Льготы в обмен на инвестиции: Благовещенск планирует войти в Свободный порт Владивосток в 2019 году

Мэрия Благовещенска готовит заявку на включение города в состав Свободного порта Владивосток. Ведущим резидентом станет группа компаний «Регион», которая взялась за строительство канатной дороги через пограничную реку Амур. Бизнес-планы под инвестпроекты разработали еще несколько местных предпринимателей. До 22 марта власти столицы Приамурья при поддержке правительства региона полностью составят заявку и направят ее в Минвостокразвития РФ. Ожидается, что уже в этом году город станет частью свободного порта, где главное правило — льготы в обмен на инвестиции. Накануне представители правительства Амурской области и мэрии Благовещенска встретились с бизнес-сообществом. Власти рассказали предпринимателям о планах на новый режим, а приглашенный эксперт из Владивостока посвятил бизнесменов в его нюансы. Что нужно знать о свободном порте — в материале «Амурской правды».

Кто уже пользуется льготами

Свободный порт Владивосток (СПВ) создан федеральным законом № 212. Президент России Владимир Путин подписал его в июле 2015 года, а уже в октябре того же года закон заработал. Приморские предприниматели и иностранные бизнесмены, зарегистрировавшие свои компании в дальневосточном субъекте, получили налоговые льготы и преференции. Уже в ноябре появились первые три резидента, а через месяц к ним прибавилось еще 18.

В 2016 году к режиму СПВ подключился Чукотский автономный округ (Певек), в 2017-м — Камчатский край (Петропавловск-Камчатский) и Сахалинская область (Корсаков и Углегорск), а в 2018-м — Хабаровский край (Ванинский и Советско-Гаванский районы). Сейчас общее число резидентов свободного порта переваливает за тысячу.

На очереди — столица Амурской области. Власти города и правительства региона надеются, что уже в этом году Благовещенск войдет в режим Свободного порта Владивосток. Мэрия составит заявку до 22 марта, а потом направит в Минвостокразвития РФ. Чтобы сформировать заявку, нужны резиденты. По словам заммэра Благовещенска по экономике Максима Ноженкина, уже есть пять инвестпроектов с готовыми бизнес-планами на десять лет (именно на такой срок бизнесмену дается статус резидента). Ведущим среди проектов стала канатная дорога через Амур с миллиардными инвестициями. Строительством «канатки» займется группа компаний «Регион».

Зачем идти в свободный порт

Со статусом резидента свободного порта бизнесмен может  платить по 7,6% страховых взносов вместо 32%. Налог на прибыль полностью  обнуляется в первые пять лет, а в следующую пятилетку резидент платит по 12%. Для сравнения: обычная  компания каждый год отдает налогом по 20 процентов от  прибыли: 3 — в федеральный бюджет и 17 — в региональный. Для резидента меняется и ставка налога на имущество: первые пять лет она равна нулю, а затем 0,5% до конца срока действия статуса резидента. Вообще же любой российский предприниматель платит государству 2,2 процента налога на имущество. Одна из популярных у приморцев льгот — земельная. Резидент СПВ на первые пять лет забывает о том, что такое земельный налог. Хотя остальные платят за свои участки от 0,3 до 1,5 процента.

Как предприниматели реально экономят, получив статус резидента, участникам встречи рассказал приглашенный эксперт Денис Гарин — исполнительный директор Ассоциации поддержки резидентов Свободного порта Владивосток. Организация — некоммерческая, ее создали сами бизнесмены, работающие в режиме СПВ. По словам Дениса Гарина, вместе им проще налаживать контакт с властью и решать возникающие проблемы. Денис Гарин привел в пример завод по производству OSB-плит. Предприятие находится в Приморском крае. За десять лет владелец компании сэкономит на налоге на прибыль 97,08 миллиона рублей, на страховых взносах — 66,6 миллиона, на налоге на имущество — 32,07 миллиона, а на земельном — 1,5 миллиона. В сумме это около 200 миллионов рублей.

Строительная площадка завода по производству OSB-плит. Владелец — компания DNS-Лес. Ее учредила группа компаний «ДНС Групп», в которую входит крупный ритейлер по продажам электроники и бытовой техники DNS. Фото: dns-les.ru.

Резидент свободного порта получает и ряд преференций. Одна из самых значимых для бизнеса — право на аренду земли без торгов и по кадастровой стоимости. Второе — в коллективе каждого резидента может работать до 20 процентов иностранцев, остальные 80 — граждане России. Планку можно увеличить, но с разрешения наблюдательного совета. Третье — плановые контрольные проверки будут длиться не более 15 дней, а внеплановые — не более пяти. Кроме того, резиденты получают право на беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны.

— Это значит, что предприниматель-резидент свободного порта может завозить в Россию из-за рубежа сырье и товары. На своей территории, то есть в зоне таможенного контроля, он может перерабатывать и переправлять на экспорт продукцию, не платя таможенную пошлину и НДС. Если же он на выходе из зоны таможенного контроля этот товар, уже переработанный на основе сырья, который завозил, будет реализовывать в России, тогда он должен заплатить пошлину и НДС. То есть это экспортно ориентированная льгота. Второй момент — предприниматель может завезти из-за рубежа оборудование для своего бизнеса (понятно, что это оборудование останется «работать» на его территории), и тогда он не должен платить ни таможенную пошлину, ни НДС за это оборудование, —  объяснил АП Максим Ноженкин.

