Баба Таня: старейшая жительница Костюковки полвека проработала дояркой

Женщина лишь на 27 лет младше села, в котором родилась

Татьяна Александровна Кравченко — старейшая жительница Костюковки в Свободненском районе. В селе, основанном в 1901 году ее предками, баба Таня живет всю жизнь. «Я сызмалу здесь привыкла. И родители тут похоронены», — объясняет старожил. Несмотря на солидный возраст, она сохранила удивительную ясность ума, оптимизм и чувство юмора. Татьяна Александровна более полувека проработала дояркой в местном колхозе, да и сегодня не сидит без дела. Когда незваные гости из Благовещенска оказались на пороге ее дома, баба Таня готовила обед, ожидая из школы правнучку Соню.

До Приамурья добирались целый год

Татьяна Александровна лишь на 27 лет младше села, в котором родилась. Ее предки — костюковские первопоселенцы Гришановы — прибыли в Приамурье из Могилевской губернии, что в Белоруссии.

— Моя бабушка говорила мне, что первыми сюда приехали семь семей из Косюковичей. И Костюковку они назвали, как свою деревню. Здесь тайга была: ягоды, дичи — всего много. Мужики свои семьи в Алексеевске (с 1917-го город Свободный. — Прим. АП) оставили, а сами, семь человек, пошли в розгляды. А здесь лес! Они его на месте пилили и дома строили.

50

лет проработала Татьяна Кравченко дояркой в колхозе. Сейчас амурчанке 91 год, она всего на 27 лет младше деревни Костюковки, в которой родилась 

В одном таком доме, построенном еще когда вокруг Костюковки стоял полный зверя и ягоды сосновый лес, и родилась Татьяна Александровна. Сейчас она живет неподалеку, и старый, но еще крепкий дедов сруб видит через забор своего двора. Под окнами ее дома каждое лето цветут привыкшие к короткому амурскому теплу розы, так любимые бабушкой с белорусскими генами. В селе сегодня чуть больше пяти сотен человек, в соседней Зиговке, появившейся на карте спустя восемь лет, жителей еще меньше. В Малом Эргеле, входящем в тот же сельсовет, едва наберется полтора десятка.

На почти безлюдный Дальний Восток родные Татьяны Александровны добирались целый год.

— Летом едуть, а зимой у деревни какой-нибудь останавливаются и в работники нанимаются. Работають, чтоб на дорогу денег заработать, — продолжает баба Таня, переходя на привычный белорусский говор. — Эргельцы с Эргеля приехали, и тоже по-своему назвали. А в Зиговке поляки жили. Там костел стоял, кирпичный завод был. И у нас в Костюковке кирпичный завод был, еще шкуры принимали и выделывали, пошивочная была — и сапоги шили, и лапти.

Фото: Сергей Лазовский

В доме Татьяны Александровны все говорит о том, что здесь живет аккуратная, но давно немолодая хозяйка. Кровать с высокой периной, пышными подушками с прозрачной накидкой и кипенно-белыми подзорами, старые портреты на серванте с хрустальной посудой, образа, украшенные вышитым рушником.

— Мы всегда молились. И иконы дома были, — говорит баба Таня. — Однажды к отцу приехали люди из города, зашли в дом: «А чего это у вас иконы висят?  Выбросите!» А отец отвечает им: «Не я их туда ставил — не мне их и снимать».

С 16 лет на лесозаготовках

Когда Татьяне Кравченко было 13, отец семьи Александр Антонович ушел на фронт. Погиб под Москвой. Его вдова осталась одна с шестью детьми. Самая старшая Таня пошла работать в 16 лет.

— В МТС нас не принимали, мы должны были в колхозе работать. Мать дояркой устроилась. У кого отцов не было, где трудней — туда и нас. Господи милостивый! Плачем и идем, — утирает слезы престарелая селянка. — Меня на лесозаготовки послали. За работу хлеб давали — вот такой кусочек 200 граммов. Остальное — что из дома пришлют. Если не выполнишь норму — хлеба на завтра не получишь. Мы как-то раз с девчатами подпилили сосну, а она не падает. Другую — и она стоит. Сели мы — и как заголосим! Мужики тогда домой шли и нас услышали, прибежали — решили, что убило кого-то. Так мы плакали.

