Лучшие учителя Приамурья учили детей говорить на английском и разбираться в признаках весны

Провести урок у незнакомого класса под взглядами строгого жюри — главный экзамен для педагога. В среду, 17 апреля, его сдавали 24 участника областного конкурса «Учитель года». Всю первую смену в 25-й гимназии один за другим шли конкурсные занятия, которые оценивали как члены большого жюри, так и школьники. С уроков учителя выходили уставшие, но удовлетворенные. Самое сложное испытание конкурса закончилось — можно немного выдохнуть.

На старт вышли 24 педагога

Финал областного конкурса «Учитель года» стартовал во вторник, 16 апреля. В нем принимают участие 24 педагога, победившие на муниципальном этапе. Завершится состязание завтра, 17 апреля. В четверг по итогам всех туров объявят и фамилию учителя, который заберет с собой статуэтку «Амурского пеликана» из самоцветов. Но, как подчеркнула министр образования Приамурья Светлана Яковлева, «Учитель года» — это, вероятно, единственный конкурс, в котором не бывает проигравших.

— Это, действительно, не просто важный конкурс, а нужный, — отметила она. — Миссия учителя — быть впереди, знать больше, уметь лучше и вести за собой ребят. Здесь не будет проигравших. Здесь будут только выигравшие от замечательных учителей наши дети, наши родители и наше общество.

Дети угощали учителей конфетами

Показательные уроки начинаются с 8:30. Видно, что волнуются и конкурсанты, и дети, и их классные руководители. «Своим» учителям на занятии присутствовать нельзя, поэтому, после того как закрывается дверь кабинета, педагоги 25-й гимназии следят за подопечными с помощью онлайн-трансляции вместе с теми, кто приехал поддержать участников. Учитель начальных классов Валентина Булатова сдает свой экзамен одной из первых. Второму «Б» под ее руководством предстоит изучать признаки весны.

— Меня зовут Валентина Алексеевна. И я думаю, что мы с вами подружимся, — начинает занятие педагог.

За 40 минут второклашкам, разбитым на группы, предстоит вместе исследовать различные явления весны и понять, как связано то, что происходит в живой и неживой природе. Пока дети смело вычеркивают из карточек метели и похолодание, так как это признаки другого времени года, за окном начинает идти мелкий снег.

Урок заканчивается за минуту до звонка. Дети еще успевают навести порядок на столах и поблагодарить своего учителя: «Валентина Алексеевна, спасибо вам за такой интересный урок. Мы желаем вам пройти все испытания». Растроганному преподавателю с 34-летним стажем малыши вручили коробку конфет и открытку.

— Так было приятно! Такое отношение к учителю — это дорогого стоит, — призналась после урока Валентина Булатова. 

Как рассказала педагог, ей впервые пришлось работать с большим классом. В Практичанской школе Мазановского района, где она преподает, учится всего 36 учеников. На попечении Валентины Алексеевны два класса начальной школы: в одном занимаются четыре ребенка, в другом — шесть.

— Конечно, есть свои трудности в работе с большим классом. Но мне понравилось, это было интересно, можно построить групповые занятия, как сегодня у нас было на уроке, — поделилась она.

Валентина Булатова не только один из двух самых опытных педагогов, участвующих в конкурсе, но и представитель школьной династии. Учителями также работают ее муж и два сына. «Общий педагогический стаж нашей семьи уже больше ста лет», — шутит она. Один из сыновей приехал вместе с ней на конкурс, чтобы поддержать маму. Кроме того, главная группа болельщиков ждет результатов конкурса дома — Валентину Алексеевну, по ее словам, очень поддерживают ее ученики: и нынешние, и бывшие.

Кураж на уроке

Учитель математики школы № 4 Белогорска Милица Щипун выходит с урока в 6-м «А» уставшая, но счастливая. Дети на ее занятии были очень активны и охотно выполняли все задания.

— Впечатления от урока только положительные. Было нужное настроение и у детей, и у меня. Если можно описать урок такими словами, то мы поймали кураж, — поделилась она.

