Экс-ректор БГПУ сам встал у доски — дает уроки в трех благовещенских школах. Фото: Сергей ЛазовскийЭкс-ректор БГПУ сам встал у доски — дает уроки в трех благовещенских школах. Фото: Сергей Лазовский

По закону Архимеда

Мы встретились с Юрием Сергиенко, когда он готовился к уроку физики с учениками 10-го «Б» гимназии № 1. Тема урока — вывод формулы архимедовой силы. Желающих выйти к доске, чтобы найти силу Архимеда под прицелами объектива фотокора АП, не оказалось.

— Определим методом «научного тыка», — пошутил доцент Сергиенко, заглядывая в свои запи­си на рабочем столе.

«Счастье» выпало Максиму Илларионову. Впрочем, решение физической задачи было скорее коллективным творчеством — подсказки с мест не возбраняются. Атмосфера демократичная. И заинтересованность полная. Ребята, сидящие за партами, выбрали физику предметом для сдачи ЕГЭ, и этим все сказано.

Я наблюдала за ними и думала: многие ли из этих юных талантов останутся учиться в Амурской области, а если и останутся, то после получения диплома о высшем образовании сколько из них устроятся работать по специальности на благо и процветание родного региона? Не упорхнут ли на Сахалин, во Владивосток или еще куда дальше?

Где учился, там и пригодился

Закрепление выпускников школ и амурских вузов — одна из самых насущных проблем сегодня. Молодежь уезжает из Приамурья, и в первую очередь — талантливая молодежь.

Юрий Сергиенко: «Если в былые времена  мы принимали в педагогический вуз по  400 студентов-целевиков, то последние три года —  всего одного или двух. В позапрошлом году нам вообще  не дали ни одного целевого места. Все упирается в финансы. Студенту-целевику нужно доплачиватьза обучение в вузе, а по приезде на место работы предоставить молодому учителю жилье. Такой возможности нет». 

— Сдали ЕГЭ — и полетели в разные стороны, — рассуждал Юрий Павлович уже после урока. — И ведь что получается: родители ребят поддерживают, платят энные деньги, чтобы они уезжали учиться в другие города. А потом и родители тоже начинают уезжать туда же, где закрепляются их дети. И в перспективе нам светит все та же демографическая проблема, которую пытаемся решить сейчас. Я считаю: надо что‑то кардинально менять на федеральном уровне. И даже предложил в программу по развитию Дальнего Востока внести федеральные меры по закреплению выпускников дальневосточных вузов. Только силами региона и наших районов мы не в состоянии обеспечить кадрами школы, где острая нехватка учителей. Такая же ситуация и с медиками, выпускниками ДальГАУ.

Математики в большом дефиците…

Отдаленного села Мариинск в северном Селемджинском районе, где родился Юрий Сергиенко, уже давно нет на карте. Восьмилетку он оканчивал в Коболдо, а десятый класс — в Стойбе. Полученных в сельской школе знаний ему хватило, чтобы выдержать высокий конкурс и поступить в пединститут на физико-математический факультет, который в те годы котировался высоко.

— Я поступал в институт в 1966 году. Это был единственный выпуск, когда одновременно выпускались школьники 10‑х и 11‑х классов. Конкурс во все вузы был как минимум вдвое больше, чем обычно. И я его выдержал. Учителя у нас в сельской школе были великолепные. Причем учитель физики не имел высшего образования, но на его уроках было очень интересно, — вспоминает Юрий Павлович о том, что определило его интерес к точным наукам. — В те годы на физико-математическом факультете был достаточно большой набор: 75 физиков и 125 математиков — 200 человек. Сегодня мы комплектуем по одной группе, примерно 20—25 математиков и столько же пытаемся набрать физиков.

…А физики не в почете

В педвузе констатируют, что огромного желания у ребят стать учителями физики уже давно не наблюдают. Поэтому сейчас набор идет на специальность «физика и информатика». Чтобы привлечь студентов, пробуют разные варианты.

— Например, у нас была специальность «математика и экономика». Классический набор «математика и физика» уже давно в прошлом. Потому что не котировался! Сейчас пытаемся его снова возродить, — поделились планами на кафедре физического и математического образования БГПУ.

Последние лет десять желающих получить естественно-научное образование — стать учителями математики, физики, химии, биологии — было мало. Все хотят быть юристами, экономистами, энергетиками, чтобы в перспективе получать большую заработную плату.