Интернациональная волость

По воспоминаниям костюковцев, в 30—40-х годах на реке Голубой, на берегу которой стоит село, работала мельница. От нее шла дорога в город. Река была полноводной. В ее верховьях в 1910-м польские переселенцы основали соседнюю Зиговку. Согласно архивным данным, спустя шесть лет после образования села в нем проживало 78 мужчин и 194 женщины. Сегодня зиговцев официально — 123 человека.

— Бывало, мы лодку в Зиговке «украдем», сюда по речке пригоним и катаемся. А зиговцы потом напротив воды лодку назад тянут, — по-детски смеется баба Таня. — А как пели! Девки наши идуть по деревне у клуб, песни поють. Зиговские всё говорили: «костюковцы как запоют, мы выходим и слушаем». Они, как мы, по-русски говорили, хоть и поляки.

Мы как-то раз с девчатами подпилили сосну, а она не падает. Другую — и она стоит. Сели мы — и как заголосим! Мужики нас услышали, прибежали — решили, что убило кого-то.

Новоивановка, Рогачевка, Костюковка, Зиговка, Малый Эргель, Климоуцы, Каменка и другие села Свободненского района прежде были объединены в Серебрянскую волость. Национальный состав первых жителей этой территории был весьма разнообразен: русские, украинцы, поляки, белорусы, румыны, татары, туркмены, армяне, венгры…

— Еще в Костюковке у нас сад был красивый. Яблоки росли крупные, только зеленые. Мы их в городе продавали: машину нагрузим — и повезли. А потом тот сад спилили и построили больницу, — вспоминает баба Таня.

Дом, в котором живет баба Таня. Фото: Сергей Лазовский

На въезде в ее родное село когда-то стояла церковь, а рядом было сельское кладбище. Хоронить на старом погосте перестали еще в 1940-х. Церковь при новой власти снесли, а на ее месте установили памятник воинам-защитникам. Старое кладбище, где покоится брат бабы Тани и другие первопоселенцы, сровняли с землей, выстроили школу. Ни одной могилы до наших дней не сохранилось. Лишь несколько лет назад на месте разрушенного кладбища появился поклонный крест.

— Там Гуранский край был, а там Бурхановка, а в той стороне — Душиловка, — вспоминает бабушка Таня почти забытые местным населением топонимы. Современные названия сельских улиц не так колоритны — Лермонтовка, Набережная, Макарова…

Выходной — за счастье

В Костюковке Татьяна Александровна живет с 1928 года. Только однажды на несколько лет перебралась в Черниговку, а потом вместе с мужем и детьми вернулась назад.

— За черниговского хлопца я замуж вышла. Сваты приехали, высватали, и я уехала. Там первого, Колю, родила. Потом Валю. Здесь — Люду. Сашка — выскребок — последний, — снова смеется баба Таня, и в ее глазах мелькает озорной огонек. — По ночам вышивала. Сейчас уже глаза не те. Люльку качаю, а сама ковыряю полотенце или скатерку. Свекру лампу было жалко жечь, так он мне слепенек сделал — бутылочка, а в ней керосин.

В колхозе со звучным именем «Родина» баба Таня полвека работала дояркой. Жалуется, что «руки и сейчас болят».

— На работу в четыре вставала. Если раз в месяц выходной попадет — большое счастье. Выходная дома все перестирать, переделать старалась. Хозяйство мы всегда держали — две коровы, куры, утки, гуси и огород, — перечисляет Татьяна Александровна. —  Меня соседка-армянка как-то спросила: «Ба, сколь ты на ферме проработала?» А я и не знаю. Она и говорит, что в тот год дочка у нее родилась. Выходит, что 50.

Дом, в котором Татьяна Кравченко (Гришанова) родилась. Фото: Сергей Лазовский

Полвека прожила Татьяна Александровна с мужем Виктором Емельяновичем. Говорит, что бывало всякое, и сладко поесть удавалось их семье нечасто. Но когда случилось несчастье с дочерью Людмилой, баба Таня не раздумывая всех троих внуков, в одночасье потерявших мать, взяла к себе. Самой младшей девочке тогда не было и года. Внук Алексей и сегодня живет с бабушкой и дочерью Соней.

Татьяна Александровна не любит больниц и едет лечиться, только когда «врачи приедуть и совсем загребуть». Сетует, что «жить устала», а потом вдруг замолкает и добавляет:

— Я так говорю, когда Соня, правнучка моя, плакать начитает и отвечает мне: «Баба, а я как же?» Вот и живу…

Возрастная категория материалов: 18+