В это время очередной летучий корабль, на одном борту которого написано Marvel, на другом — Disney, на старте взял такой разгон, что теперь все ждут еще и мощного бортового залпа, жертвой которого станет самый кассовый фильм в истории — кэмероновский «Аватар». Как оказалось, добиться таких исходных совсем не сложно, были бы деньги и умение создавать иллюзию всеобщей нужности для истории, которая с самого начала топчется на одном месте.

Щелчок пальцев титана Таноса, который в предыдущей серии развеял «половину живых существ», произвел на публику невиданный эффект. Как будто никто не знал, что в комиксах даже самых раскрученных супергероев убивают и воcкрешают пачками, а в соседней вселенной недавно и вовсе Супермена на погост отвезли. В старые времена братья-режиссеры Руссо и глава Marvel Studios получили бы массу гневных писем, словно Конан Дойль, умертвивший Шерлока Холмса. Но теперь жаловаться не надо, надо просто потерпеть. От силы годик. Франшиза, помахивая у зрителя перед носом страшным словом «финал», одновременно с этим обещала уже в июле новые приключения всем известного суперподростка.

Компания планировала сериалы про русских воительниц и асгардских божеств и вообще не очень-то скрывала, что в новом фильме жизнь, как кинопленку, прокрутят назад. Параллельно дотошная публика перечитывала данные о контрактах главных актеров киновселенной и строила свои версии насчет того, кому в любом случае придется отправиться на заслуженный отдых. В Marvel воспользовались и этими веяниями, и в первые же дни мирового проката начали тотальную войну с обнародованием фактов о сюжете — вплоть до отмены пресс-показов за пределами США. Результаты этого противостояния любой может оценить: «Финал» побил все рекорды по предпродажам и сборам в первый уик-энд, тогда как с сюжетом всяк желающий может ознакомиться даже в «Википедии». Действительно, интрига почище, чем в «Игре престолов».

«Финал» со своим безумным трехчасовым хронометражем успевает все: воскресить павших и избавиться от воскресших, пролить реки скупых сверхчеловеческих слез и провозгласить серию пафосных речей, поставить вселенную на край гибели и нагородить всякой ерунды с временными парадоксами.

Братья Руссо к 22-му фильму окончательно перестали быть постановщиками с узнаваемым почерком. Теперь они больше похожи на сотрудников фастфуда, обязанным готовить по утвержденному подписью владельца франшизы рецепту. Это вам не шалости режиссера Вайтити с третьим «Тором»: за шуточки спасибо, но мировые сборы меньше миллиарда. «Финал» со своим безумным трехчасовым хронометражем успевает все: воскресить павших и избавиться от воскресших, пролить реки скупых сверхчеловеческих слез и провозгласить серию пафосных речей, поставить вселенную на край гибели и нагородить всякой ерунды с временными парадоксами.

В промежутках, само собой, фирменный юмор про говорящих енотов, подвыпивших супергероев и лично Человека-муравья, навеки впавшего в детство. Вот, говорит режиссерский дуэт, такого вы еще не видели. И вставляет ложный финал уже в самое начало своего детища — а как еще оправдать появление нового центрального персонажа двухмесячной давности. Но зрители, несомненно, со всем этим хорошо знакомы, и им остается только восторженно наблюдать за тем, как любую сюжетную нестыковку здесь превращают в «удачный» ход а-ля «мышка бежала, хвостиком махнула», причем в совершенно буквальном смысле. Герои без видимых усилий совершают переходы из тотальной скорби в приподнятое настроение, а места обычным людям в этой вселенной по-прежнему нет — ну, если они только не замужем за кем-нибудь в обтягивающем костюмчике.        

Ушедший по-английски в конце «Войны бесконечности» Танос никуда не девается. А чтобы создать иллюзию развития главного злодея, его злодейство попросту умножают на два. Армию супергероев, которая уже давно не влезает в кадр, приходится дробить на боевые (и предельно юмористические) отряды, один из которых нужно до самой развязки держать в уме. Время не ждет, но нужно еще и неоднократно воспеть семейные ценности, причем не только родственные, разыграть самый нелепый в истории феминистический этюд, а еще хоть на минутку вытащить на сцену давно покинувших вселенную по тем или иным причинам героев.