— Потом эти юристы и экономисты получают дипломы о высшем образовании, но найти работу себе не могут. А мы гарантируем трудоустройство всем нашим выпускникам, — говорит Юрий Сергиенко и тут же вздыхает: — Вот только условия, в которых придется жить и работать, молодых педагогов не всегда устраивают.

Едут туда, где дают квартиры

По данным регионального министерства образования, сегодня в Приамурье 47 остродефицитных педагогических вакансий. При этом все уроки ведутся, образовательный процесс не прерывается. Выручают студенты педагогического вуза. В настоящий момент не хватает 11 учителей английского языка, три физика, три информатика, но в самом большом дефиците математики — их необходимо школам области 12. В основном, конечно, они нужны в селах.

В региональном министерстве образования рассказали, как пытаются решить проблему, что для молодых педагогов действует ряд преимуществ. Среди самых весомых льгот — предоставление жилья и единовременной выплаты. Самые большие подъемные — 150 тысяч рублей — получают молодые учителя Тынды и Селемджинского района. Кроме того, педагогам предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности, а специалистам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и членам их семей обеспечивается компенсация расходов на проезд к местам отдыха. Но все равно молодых специалистов в сельскую школу едет мало.

— Обещают и то, и это, а приезжает учитель — жилья нет, условий никаких нет. Отработали два-три месяца, развернулись и уехали. Уезжают не только на запад, в Хабаровский край, Еврейскую автономию, где педвуза нет. Наши выпускники вузов едут туда, где им предлагают квартиры. Потому что на распределение приезжают «покупатели» и заманивают молодых специалистов программами. Вот уехала молодая семья педагогов в Биробиджан, им дали там жилье, а через три года они его приватизировали. Конечно, они прикипели там и работают.

Вернуться к распределению?

Помнится, когда я выпускалась в 1983 году из педагогического института, нас об этом никто не спрашивал. Получил бесплатно высшее образование за счет государства — получи распределение в какую-нибудь «Мазанию» и в определенный законом срок отправляйся сеять разумное светлое вечное. Мы обязаны были минимум три года отработать в школе по распределению.

— Обязательную отработку давно отменили. Сегодня вузы лишь способствуют тому, чтобы ребята трудоустроились. Мы проводим в университете встречи с будущими работодателями. К нам приезжают представители районных администраций, директора школ пытаются заманить наших выпускников каким-то «калачом». Мы информируем ребят о всех вакансиях, которые только в регионе существуют. А поедет молодой физик, математик или биолог в сельскую школу или не поедет — это личное дело каждого. К сожалению, и то, как он устроится на новом месте, по большому счету, тоже его забота. Ну что такое 100—150 тысяч подъемных в наше время. Да это ничего, — считает Юрий Сергиенко, который почти 15 лет стоял во главе педагогического вуза Приамурья.

Вектор меняет направление

Я не слышала, чтобы крупные западные компании приглашали на работу наших экономистов или юристов, а вот математиков и физиков приглашают. При этом физико-математическое образование у нас в стране не популярно.

Учителя у нас в сельской школе были великолепные. Учитель физики не имел высшего образования, но на его уроках было очень интересно.

— Сегодня ситуация меняется. На естественные и физико-математические специальности наконец‑то появился спрос. И он подкрепляется предложением работодателей. Мы понимаем, что быстро сдвинуть эту машину нереально. Пусть достаточно медленно, но ситуация начинает меняться. Был период в нашей стране, когда мы ничего не строили и не производили. Этот период прошел, и у точных наук есть будущее, — уверен заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Город берет свое

Как показывает жизнь, примерно 30—40 процентов студентов Благовещенского педагогического университета не желают работать в сельской школе, а некоторые — вообще ни в какой школе, даже в городской. Не видят себя в профессии учителя. Почему?

— Да потому, что многие из ребят еще во время учебы в вузе уже трудоустроились. Они подрабатывают в различных фирмах, а получив диплом, идут туда работать, — констатирует Юрий Павлович. — Математика, физика, информатика — вот три учительских направления, которые реализуются на нашем факультете. Но практически наших выпускников можно встретить везде, начиная от различных телекоммуникационных компаний и заканчивая торговой сферой.

Сам по себе тип педагогического образования дает серьезную компетенцию в области коммуникации: умение объяснять и вообще работать с людьми и текстами становится очень востребованным в современном мире. Еще с третьего курса многие студенты БГПУ практически определяются, куда им пойти. Понятно, что молодой человек не поедет в село, если ему предлагают интересную работу в городе. Пусть она и не по специальности, но условия зачастую более выигрышные по сравнению с тем, что может получить молодой учитель в глубинке. И речь не только о зарплате.

Возрастная категория материалов: 18+