекта в комплексный инвестиционный план модернизации моногорода по линии Минэкономразвития России и Фонда развития моногородов. Тогда же направили бюджетную заявку о включении путепровода по улице Базарной в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и  Байкальского региона до 2018 года». Просили министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области включить объект.

Кстати, интерес проявляли даже китайские инвесторы. Пять лет назад делегация представителей строительной компании ООО «Хуаньюй» заявила главе о желании спроектировать и построить в Белогорске путепровод через Транссиб в створе улицы Базарной. Планировалось, что на начальной стадии китайская сторона выступит инвестором. Она даже предоставила свои эскизные разработки и предложения. Правда, дальше иероглифов на бумаге дело не пошло. Уже на тот момент строительство оценивалось в сумму нескольких десятков миллионов долларов. В отечественной валюте, еще по курсу в 35 рублей, выходило более миллиарда. Судя по всему, просчитав все «за и против», иностранный инвестор решил от затеи отказаться.

А в Белогорске вместе с тем началась совсем другая история, связанная уже с чередой наводнений, строительством и обеспечением ежедневной жизнедеятельности города. Несмотря на отсутствие финансирования из каких бы то ни было источников, в администрации считают, что пройденный путь — это опыт. Однажды пригодится и он. Кто знает, может с учетом сложившейся ситуации, строительство путепровода в створе Базарной перестанет быть мечтой. Сейчас она, по крайней мере, подкреплена документами.

Возрастная категория материалов: 18+