Ни черта не понимающие обыватели ходят на заседания групп по психологической поддержке тех, кто не распался на фракции, поля предыдущей войны зарастают травой, супергерои всхлипывают, готовят друг другу сэндвичи, а некоторые на досуге косплеят Дэдпула, уничтожая национальные мафии их же оружием. На самом же деле все вместе с публикой ждут, когда из табакерки выпрыгнет очередное чудо, которое сначала признают нерабочим, а потом все равно пустят в ход. Так или иначе, это лишь личная разборка необычных и симпатичных сверхчеловеков с угрюмым синеватым мужчиной из космоса, и поставить под угрозу оставшиеся миллиарды выживших в прошлый раз — для них раз плюнуть.

Когда зритель наконец выбирается на свежий воздух, довольно быстро становится понятно, что без всего этого упрямо нагнетаемого пафоса он мог бы прекрасно обойтись. 

Руссо по привычке пытаются детально объяснять то, в чем плохо разбираются все причастные. Персонажи с удовольствием пускаются в беседы о квантовой физике и рисуют 3D-модели ленты Мёбиуса, чтобы потом, простите, уменьшиться и с помощью старого минивэна столь же научно путешествовать во времени. При этом вполне естественные для комикс-пространства вещи остаются за рамками каких-либо пояснений. Просто в критический момент люди становятся на одну ступень с богами, а самое важное вдруг исчезает, как в простейшем фокусе. То, что простым смертным от перманентно кому-то мстящей группировки больше вреда, чем пользы, стало окончательно понятно еще в «Эре Альтрона», но они упорствуют.

И только мисс Дэнверс предпочитает весело проводить время в других звездных системах и постоянно опаздывает. Действие старается держать себя в линейных рамках, а порой и вовсе закрывает глаза на кажущиеся важными сцены. Сначала охрану зовут на шестой уровень, а потом походя выясняется, что никого эта охрана не нашла и зачем искала — неизвестно. Ближе к середине в общий хор вступает звонкий голос невиданной предсказуемости, без которого вообще никогда не обходится — в «Финале» несложно предугадывать целые диалоги, не говоря уж о сюжетных ходах. Но все недостатки блекнут в лучах раз и навсегда объявленной феноменальности. Собственно, настоящему кинематографу пора искать для себя другую полянку.

Попрыгав три часа через ритмично раскручиваемую марвеловскую скакалку, вконец одуревший от инопланетных вторжений зритель наконец выбирается на свежий воздух. Довольно быстро становится понятно, что без всего этого упрямо нагнетаемого пафоса он мог бы прекрасно обойтись. В том, что вымышленные персонажи имеют свойство расставаться со своей вымышленной жизнью, нет ничего выдающегося. А вся остальная начинка «Финала» абсолютно неотличима от предыдущих фильмов франшизы, и за что тут и кому полагаются рекордные миллиарды, непонятно. В 2008 году «Железный человек» с его ассимилировавшимся цинизмом выглядел как нечто новое, но эти времена давно прошли — и Marvel из года в год устраивает один и тот же мордобой с минимумом жертв и максимумом дурацких речей.

Новая «эра» в киновселенной начнется незамедлительно, кому-то в ней придется сменить пол, кому-то — цвет кожи, но на развитие надеяться не приходится, как и на новые эксперименты в духе «Рагнарёка». Диснеевские боссы уже рассопливили самые отвязные образцы — «Стражи галактики» начали поскуливать в сторону потерянных отцов, «Дэдпул» принялся самоубиваться на любовной почве. И в отличие от страдальцев-мстителей, которым опять поломали офис, у зрителей возможности проделать пару трюков со временем и вернуться в мир без вакандийских королей и межпланетных феминисток, нет.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.