Славянский шкаф: рецензия на новый боевик «Джон Уик 3» с Киану Ривзом и Лоуренсом Фишберном

Одного стартового уик-энда хватило триквелу «Джона Уика», чтобы обеспечить его создателям право на продолжение: зеленый свет продюсеры нынче зажигают с удивительной скоростью. Зубодробительные приключения усталого человека в стильном и пуленепробиваемом костюме превысили планку собственного бюджета в первые же выходные, доказав, что некоторым франшизам фиолетово абсолютно все. Третий эпизод из стремительно меняющейся жизни киллера страдает вполне ожидаемыми для жанра недостатками — непросто каждый раз изобретать новые трюки. Но этого, похоже, никто не хочет замечать. Чистый боевик оказался настолько затерт другими перспективными направлениями, что на Уика публика продолжит ходить толпами даже после его признания в том, что он «дитя Белоруссии».

Не сочтите за спойлер — на сюжет эта информация влияет чуть меньше, чем никак. С таким же успехом Джон мог бы оказаться отпрыском Боснии и Герцеговины или наследником Татуина. Режиссер Чад Стахелски, оставшись в гордом одиночестве еще на этапе съемок второй серии, продолжает историю, которая столь беспощадно оборвалась в 2017-м. Это для нас прошло два года, а для главного героя счет идет на минуты. После того как Уик нарушил правила, заведенные в отеле «Континенталь» боссами могучего международного преступного синдиката, на него объявляют открытую охоту. Чтобы показать нам, насколько все серьезно, постановщик даже демонстрирует вставную сцену, где на специальной бирже курс головы героя неуклонно растет, телефонистки не знают передышки, а наемные убийцы радостно побросали все свои дела и рыщут по округе. Помогать Джону запрещено (синдикат все видит), правоохранительные органы в этой вселенной отсутствуют, так что можно убивать людей десятками и сотнями в любой стране и при любых обстоятельствах. Пока плохие парни соревнуются в погоне за многомиллионным гонораром, на втором плане появляется женщина-судия, которой все вокруг не нравится. Так что проблемы не только у центрального персонажа, но и у администратора отеля (Иэн МакШейн), и у короля бомжей (Лоуренс Фишберн). Постепенно в сюжете появятся и новые фигуры, и играют их хорошо знакомые зрителю актеры, чья карьера малость забуксовала.

Перманентно истекающий кровью и прихрамывающий главный герой продолжает побеждать безразмерные отряды противников, не отказываясь от любой помощи.

Например, из сумрака фильмов Александра Невского выходит Марк Дакаскос. В «Джоне Уике 3» он олицетворяет азиатское непреклонное стремление умереть, причеём самым мучительным образом. Секс-символу 90-х и нулевых Холли Берри досталась вполне шаблонная роль стервозной, но справедливой женщины из прошлого. Правда, ее деятельность в итоге сводится к тому, чтобы повторить историю с обидчиком собачки, с которой, собственно, вся эта эпопея в 2014 году и началась. Стахелски снимает кино по проверенному рецепту, позволяя вымышленному миру жить по собственным законам: никогда не знаешь, что за бог выйдет из очередной машины, и каким правом он наделен — карать, миловать или все и сразу. Перманентно истекающий кровью и прихрамывающий главный герой продолжает побеждать безразмерные отряды противников, не отказываясь от любой помощи. К зрительскому ужасу, Ривз в этом фильме выглядит уставшим не только по воле сценариста и режиссера. О том, что главному герою не мешало бы дать дорогу молодым (или не молодым, но уж точно каким-то другим) говорили еще после просмотра сиквела. Но теперь стало окончательно понятно, что в планы создателей франшизы ставить декорации выше героя совершенно не входит. И через два года мы снова увидим эти вымученные телодвижения.

Как бы то ни было, победить Джона по-прежнему непросто, и он продвигается по карте мира, оставляя на ней множественные кровавые пятна. Стахелски с радостью загоняет героя то на марокканские улицы, то в бескрайнюю пустыню, где он особенно нелепо смотрится в своем бронированном деловом костюмчике, то в обесточенные коридоры, кишащие еще более бронированными противниками. Сценарий время от времени скатывается в запредельный абсурд, но на это у зрителя уже иммунитет: конечно, услышать про «дитя Белоруссии» было несколько неожиданно, но не более того. «Джон Уик 3», которому, казалось бы, полагалось развить историю до очередной логической или не очень точки, на самом деле совершает круговое хождения за три моря, заканчивающееся практически тем же самым, что и сиквел. Правда, ситуация со всеми этими церковными терминами вроде «экскоммьюникадо» окончательно запуталась. Постановщик и сам уже не очень хорошо понимает, кто и за что отвечает в обществе, которым незримо правят ужасные бандиты, порой даже загримированные под балетмейстеров. То, что два года назад представлялось как очень удачное пространство для дальнейших экспериментов, теперь выглядит лотереей без правил, в которой иногда достаточно быть готовым отрезать себе палец, чтобы выиграть главный приз. Собственную жизнь, конечно же.

Выясняется, что самое ценное Уик хранит в книжке «Русские народные сказки». Узнав об этом, российский зритель чувствует необъяснимое тепло в области сердца.

Создателей фильма в серьезных масштабах беспокоит только один вопрос: как бы замаскировать бесконечные самоповторы под логичные и свежие ходы. Местами триквел напоминает какую-то старую видеоигру, где вслед за стадами обычных противников время от времени появляется босс, обладающий особыми навыками. Но если его достаточно умело бить по голове, победа неизбежна. При этом «Джон Уик 3» основательно грешит неоправданными паузами, растянутыми и беспомощными диалогами и, конечно же, нежеланием объяснять зрителю все досконально. Последнее, впрочем, идет картине в плюс. В конце концов, в перерывах между, например, избиением противников при помощи коней (!) и сражением в публичной библиотеке, хочется и поломать голову над тем, а что вообще происходит. Особенно после того, как выясняется, что самое ценное Уик хранит в книжке «Русские народные сказки». Да-да, от составителя Александра Афанасьева и с иллюстрациями Виктора Васнецова. Узнав об этом, российский зритель чувствует необъяснимое тепло в области сердца: вот, мол, казалось бы самый что ни на есть американский киллерюга, а на самом-то деле наш, постсоветский, землячок. И ничего, что нам этот славянский шкаф продают уже в третий раз. Не бросать же своего на войне, пусть это и его персональная война.     

От однообразных сражений, в которых последовательно разрушаются не только интерьеры, но и четкие постулаты вымышленного создателями франшизы мирового порядка, неминуемо начинаешь уставать. И потому Стахелски проворачивает в конце пару фокусов, которые не столько шокируют, сколько переводят действие в новый ракурс. Старуха с косой оказывается довольно расхлябанной в движениях, благодаря чему неминуемой гибели избегают многие, а отправлять на тот свет пачками безымянных статистов Джон уже давно привык. Очевидно, что он на рынке наемных убийств не просто лучший, а единственный. Иначе с чего бы самому разыскиваемому человеку на свете спокойно разгуливать по улицам, не придумав себе даже какого-нибудь капюшона. Уик в курсе, что ему будет больно, но не смертельно. Стало быть, и беспокоиться нужно о чем-то другом. Подобно герою какого-нибудь эпического фэнтези-цикла он вызывает на себя гнев все более и более могущественных существ. И мы не удивимся, если в итоге окажется, что от руки Уика погибла вся международная преступность и можно будет, наконец, пожить в обнимку с собакой в свое удовольствие. Вопрос только в том, когда создателям франшизы захочется этот итог подвести.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.