«Титаник» плывёт: рецензия на новый фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

«Рассуждать про кино все горазды», — заявил в интервью российский актер Гела Месхи, глубоко задетый отрицательными отзывами на художественный фильм «Спасти Ленинград». Охотно с ним соглашусь: давать оценку подобным шедеврам имеет право любой зритель. Во-первых, кино Алексея Козлова, пусть не на сто процентов, снято на бюджетные деньги. Во-вторых, оно рассказывает о событиях, которые (как нетрудно узнать из любой речи, приуроченной к любой связанной с Великой Отечественной войной дате) коснулись каждой семьи в стране. И вот мы глядим на эту феерическую смесь из «Титаника», «Спасти рядового Райана» и буйной фантазии режиссера и сценариста и даже не знаем, что сказать. Российский кинематограф всем этим точно не спасти.

Кино, кстати, тоже приурочено к дате . Наверное, этой спешкой, а также привычным отсутствием денег объясняется его визуальное оформление. Режиссер Козлов охотно рассказывал о том, как до сих пор не получил зарплату, потому что власти города-героя смогли выделить лишь одну десятую бюджета, необходимого для создания полноценного фильма-катастрофы. И тут же добавлял, что вопреки всему снял сцены, которые «не стыдно показать Спилбергу». Что ж, верить в себя — дело хорошее, верить в Спилберга — тоже. Зрителю же предстоит разобраться с синопсисом, чтобы понять пафос названия: в конце концов, трагические события в водах Ладоги, описанные в фильме, произошли в сентябре 1941 года, а официальный конец блокаде наступил лишь в январе 1944-го. Впрочем, в сценарии учтены подобные претензии: помимо тех, кто всеми силами стремится покинуть окруженный город, в сюжете есть и бойцы, дающие отпор немецким захватчикам. Но главная линия — это все-таки гибель баржи 725 (в фильме — 752), на которой из Ленинграда пытались вывезти полторы тысячи человек, автомобиль, набитый делами из архивов местных органов НКВД, а еще рояль — чтобы «Титаник» был полноценным. Половину фильма герои на баржу попадают, потом немного плывут и идут на дно в холодных водах.

При просмотре фильма о настоящей трагедии лучше не вспоминать — связь между одним и другим чисто номинальна. Козлов, отчаявшись найти подходящих актеров на многочасовых кастингах, случайно обнаруживает их среди детей других актеров и отдает главные роли Марии Мельниковой (мама тоже в фильме имеется — в роли мамы) и Андрею Миронову-Удалову. Свою работу они делают с должным рвением, но опыт приходится заменять бьющим через край талантом, поэтому о попадании в историю говорить рановато. Вышеупомянутый актер Месхи бегает тут же, он гэбэшник в штатском, который сует всем в морду свое грозное удостоверение и требует от военных людей отчитываться перед ним и его щегольской шляпой. Особенно страдает главный герой Костя, которого высокопоставленный папа отправляет на барже подальше от Ленинграда в нарушение устава и здравого смысла. Впрочем, некоторым кажется, что юнец в чужой форме должен поднять дух других пассажиров. Молодой человек к этому готов, поэтому первым делом берет на борт подружку из семьи осужденного врага народа. Безумие набирает мощные обороты еще до отплытия баржи. Эта самая семья продолжает жить в огромной квартире, потом профессора отпускают, но с условием — чтоб пошел и умер на передовой. Он забегает домой за картофелинами (!), осуждающе смотрит на успевшую отречься жену и торопится под немецкие пули.

