Остаться на плаву: Благовещенскому судостроительному заводу нужна модернизация и новые заказы

Благовещенский судостроительный завод нуждается в модернизации, новых заказах и государственной поддержке. В понедельник, 29 апреля, на предприятии вместе с губернатором Василием Орловым побывали представители Министерства промышленности России. Амурские и федеральные власти вместе с руководством завода обсудили, как сохранить на плаву предприятие с более чем 130-летней историей. 

Выживают за счет заказов минобороны

Как рассказала председатель совета директоров Вера Чащина, сейчас судостроительный завод загружен на 70 %. Но держаться на плаву и обеспечивать работой 500 сотрудников, по большому счету, позволяют только заказы Министерства обороны РФ. Спущенное на воду в прошлом году малое гидрографическое судно «Александр Рогоцкий», сейчас проходит швартовые и ходовые испытания во Владивостоке, и в июле его планируют передать Тихоокеанскому флоту. В феврале в Благовещенске заложили еще одно судно — большой гидрографический катер, который будет носить имя известного гидрографа Александра Анищенко.

— И мы ведем переговоры с Минобороны, чтобы нам передали заказ на еще одно малое гидрографическое судно, — рассказала Вера Афанасьевна. — Завод свои обязательства перед работниками выполняет на 100 %. Никогда нет задержек по заработной плате. Мы принимаем много молодых ребят, обучаем их сами. Если бы могли загрузить предприятие полностью, то, скорее всего, смогли бы повысить зарплату нашим работникам.

Заводу нужна модернизация

Два недели назад проблемы Благовещенского судостроительного завода губернатор Василий Орлов поднял на встрече с министром промышленности РФ Денисом Мантуровым. После этой встречи в регион приехал директор департамента судостроения Борис Кабаков, чтобы осмотреть предприятие и на месте найти решение.

— Мы уже обсуждали с коллегами из Минпромторга варианты загрузки предприятия. У завода есть наработки: это малый рыболовный сейнер, который сегодня работает на Дальнем Востоке. Есть предложения о размещении заказов на более эффективные суда, — рассказал глава региона. — Конечно, для этого надо развивать компетенции, надо покупать соответствующее оборудование, готовить специалистов, чтобы можно было производить более востребованные на рынке суда. И сегодня с представителями Минпромторга мы обсудим, как в деталях это должно выглядеть.

Как подчеркнул начальник департамента судостроительной промышленности и морской техники Борис Кабаков, федеральные власти сейчас удаляют большое внимание судостроительной отрасли. И в том числе важной задачей является поддержка Судостроительного завода имени Октябрьской революции.

— Мы будем эту задачу решать совместно и с Минобороны РФ, и с Росрыболовством. У нас есть достаточное количество мер господдержки. Единственный вопрос, что иногда эти меры не учитывают всей специфики предприятий, находящихся на Дальнем Востоке. Поэтому эти меры мы будем в какой-то степени обновлять, — прокомментировал Борис Анатольевич. — У нас уже работает субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, которое предоставляется судовладельцу. И сейчас мы разрабатываем постановление о субсидировании 30 % стоимости малотоннажного и среднетоннажного рыболовного флота. И, я считаю, благовещенскому заводу надо обязательно принять участие в обсуждении этих мер, чтобы учитывали и его специфику.

Долгострой на площадке

Еще одна наболевшая проблема — долгострой, который стоит на территории завода уже около 20 лет. В 90-е годы предшественник нынешнего Росрыболовства заказал благовещенским судостроителям судно. Но после того, как корпус был полностью готов, строительство заморозили. Сдать в утиль плод своих трудов у судостроителей рука не поднялась, с тех пор судно висит мертвым грузом на предприятии. Проблемный долгострой показали губернатору Василию Орлову и начальнику департамента судостроительства Борису Кабакову.

Как отметил глава области, нужно разбираться с этим вопросом, обсудить, что можно сделать с проблемным объектом. По словам гендиректора судостроительного завода Вячеслава Попова, есть несколько вариантов того, как можно использовать готовый корпус. Так, если его оборудовать под научно-исследовательское судно, работы обойдутся примерно в 1 миллиард рублей. Оснащение долгостроя в качестве рыболовецкого судна будет стоить примерно 700 миллионов рублей. «Ясно, что это проблема для завода. Давайте проработаем этот вопрос детально», — заключил Василий Орлов.

МНЕНИЕ

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— Судостроительный завод имени Октябрьской революции — по сути, это единственное полноценно функционирующее предприятие в сфере машиностроения, оставшееся после развала Советского союза. И нам, конечно, нужно сделать все, чтобы это предприятие загрузить заказами, сохранить это предприятие, сохранить людей, которые тут работают. У завода много успехов за спиной и, я уверен, много успехов будет впереди.