Молодой учитель — уже мама двух мальчишек: двух и четырех лет. Причем из декретного отпуска в школу она вернулась, когда младшему было всего семь месяцев. «Зов души, наверное, не могу сидеть дома», — призналась Милица Вадимовна. В родной школе, помимо преподавания математики, она ведет классное руководство сразу двух шестых классов, в каждом — по 22 человека. На вопрос, как она справляется, педагог улыбается: «Самое главное — это эмоции, которые дарят дети, поэтому мы и работаем здесь. Заряжаюсь энергией от них».

Учителя привезли из Крыма

Женский состав конкурсантов в этом году разбавили только два представителя сильного пола: учитель английского языка из Новопетровской школы Константиновского района Валерий Сырых и учитель информатики Алексеевской гимназии Благовещенска Владимир Тарасенко.

Пока Валерий Сырых дает урок для 7-го «Г», в отдельном кабинете смотрит трансляцию и очень переживает его куратор — педагог и методист Новопетровской школы Марина Гриценко. «Задушу!» — выдыхает женщина, когда оказывается, что молодой педагог не успел закончить занятие до звонка, и бежит встречать его с урока. Кстати, свое обещание она не выполнила.

— Медленно работал, не задал нужный темп, к сожалению, — сам себя покритиковал Валерий Игоревич. — Дети хорошие, но понятно —  волновались: новый учитель, да еще гости сидят, ведь они понимают, как это ответственно. То, что минусы в моем уроке есть, я и сам знаю. Но стало легче, когда члены жюри, сказали, что были и плюсы.

В конкурсе «Учитель года» в этом году принимают участие и молодые педагоги, и учителя с очень большим опытом. Так, у учителя начальных классов Валентины Булатовой и учителя музыки Марины Плехановой из Тынды стаж работы в школе достигает 34 лет.

Валерий Сырых приехал в Новопетровскую школу с Украины в 2014 году. И именно Марина Гриценко уговорила его ехать на Дальний Восток. Познакомились они в Крыму, где молодой учитель английского из Харькова летом работал в детском лагере. Энергичная учитель Новопетровской школы, которая вместе с мужем сопровождала амурских детей, уговорила Валерия Игоревича переехать фактически на другой конец материка.

— Я работал летом вожатым в лагере в Крыму. И в августе мне должны были привезти детей из Тамбова, но почему-то в последний момент сказали, что приедут дети с Дальнего Востока, — вспомнил Валерий Сырых. — Детишки были хорошие. Потом они узнали, что я учитель английского языка, и начали говорить: а поехали к нам. Я всерьез не воспринял. Но затем подошла Марина Сергеевна. Говорит, нам нужен учитель английского, поехали. За очень короткое время они мне прислали все: сколько у меня будет часов, какая ставка. Я понял, что им действительно нужен учитель, и согласился.

Из лагеря амурская делегация возвращалась уже вместе с новым педагогом. «Я как раз собирался менять свою жизнь. И меня моя тетя звала в Москву работать. А тут пригласили на Дальний Восток, и я подумал, что я там никогда не был, мне стало интересно. И даже не было повода сомневаться в этом решении», — рассказал учитель.

В Новопетровке Валерий Сырых работает уже пятый год. Здесь он встретил любовь и женился. И единственно, чего не хватает молодому педагогу в Приамурье, — свежих фруктов. «И родители на Украине скучают. В прошлом году мы к ним ездили в гости с женой. В этом году не поедем, потому что все-таки очень дорого, особенно перелеты», — признался Валерий Игоревич.

«Конкурс — это преодоление себя»

Глава амурского минобра Светлана Яковлева сама  в 1997 году становилась обладателем главной награды «Учителя года» и представляла Амурскую область на всероссийском конкурсе.

— Конкурс, прежде всего, — это обмен опытом. Ты представляешь себя, получаешь оценку своих педагогических находок. Получаешь обратную реакцию не только от детей, но и от коллег, и от жюри. Во-вторых, это приобретение новых товарищей, единомышленников. Мы до сих пор дружим с теми, с кем  были соперниками, — призналась Светлана Вячеславовна. — Ну и, конечно, конкурс — это преодоление себя. Очень часто мне задавали вопрос: а зачем тебе это надо? Честно говоря, я не могу на этот вопрос ответить. Мне кажется, это надо было моим ученикам. Своим примером я им хотела показать: не бойтесь ничего, в жизни всего можно достичь, если ты трудишься честно, с полной самоотдачей. Наверное, это и стало главным итогом конкурса.