Как стать резидентом

Стать резидентом может новая компания, зарегистрированная на территории Свободного порта Владивосток, то есть в Благовещенске, как только город войдет в его состав.  Предприниматель должен разработать бизнес-план на десять лет и вложить в проект не менее пяти миллионов рублей в течение трех лет. Резидентом может стать и действующий бизнес, но решивший освоить новую сферу (то есть новый вид экономической деятельности). В таком случае резидент должен получать 90 процентов прибыли от нового проекта, а оставшиеся десять — от старого.

Резидентом не может стать фирма, добывающая нефть и природный газ. Отказ получат и бизнесмены, которые занимаются административной деятельностью, производят подакцизные товары, кроме легковых машин, мотоциклов, моторных масел, а также топлива — авиационного, дизельного и автомобильного. Финансовая и страховая сферы, оптовая и розничная торговля и индустрия азартных игр разрешены с одной оговоркой: налоговые льготы на них не распространяются.

«Надо расти дальше»: какие проекты хотят войти в свободный порт

Выгодные условия заинтересовали одного из благовещенских бизнесменов — генерального директора группы компаний «Метеор» Ильдара Набиева. Он и его команда строят промышленные и гражданские объекты, сдают в аренду тяжелую технику и переводят на газ здания, автомобили и спецтехнику. 

— Мы уже давно существуем на рынке Благовещенска и Амурской области, занимаем лидирующее положение, но знаем —  надо расти дальше. Мы переоборудуем автомобили таким образом, что они могут ездить как на бензине и дизтопливе, так и на газе. В нашей области пока нет собственного природного газа. Сейчас мы можем переводить транспорт только на пропан-бутан, а это достаточно дорогой газ, и спрос на нашу услугу ограниченный. А когда в области появится свой природный газ, метан по-другому, с запуском газоперерабатывающего завода (первая  линия будет запущена в 2021 году, а весь завод — в 2025-м. — Прим. АП), то востребованность услуги по газификации транспорта резко увеличится. По опыту западных регионов страны знаем: метан примерно в полтора-два раза дешевле пропан-бутана. Когда у амурчан появится возможность экономить на топливе, мы ожидаем наплыв клиентов, поэтому планируем открывать новое предприятие и регистрировать его в Свободном порту Владивосток, — поделился Ильдар Набиев.

Льготы и преференции Свободного порта Владивосток привлекут в столицу Амурской области иностранных инвесторов. Фото: Архив АП.

Интересы потенциального китайского инвестора на совещании представила сотрудница Центра поддержки бизнеса «Золотой мост» китаянка Анастасия Чжан. Компания консультирует  предпринимателей как Приамурья, так и Поднебесной. Один из последних клиентов — группа бизнесменов из Шаньдуна, что рядом с Пекином. В Китае они держат несколько заводов по производству кирпича, а в Благовещенске решили заняться гостиничной индустрией. Правда, не с нуля. Иностранцы намерены купить и реконструировать один из действующих отелей.

— Наши клиенты хотят стать резидентом Свободного порта Владивосток. Ранее мы связывались с представителями Амурской торговой палаты, нам рассказывали о возможностях режима свободного порта. Стать резидентом может компания с нулевым балансом. Это на совещании подтвердили и эксперты. То есть покупать гостиницу сейчас преждевременно. Плюс Благовещенск еще не вошел в этот режим. Нашим клиентам нужно зарегистрировать новую компанию, например, общество с ограниченной ответственностью, и уже оно будет покупать гостиницу. Они хотят сделать хорошую гостиницу с нормальным фасадом, чтобы не позорить город и чтобы людям там действительно было комфортно и уютно. Думают надстроить два этажа. Строительный план позволяет это сделать, — рассказала об идеях китайских инвесторов Анастасия Чжан.

Мнение

Максим Ноженкин, заммэра Благовещенска по экономике:

— Логистика, туризм, сельское хозяйство — это основные сферы деятельности резидентов во Владивостоке. У нас будет так же. Режим СПВ в первую очередь создаст в городе благоприятный инвестиционный климат. Освобождение от налогов, свободный таможенный и административный режим — все это позволит успешно развиваться нашим действующим бизнесменам и новым, а также иностранным инвесторам. Новые предприятия дадут новые рабочие места и дополнительные отчисления в бюджеты всех уровней. Иными словами, деньги пойдут на социальное развитие нашего города и благополучие благовещенцев.

Законы-помощники резидентов

— Федеральный закон № 212 от 13.07.15 «О Свободном порте Владивосток»

— Постановление Правительства Российской Федерации № 1123 от 10.10.15 «Об утверждении критериев отбора резидентов СПВ»

— Приказ Минвостокразвития России № 187 от 28.09.2015  «Об утверждении требований к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента Свободного порта Владивосток»

— Налоговый кодекс РФ. Статья 284-4 «Особенности применения налоговой ставки (налога на прибыль) к налоговой базе резидентами ТОР и СПВ»

— Налоговый кодекс РФ. Статья 427 «Пониженные тарифы страховых взносов»

— Земельный кодекс РФ. Статья 39.6. «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов»

— Приказ Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 53н «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории Свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны»

Возрастная категория материалов: 18+