При просмотре фильма о настоящей трагедии лучше не вспоминать — связь между одним и другим чисто номинальна

Что? Почему? Зачем? Режиссер даже не пытается объяснять зрителю повороты своего фильма. Редкие войска, составленные из курсантов и вчерашних сидельцев по 58-й, упрямо идут под пулеметы (чего стоит только сцена форсирования реки, от которой Спилберг наверняка бы разрыдался) — захватчикам остается только подносить боеприпасы. Руководители в это время спасают своих и чужих сыновей, усаживая их на заведомо обреченную баржу: капитан буксира разве что с лозунгом вокруг них не ходит. Гэбэшник куда-то везет толстые папки с документами, как будто не знает, что в 1941 году даже заключенных из-под наступления вывозить не успевали, а уж архивы жгли повсеместно. Но кино снимается не про эсерку Марию Спиридонову, а про девушку Розу, то есть, конечно, не Розу, а Настю, которая пережила кораблекрушение и выступает как очевидец в наши дни — аккурат перед тем, как принять участие в шествии «Бессмертного полка». Поэтому Козлов вынужден упрямо бродить вокруг парочки основных персонажей и пытаться заставить их вступить в конфронтацию с гэбэшником: спасибо, хоть обнаженных портретов рисовать не додумались. На Невском пятачке тем временем все тот же режиссер играет в другое кино, радостно копируя сцены из «Спасти рядового Райана» и ежеминутно замедляя действие — кому это все не стыдно показать, мы уже в курсе.

Героизм — одного героизма ради, гибель сотен людей — чтобы конкретного военного завтра не расстреляли. Все это очень подходит к названию фильма о городе, который так долго держался и в итоге не сдался. Разбираться, кто виноват в жертвах, режиссеру Козлову лень. А ведь вскоре после трагедии на Ладоге перевозку людей на баржах запретили, а в командовании флотилией произошли перестановки. «Спасти Ленинград» показывает все так, будто без того, чтобы отправить ко дну множество людей вместе с домашними животными и чемоданами, город вообще остался бы без связи с остальной страной. Более того, баржа, у которой «летят заклепки», в итоге оказывается вполне способной перевезти эвакуируемых, и тогда в дело вступают обязательные немецкие летчики. К ним, равно как и к плохой погоде, никто не готовился (посадка вообще выглядела как нечто мирное и расслабленное), поэтому морячки-курсанты палят по истребителям из винтовок что твой Вася Теркин. Главный герой мечется между обязанностями, не зная, спасать девушку, всех пассажиров сразу или Ленинград. К тому времени, как начинаются существенные проблемы, картина окончательно теряет конфликт и принимается за любимое занятие отечественных фильмов — топтание на месте. Перед титрами Козлов вынимает из рукава заготовленный козырь, и за психическое здоровье некоторых персонажей становится совсем тревожно.

Сюжет без логики, персонажи без отношений, кастинг без актеров, история без историию

Добежав до финиша с парой удачных сцен в арсенале, картина как бы вопрошает зрителя, готов ли он заплатить за это зрелище хотя бы столько же, сколько за идущий в соседнем зале сиквел «Бабушки легкого поведения»? Сюжет без логики, персонажи без отношений, кастинг без актеров, история без истории — зато, если цитировать некоторые воодушевленные СМИ, «мы научились снимать настоящие фильмы-катастрофы». Это заявление комментировать не хочется: в «Титанике» Кэмерона персонажи и то, что с ними происходят, не менее значимы, чем одно из самых знаменитых крушений в истории. Иначе никакого кассового рекорда бы не вышло, а Алексею Козлову пришлось обрабатывать карандашом и калькой что-нибудь другое. Но у нас есть массовый героизм, жуткий враг и заградотряды за спиной. Люди как индивидуальности в эту цепочку не укладываются. И режиссер из того, что было, лепит фальшивый хеппи-энд, чтобы потом ликвидировать выживших закадровым голосом. Публике остается только пожать плечами: отечественный кинематограф снова тратил деньги, строил конструкции и заставлял актеров бултыхаться в воде. И все для того, чтобы совершенно недосягаемый Спилберг заочно (и не подозревая об этом) кого-то похвалил за страсть к пародиям. А про войну — это совсем другое кино.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+