Благовещенцы снова откроют рот: 5 вопросов финалисту чемпионата России по чтению вслух

Чемпионат по чтению вслух «Открой рот» в третий раз пройдет в Благовещенске 20 апреля. Ведущим этого веселого 
литературного мероприятия станет создатель чемпионата Михаил Фаустов, а участников будут судить детская писательница Анастасия Орлова, писатель Александр Снегирев и известный издатель Борис Куприянов. Можно ли подготовиться к чемпионату «Открой рот» заранее, что нужно читать, чтобы не заикаться во время выступления, — об этом мы узнали у благовещенского журналиста Алексея Воскобойникова, который был победителем первого регионального чемпионата, а затем занял второе место в финале чемпионата России.

1. — Алексей, что дает участие в чемпионате «Открой рот»? Изменилась ли ваша жизнь после золота на региональном этапе и серебра в финале чемпионата России?

— Во-первых, это отличная компания. В «Открой роте» (название именно так склоняется — на этом настаивают организаторы. — Прим. авт.) участвуют самые разные люди — журналисты, теле- и радиоведущие, танцоры, музыканты, предприниматели, мастера йоги, спортсмены, студенты, мамы в декрете и готовящиеся к таковому, люди молодые и пенсионного возраста — в общем, какие угодно, кроме скучных. Во-вторых, всегда приятно и интересно не только проверить себя, свои возможности и способности, но и переступить через личные зажимы, барьеры и страхи. В-третьих, это лишний повод почитать отличную литературу, как классическую, так и современную. В-четвертых… Если примете участие, то сами без труда досочините и в‑четвертых, и в‑пятых, и в‑пятидесятых.

Изменилась ли моя жизнь после крутых побед и завоеваний? Конечно, нет. Как она может измениться — я же не олимпийское золото стране добыл. Хотя хождение в бурную реку под названием «Открой рот» подарило мне множество знакомств с умными, интересными, многогранными (а главное — веселыми!) людьми из самых разных городов нашей большой страны. Так что соврал, все‑таки жизнь изменилась — к лучшему.

2. — Можно ли подготовиться к участию? Может, стоит читать вслух, вспомнить все скороговорки?

— Наверное, можно. Но бесполезно. Этот чемпионат — большая лотерея, в ней ты зависишь от целой связки случайных факторов. Начиная с того, что кто‑то тебе слегка подпортил с утра настроение и ты пришел вечером на «Открой рот», растеряв кураж. Начиная с того, что тебе может попасться интересный, благодарный, любимый и удобный для чтения материал (а может — выр-виглазный и скучный). Начиная с того, что в жюри сидят живые люди и судят по принципу «нравится — не нравится» (а это всегда субъективизм и вкусовщина). Ну и заканчивая тем, что ты не победил безо всяких объективных причин: просто не сошлись звезды — и все. Поэтому не стоит относиться к этому процессу, как к чему‑то принципиально важному — нужно приходить и просто получать удовольствие. Глядишь, кто‑то получит удовольствие и от твоего выступления.

 

«Если вы пребываете в раздумьях — участвовать или нет в чемпионате, то прочь сомнения — участвуйте! Потом как минимум будет о чем вспомнить!» 

 

 

3. — А вы любите читать вслух? Просто для меня чтение — интимная вещь…

— А как бы, по‑вашему, я работал ведущим теле- и радиопрограмм, вел мероприятия на крупную аудиторию? Читать вслух я очень люблю. Причем лет до 15—16 меня невозможно было выпнуть на сцену или даже на малюсенькую школьную эстрадку — боялся постороннего внимания до жути. Потом что‑то щелкнуло — и покатилось…

4. — Кому вообще нужен конкурс «Открой рот»? После него молодежь, которая мало читала, побежит в книжный магазин и начнет читать запоем?

— Кому нужен — вопрос не ко мне. На свете все для чего‑то или для кого‑то является нужным или даже архинужным. А по поводу молодежи: поднимите статистику по школьному аналогу «Открой рота» — чемпионату по чтению вслух среди старшеклассников «Страница». И вы увидите, что там и участников явно больше, и ажиотаж пуще, и страсти кипят нешуточные. А потом эта молодая шпана вырастет и сотрет нас с лица земли.

5. — Откройте секреты хорошей дикции.

— Мне моя дикция очень не нравится, поскольку я довольно ленив и не упражняюсь (а надо бы). А так — есть несколько упражнений (от простого базисного комплекса до расширенного набора), которым учат в любых творческих вузах. Это требует большого труда и прилежания, не каждый способен на этот подвиг, лично я — нет. Искренне восхищаюсь артистами, которые не ленились и стали мастерами декламации. В качестве ярчайших примеров приведу Сергея Юрского и Александра Филиппенко, а остальных вспомните или придумайте сами — их, подлинных мастеров речи, не так много, но равняться на них, ей-богу, стоит (ну как минимум балдеть от того, что они делают).