Вспомнить всё: в День студента ректор БГПУ прогулялась по родному вузу с журналистом АП

«А вот когда я был студентом…» С этой фразы, пожалуй, начинаются самые захватывающие рассказы о веселом и насыщенном времени в жизни каждого, кому повезло учиться в вузе. В преддверии главного студенческого праздника — Татьяниного дня —  журналисты «Амурской правды» встретились с ректором БГПУ Верой Щекиной. Она с удовольствием вспомнила свои студенческие годы и прошлась по аудиториям родного естественно-географического факультета.

Любовь с первого взгляда

 «В наше время такого размаха, как сегодня, этот студенческий праздник не имел, — начала рассказ Вера Витальевна. — У нас в группе Татьян не было вообще, поэтому не помню, чтобы кого-то поздравляли. Татьянин день стали активно праздновать в постсоветское время. И наш вуз не исключение. Мне, например, очень нравился ледовый бал, который в этот день устраивал для студентов наш бывший губернатор Александр Козлов. Я сама большая любительница покататься на коньках, поэтому эту идею только поддерживаю».

32 года назад, еще будучи школьницей, Вера Витальевна впервые открыла знаменитую тяжелую дверь и переступила порог старейшего педагогического вуза на Дальнем Востоке.

— В марте 1984 года я первый раз приехала, тогда еще в БГПИ, на день открытых дверей. Я  училась в школе в военном гарнизоне  Завитинска, и подруга меня уговорила съездить. И помню самое яркое впечатление, когда только зашла в это старинное здание:  высокие своды, колонны, все такое монолитное. До сих пор это величие поражает. В первый рабочий день на посту руководителя вуза, 18 марта 2016 года, ехала на автобусе на работу и размышляла: кто бы смог подумать тогда, что когда-нибудь я переступлю порог этого университета ректором, — улыбнулась Вера Щекина.

Начали путешествие в прошлое со входа в корпус «А», где и сегодня учатся студенты естественно-географического факультета.

— Вот этой аудитории на втором этаже раньше не было, — заметила первое отличие ректор. — Здесь стояли каменные вмонтированные клумбы с живыми цветами — традесканциями. Это была, как говорили тогда, рекреация. Одна из любимых аудиторий — 226-я — лекционная. После обычных школьных классов учебное помещение в виде амфитеатра производило глубокое впечатление. И представляете, в этой огромной аудитории не было ни одного свободного места. Раньше потоки были большие, на естгеофак в 84-м году поступило сто человек. Причем все экзамены нужно было сдать на «отлично», чтобы набрать необходимые 20 баллов. А в нашу группу брали кандидатов — ребят, которые набрали 19 баллов. При освобождении места кандидат становился студентом.

Жизнь советского студента не ограничивалась лекциями, сессиями, их активно привлекали и к общественно полезному труду.

— На первом этаже, где сейчас архив, был гардероб, и мы там дежурили, — продолжила Вера Щекина. — Дежурили и в столовой, куда из нашего корпуса вел специальный переход. В столовой раньше тоже было не так, как сейчас. На первом этаже располагался диетический зал со специальным меню, а на втором — столовая для всех. Помню, что после занятий в химических лабораториях нам давали молоко. Если студенты, поступившие в вуз в 90-х, с удовольствием вспоминают смаженки из буфета БГПУ, то мне больше запомнились пирожные с белковым кремом из диетического зала.

За грибами с медведями

Самые яркие занятия — по ботанике — проходили рядышком — в 224-й аудитории. Вера Витальевна и сегодня заходит сюда с большим удовольствием, но уже в качестве преподавателя.

— Здесь очень много экспонатов, собранных лично мной, — показала любопытную экспозицию ректор и неожиданно прочитала интересную мини-лекцию про грибы. — Мы выезжали в поля — искали их. Хотелось бы обратить внимание на необычный гриб «Ежовик гребенчатый», наши соседи из Поднебесной называют его «Грибная лапша», или «Обезьянья голова». Этот краснокнижный гриб, достаточно вкусный, растет у нас в Архаринском, Бурейском районах и в окрестностях Благовещенска на дубах. При варке и жарке не меняет цвет — остается таким белым и по вкусу напоминает куриное мясо. Пришлось его попробовать. Китайцы, кстати, его активно используют в народной медицине. Мы, к сожалению, многие грибы недооцениваем. Большинство грибов, которые мы могли употреблять в пищу, очень полезны — улучшают мозговое кровообращение, и это очень хорошая профилактика различных онкологических заболеваний.

