Что в области тебе моей: имидж Приамурья создают новые проекты и люди

В Благовещенске прошел первый амурский медиафорум

Когда председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев летел в Благовещенск на Первый медиафорум PROMEDIA, он был уверен: по другую сторону Амура напротив провинциального российского города стоят небоскребы Хэйхэ с миллионным населением: «Но в Китае я увидел не рассвет, а закат, полупустые улицы, несколько пенсионеров. А в Благовещенске, наоборот, почувствовал жизнь и развитие!» Пример Соловьева — показатель того, как порой имидж региона работает не на регион. «Как федеральные и региональные СМИ могут повлиять на формирование имиджа Амурской области» — эту тему на открытии форума обсудили руководство Приамурья и федеральные эксперты.

В начале дискуссии участникам показали видеороликоб Амурской области: 300 солнечных дней в году, первое место в стране по урожаю сои, космодром Восточный, три ГЭС, БАМ и мост в Китай. В финале на экране появился практически риторический вопрос: «Знает ли об этом страна?» Губернатор, конечно, знает.

— Когда мы говорим, что Амурская область уникальна тем, что у нас 300 солнечных дней — это ни о чем, — неожиданно начал дискуссию Василий Орлов. — Недавно мне посчастливилось быть в Москве на соревновании региональных команд. И каждая выходила и говорила: «У нас 300 солнечных дней в году». Солнце — это хорошо, но для имиджа этого мало. Я искренне считаю, что Амурская область — один из самых экономически перспективных регионов на Дальнем Востоке и в России. Благодаря крупным инвестиционным проектам у нас валовый региональный продукт в ближайшие 6 лет вырастет почти в два раза. В результате этих экономических преобразований должен вырасти уровень качества жизни. И здесь лакмусовой бумажкой является то, хотят ли люди жить в Амурской области или нет.

В прошлом году из Приамурья уехали 4 тысячи человек — это минус 0,5 процента от населения области. «Мы понимаем: когда у нас будут созданы новые высокооплачиваемые места, сюда будет приток кадров. Но пока уезжают. На мой взгляд, большую роль здесь играют средства массовой информации, которые пишут в зависимости от того, как они настроены и освещают жизнь в регионе. Одну и ту же новость можно совсем по-разному подать», — добавил губернатор.

«Очень большое значение играют заголовки, — добавил зампред регионального правительства Андрей Плутенко. — У нас темп жизни такой, что я, например, на сайтах газет, в мессенджерах в 90 процентах случаях читаю только заголовки. А погружаюсь только 2—3 темы, которые мне интересны».

Московских гостей форума волновал не отток из Амурской области, а приток — федеральных СМИ и туристов. По мнению председателя Союза журналистов России, Амурской области нужны бренды, которые привлекут внимание страны.

— Губернатор рассказывал нам о проекте канатной дороги через Амур. Вот один из тех вариантов, чем можно привлечь путешественников и федеральную прессу, — уверен Соловьев. — Один из пунктов — космодром, это, конечно, один из ваших брендов. Надо добавить туристических изюминок: БАМ, тайга. Я думаю, люди к вам поедут. 

— Чем можно удержать внимание страны и телезрителя? Понятно, не новостью о том, что открылся детский сад — они открываются везде, — констатировал секретарь союза Владимир Касютин. — Я объехал почти всю страну. И везде одна и та же песня: регионы жалуются, что федеральные каналы замечают нас только тогда, когда что-то происходит. Мы должны больше производить уникальной информации. Сейчас в лентах новостей многих региональных СМИ либо информация от власти и крупных компаний, либо происшествия — в такой модели о регионе будете знать только вы. Нужна именно местная информация, на которую у редакций часто не хватает сил и времени.

Касютин уверен: именно генерация потока местной информации попадает в областные, а затем федеральные СМИ.

— Будущее за проектной журналистикой — это то, что нас отличает от блогерства и непрофессионалов. У вас в регионе есть хороший пример — «Амурская правда», которая реализует замечательные проекты. Аудитория обращает на это внимание. Конечно, важна экономика и развитие, но интересны герои и их истории. И они тоже создают имидж вашего региона, — уверен эксперт.

МНЕНИЯ

Василий Орлов, губернатор Амурской области: 

— Сегодня мы переживаем определенную революцию: не только в промышленности, цифровизацию, но революцию и в умении работать с общественным мнением. Есть такая расхожая фраза: если вы сделали доброе дело, но о нем не сказали — вы не сделали доброе дело. Мы понимаем, что средства коммуникации уходят в интернет, в гаджеты. По сути, каждый, у кого есть смартфон, является мини-журналистом и мобильным репортером. Это тоже определенный вызов и точка роста. Поколение наших детей — нравится нам это или нет, — оно видит мир по-другому и получает информацию по-другому. Отсюда сжатость информации. По своей дочери и ее сверстникам могу сказать: им достаточно прочитать рецензию на «Преступление и наказание» Достоевского о том, что в книге по сути криминальный сюжет: молодой человек убил старушку топором. Но Достоевский этого не писал — там ведь совсем другой смысл заложен. Но молодежи достаточно этого. И власти, и СМИ важно уметь доносить информацию и точку зрения до новых аудиторий. 

Андрей Плутенко, заместитель председателяобластного правительства

— Знаете, что мне не хватает в амурской журналистике? Отраслевых журналистов. Смотрите: в системе амурского образования учатся или учат 200 тысяч человек. У нас в области 100 тысяч школьников, если прибавить родителей — это еще 200 человек. В итоге 400 тысяч — это половина Амурской области. То есть этим 400 тысячам интересно образование! Но я не знаю ни одного журналиста, который бы профессионально занимался вопросами освещения образования. Думаю, что такое же положение и в медицине. Вот политические, спортивные есть, а вот такие важные для большого количества амурчан направления остались без своих кураторов.

Фейки, монетизация и будущее журналистики

В Первом Амурском медиафоруме PROMEDIA принимают участие более 300 журналистов областных, городских и районных СМИ, блогеры, сотрудники пресс-служб и пиар-отделов государственных и частных структур.

В программе двухдневного медиафорума — обсуждение вопросов взаимодействия СМИ, общества, власти, мастер-классы федеральных СМИ. 17 апреля участники форума отправятся в пресс-тур на космодром Восточный и стройплощадку Амурского газоперерабатывающего завода. В рамках медиафорума проходил конкурс для журналистов и редакций СМИ по нескольким номинациям, победителей объявят вечером на официальном закрытии мероприятия. 

Организаторами форума выступили правительство Амурской области и Союз журналистов России, партнер мероприятия — ООО «Огоджинская угольная компания».