Кластер Благовещенск – Хэйхэ, авиация и туризм: экспертный клуб при губернаторе о развитии Приамурья

Сегодня мало кто сомневается, что Амурская область — один из самых перспективных регионов ДФО и страны. Новые отрасли экономики — газохимия и космос — кардинально меняют имидж житницы Дальнего Востока. Однако для реального рывка и привлечения новых инвесторов области не хватает элементарного: современного аэропорта, гостиниц и заманчивого туристического имиджа. Как и за счет чего должно развиваться Приамурье, обсудили на первом заседании Амурского экспертного клуба при губернаторе Василии Орлове. В «Точке кипения» собралась команда регионального правительства, мэрии Благовещенска, депутаты, бизнесмены, ученые и просто люди, которым небезразлично будущее родного региона. 

Московские эксперты обеспечили взгляд со стороны

— Мы много и обоснованно говорим о том, что наша область — один из самых перспективных регионов с экономической точки зрения: здесь реализуется ряд крупных проектов, — открыл встречу глава региона Василий Орлов. — И мы говорим о том, что нам надо разработать документ долгосрочного планирования. Министерство экономического развития области работает над этим. Причем если предыдущую стратегию мы разрабатывали только силами минэконома, то сейчас привлекаются и сторонние известные организации, которые способны оценить ситуацию новым взглядом и дать свои предложения. Разработка концепции — это и есть повод для встречи.

Модератор встречи — профессор высшей школы экономики, главный редактор журнала «Полития» Святослав Каспэ сразу предупредил собравшихся, что московские эксперты приехали не для того, чтобы учить жизни амурчан.

— Мы не являемся экспертами по Амурской области и ее проблемам, потому что все эксперты по Амурской области находятся здесь, в области. Мы приехали, чтобы помочь мобилизовать ваши собственные экспертные знания, посмотреть на них свежим взглядом и поискать в нем скрытые ресурсы развития, — объяснил он.

Помочь найти скрытые ресурсы должны были как профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО Сергей Афонцев, так и местные эксперты-экономисты. При этом свое мнение могли озвучить и все остальные участники встречи, без оглядки на должности и статус оппонента.

Первым делом самолеты

Как отметил доктор экономических наук Сергей Афонцев, сильными сторонами Амурской области являются хорошая наземная инфраструктура, в том числе БАМ и федеральные автодороги, а также крупные федеральные проекты: космодром Восточный и Амурский газоперерабатывающий завод.

Но очень большая проблема — удаленность от основных центров экономического развития и нового административного центра Дальнего Востока — Владивостока. Усугубляют ее и сложности с авиасообщением как с Москвой, так и с другими регионами Дальневосточного федерального округа. «Конечно, по всем показателям периферийность региона достаточно значительная в рамках России, и после перемещения центра ДФО она только возросла», — оценил эксперт. Поэтому первоочередной задачей для Приамурья, по его мнению, должна стать модернизация Благовещенского аэропорта и строительство взлетно-посадочной полосы, которая сможет принимать самолеты «Аэрофлота». А также развитие гостиничного бизнеса.

— Вот без этого точно ничего не будет, — подчеркнул эксперт. — Потому что, если человек не может приехать из Москвы сюда в любой день по своему желанию, остановиться здесь на ночь, получить традиционный для крупного бизнеса пакет услуг, чтобы подготовить контракты к подписанию, — у вас не будет контрактов и проектов. Это должно быть сделано в первую очередь.

Проблема — в кадрах

По словам губернатора Амурской области Василия Орлова, главная проблема региона — нехватка квалифицированных кадров, которые нужны для развития как высокотехнологичных производств, так и сферы услуг.

4

часа длилось первое заседание экспертного клуба, и большинство участников остались на нем до конца. «Это говорит о том, что у нас есть общая цель, есть люди, которые болеют за регион, готовы что-то делать, предлагать. Думаю, у этой площадки большая перспектива», — заключил губернатор Василий Орлов

— Есть хорошая новость: все, что вы сказали, мы все это делаем. Но делаем все это очень медленно, — заметил глава региона. — Во многом сдерживающий фактор — несовершенство законодательства. Но главная, на мой взгляд, проблема — это не недостаток финансов. У нас было 1,2 миллиона жителей — сейчас 800 тысяч. И уехали не самые плохие люди отсюда.

Как объяснил Василий Орлов, во время его работы в компании «Сибур» он столкнулся с тем, что компанию не устраивала квалификация местных кадров. Также, по его словам, в Благовещенске уже два года пытаются открыть по международной франшизе гостиницу в «Доме на набережной» — мешает отсутствие опыта.