Вера Витальевна призналась, что с большим удовольствием меняла занятия в аудиториях на полевую практику. И даже медведей не боится, а вот змей опасается.

— Приходилось несколько раз встречаться с хозяином тайги, — припомнила случаи ректор. — Однажды в 2001 году работали в Норском заповеднике. Жили на Сорокаверстном кордоне. И как-то ночью к нам пришел молодой медведь-трехлетка. У нас была выгребная яма с мусором, он пожаловал на запах. Естественно, стали пищать, визжать, забились в баню. Медведь испугался громких звуков и ушел. Еще одна встреча произошла на границе Приамурья и Якутии. Мы поднимались в горы  описывать темнохвойные леса и встретили там медведицу с медвежонком — это гораздо опаснее. Постарались от нее быстрее уйти.

Лягушки и мост любви

Следующее памятное место — читальный зал на первом этаже. «Здесь даже парты, каталог, стеллажи сохранились, — с любовью провела рукой по дереву Вера Витальевна. — Пойдемте на мое любимое место — к окну». Там наша героиня продолжила вспоминать свои студенческие годы.

— В силу специфики факультета — естгеофака — у меня много ярких воспоминаний о полевых практиках. На зоологии мы должны были в четыре утра приехать на поля, поставить ловушки и поймать мышевидных грызунов. Мало того, к зачету нужно было сделать чучело из пойманного зверька, определить, кто это попался. А для этого нужно выварить череп, чтобы разглядеть диагностические признаки. Вы даже не представляете, какой запах при этом стоит! А еще попутно надо было привести 10—15 лягушек в банке. Не каждая девушка выдержит эти испытания. Гораздо приятнее было ходить слушать птиц часа в четыре утра.

Но иногда полевые практики превращались и в романтические. А кто в студенческие годы не влюблялся?

— Обязательно ездили на нашу базу на Песчанке, — улыбнулась новому воспоминанию ректор. — Помню, что лагерь разделял ров, а через него был мост, так его называли «Мостом любви». Потому что он соединял естгеофак и факультет физвоспитания. Причем раньше в ФВС входило и НВО (начальное военное обучение). Туда брали парней после армии, а после четырех лет обучения они выходили в звании лейтенанта. Свадеб после таких практик было много. Кстати, у меня муж тоже с НВО.

Они — другие

На прощание мы спросили у ректора Благовещенского государственного педагогического университета: «Отличаются ли те, советские студенты, от нынешних?».

— Да, — не задумываясь ответила Вера Щекина. — Современные студенты — другие.  У них иное восприятие жизни, у них другие подходы. Но они хорошие и порой настолько креативно мыслят, что просто диву даешься! Поверьте, через 15—20 лет придут другие студенты, и они тоже будут совершенно другими! Конечно, жизнь вносила свои коррективы. Раньше в вузе было обязательное распределение, в то время учителя были востребованы все — на сто процентов! Сегодня в школу идет более сорока процентов наших студентов — это достаточно высокий показатель среди российских педагогических вузов — выше среднего по стране. Процент же трудоустроенных — более 80. Мы же сегодня тоже идем в ногу со временем и выпускаем не только учителей, но и инженеров, программистов, химиков.

Байки из-за пюпитра

Одна из обязательных сторон студенческой жизни — байки. Помню, у нас на филологическом факультете в конце 90-х упорно ходили слухи о привидении БГПУ. Невидимая сущность постоянно открывала дверь во время лекции в 222 аудитории. Еще шепотом передавали историю о студентке, которая сошла с ума после сессии.

— А сейчас говорят, что в БГПУ в подвале есть тайный подземный ход, который, правда, неизвестно куда ведет, — озвучил сегодняшнюю студенческую байку начальник отдела по связям с общественностью БГПУ Иван Василец.

 

Возрастная категория материалов: 18+