— В мировой практике есть два варианта для повышения качества кадров. Первое — привлечение международных или крупных национальных сетей, которые приходят со своими стандартами и проводят обучение персонала. Второй подход — привлечение прямых иностранных инвестиций, опять же работающих на своих стандартах, — прокомментировал Сергей Афонцев.

Ориентация на Восток

Еще одна слабая сторона Приамурья — ограниченный потенциал регионального рынка. По мнению московского эксперта, в область нужно привлекать больше федеральных сетей, так как это ключевой показатель перспективности региона. «Если пришли федеральные сети, это значит, что регион развивается позитивно», — посоветовал он.

Впрочем, участники встречи возразили, что Амурская область, в принципе, не жалуется на невнимание крупных сетевых игроков — в регионе уже работает немало представителей федерального и мирового рынка, и планируется открытие новых предприятий.

Также для развития Амурской области Афонцев приложил создание «Эйшарегиона» (Asiaregion), по аналогии с уже имеющимися Еврорегионами (Euroregion) — формой сотрудничества приграничных регионов соседних европейских государств. «То, что у вас через Амур находится китайский Хэйхэ, — это нормальное ядро формирования экономического азиатского региона», — заметил эксперт. И в качестве первоочередной меры ученый рекомендовал поддержать экспортно-ориентированные компании малого и среднего бизнеса.

Приамурье может стать логистическим центром

О сотрудничестве с КНР говорил и заместитель председателя по науке Амурского научного центра ДВ РАН Андрей Конюшок. По его мнению, у Приамурья сейчас хорошие шансы стать транспортно-логистическим узлом мирового значения. «И наиболее выгодно развивать сотрудничество с Якутией и Китаем. Мы вполне можем стать продуктовым хабом для Якутии, которая завозит товары из Китая», — считает эксперт.

Но чтобы регион превратился в логистический центр, объяснил ученый, необходимо строительство удобных региональных автострад. Кроме того, нужна интеграция в бизнес-сообщество Китая.

— Какие факторы должны быть? Крупные технологичные предприятия. Это уже есть, и это будет развиваться. Здесь у нас потенциал высокий, — продолжил Андрей Алексеевич — Наличие рейтинговых научных учреждений. На сегодня качество преподавания низкое в наших университетах: единицы преподавателей знают английский язык, единицы читают мировую литературу, единицы могут донести до студентов современные тенденции.

Туризм вокруг космодрома

Еще одной основой для экономического роста региона может стать туристический потенциал Амурской области. В том числе Сергей Афонцев предложил развивать это направление с привязкой к космодрому Восточный.

«У нас уже очень много людей ездят смотреть, как запускают космические корабли на Байконуре», — заметил доктор экономических наук. И Амурской области есть что предложить туристам в дополнение к посещению космической площадки: «Прогулка в Китай», «Таежная экзотика», «Кулинарный туризм». При этом необходима долгосрочная стратегия развития туристического потенциала региона. «Если люди приедут и помимо прочего смогут съесть пельмени «Амур» из горшочка и половить рыбу в Зее, будет отлично», — добавил он.

Ученые предлагают объединяться с Хэйхэ

Амурские эксперты говорят о необходимости создания единой агломерации из трех городов: Благовещенск, Свободный и Белогорск. Сергей Афонцев заметил, что перспективы у этой идеи, на его взгляд, смутные.

— Я не могу сказать, что это вообще невозможно. Но в формирование распределенной агломерации Благовещенск — Свободный — Белогорск при населении 300 тысяч человек верится с трудом, — подчеркнул он. — Агломерация — это когда у вас пространство набито бизнесами. А когда у вас на протяжении 20 километров от одного населенного пункта до другого ничего нет, это не агломерация.

По мнению Сергея Игоревича, более перспективной является создание транснациональной агломерации Благовещенск — Хэйхэ. В качестве примера он привел германский Франкфурт-на-Одере и польскую Слубице, соединенные мостом. «По сути это единая агломерация. Немцы говорят, что ездят в Слубице на обеденном перерыве, потому что там вкусно готовят», — рассказал ученый.

— С моей точки зрения, это тот вектор агломерационного развития, о котором сейчас имеет смысл говорить. Если что-то в окрестностях Благовещенска и напоминает о возможностях построения агломерации, то это взаимодействие с Хэйхэ, — уверен Сергей Афонцев.