Фильм Гарета Эдвардса 2014 года тоже не запомнился как выдающийся проект, но на фоне последователей он существенно выигрывает. Режиссер тогда талантливо потратил 160 миллионов рублей, чтобы показать нам пару монстров с артхаусных ракурсов, а все остальное экранное время заполнить хаотичной историей о том, как обычные неполадки на атомной электростанции обернулись черт знает чем. Тот «Годзилла» тоже возился вокруг конкретного семейства, родные и близкие друг другу люди все время норовили отправиться на тот свет, а в конце оказывалось, что как минимум один монстр уж точно на стороне двуногих. Раздолбав Лас-Вегас и Сан-Франциско до основанья, Годзилла удалялся в морские пучины под одобрительные вопли граждан США — в конце концов, города можно отстроить заново, а вот эти проблемы а-ля «Тихоокеанский рубеж» решать некому. Постановщик Догерти, старательно копируя Эдвардса там, где надо, умудряется пойти другим путем: самые плохие ребята в его истории — это вовсе не гигантские твари, постоянно задевающие бедрами небоскребы во время прогулок. «Годзилла 2» оригинально показывает, что хуже человека трудно что-либо придумать, и именно из-за его козней постоянно страдают добрые зверята, включая и Горыныча. У сиквела на 40 миллионов больше бюджет, так что будет больше ночных сражений и всего такого.
Догерти рисует перед зрителями странную картину, которая демонстрирует целый взвод монстров, прикорнувших в разных точках планеты ровно до тех пор, пока из-за угла не появляется Чарльз Дэнс и не начинает будить зверюшек.
Итак, герои первой части дружно отправляются в небытие. Исключение составляет только «государственная наука» в исполнении Кена Ватанабэ и Салли Хокинс. Умники пытаются убедить заносчивых сенаторов (все вопросы опять решаются в США, уж извините), что с Годзиллой и его приятелями нужно дружить, а не сражаться. Политики, как обычно, делают вид, что контролируют ситуацию — хотя речь идет об огромных существах, на которых слабо действуют даже ракеты «Томагавк». Тем временем на экране появляются дочки-матери: за первых отвечает Милли Бобби Браун, в уста героини которой талантливый сценарист вложил в основном слова «Ма-а-а-а-а-а-м!» и «Па-а-а-а-а-п!», за вторых — Вера Фармига. На периферии обосновался глава семейства, из семейства ушедший из-за трагедии: в 2014 году Годзилла спас человечество, но вот отдельно взятого сына, наоборот, не пощадил. Догерти рисует перед зрителями странную картину, которая демонстрирует целый взвод монстров, прикорнувших в разных точках планеты ровно до тех пор, пока из-за угла не появляется Чарльз Дэнс (он же Тайвин Ланнистер из «Игры престолов») и не начинает будить зверюшек. Эксперты встревоженно смотрят на экраны, показывающие неизвестно что, и понимают, что дело плохо. В дело, конечно же, впутывается все главное семейство, а дальше остается два часа наблюдать за истеричной беготней и ссорами между разнообразными чудовищами.
Терпеть все это непросто. В окружающем героев мире происходят довольно трагические вещи, которые касаются многих тысяч людей — а то и вообще всех людей — но их заботят совсем иные проблемы. Чтобы придать персонажам перманентную мобильность в погоне за постоянно перемещающимися гигантами, их большую часть времени держат в каких-то подозрительных транспортных средствах. А если выпускают, они тут же принимаются налегке бегать по Арктике. В любую свободную минутку герои фильма, вне зависимости от статуса или хотя бы ведомственной принадлежности, пускаются в пространные и нелепые рассуждения о том, что Homo Sapiens далековато отошел от природы-матушки и не мешало бы ему слегка прогуляться назад. Почему для исполнения этих планов, от которых был бы в восторге Жан-Жак Руссо, непременно нужны огромные неуклюжие чудовища, которым нравится резвиться в океане — непонятно. Впрочем, никаких обычных людей в «Короле монстров» нет. Зрителю два раза показывают попискивающую в тревоге толпу, а все остальное — чиновники, военные и ученые. Все они так и норовят друг в друга пострелять, после чего непременно представляется возможность искупить вину. Браун старательно продолжает произносить «Ма-а-а-а-а-м!», хоть и выглядит талантливее всех собравшихся в кадре взрослых актеров.
Словосочетание «остров Черепа» третьестепенные персонажи фильма проговаривают ровно столько раз, чтобы мы поняли: ничто не забыто, но хотелось бы как минимум снова сменить главных героев.
А Догерти не унимается, вынимая из кармана все эти чудесные трюки про «оружие возмездия» и прочие воскрешения кого надо. Но на фоне человеческого поведения теряются и огромные монстры: тем более что режиссер копирует сцены с ними с таким упрямством, будто поспорил на крупную сумму. Зачем тут актриса Хокинс? Почему актер Чандлер вообще не заморачивается со своим героем? Какой уровень бытового уныния ждет зрителей в следующем году, когда против Годзиллы выступит сам Конг? Словосочетание «остров Черепа» третьестепенные персонажи фильма проговаривают ровно столько раз, чтобы мы поняли: ничто не забыто, но хотелось бы как минимум снова сменить главных героев. И если уж некоторым в этом мире так не терпится снимать фильмы, смысл которых ограничивается четырьмя буквами IMAX, то вряд ли разумно полдороги показывать Годзиллу в виде волн на экране, а потом косплеить абрамсовский проект «Монстро». В конце концов, никакой реалистичности все равно не получится. Особенно, если насыщать сценарий не столько битвами чудовищ, сколько рассуждениями «экотеррористов» о том, что человечество давно пора как следует отшлепать. Или сценами из разряда «наша доченька споткнулась и ударилась головой, и пусть весь мир подождет».
Битвы в лунном свете при бюджете в две сотни миллионов. Ужимки с автоматиками и самолетиками на фоне хтонических гигантов. Расширение списка монстров-кайдзю, которое в итоге не приводит к ощущению истинной угрозы. И солидная часть хронометража, потраченная на внутрисемейные разборки малознакомой семьи, в которой безутешный папа по всем канонам выпивает, пересматривая home video, еще более безутешная мама примеряет костюм марвеловского Таноса, и лишь дочка-молодец честно говорит, что не намерена страдать. После чего, конечно, идет и страдает за троих. Это кино выросло из старых, смешных и закомплексованных японских картин о том, что перед силами природы все бессильно — в том числе и если эти силы заключены в ядерную бомбу. Но выросло во что-то совсем не то: представить себе зрителя, который реагирует на слово «Годзилла» на постере как на повод для философских размышлений о том, что называется future of mankind, довольно трудно. Да и сводится все к одному и тому же: не поддающихся дрессировке хтонических монстров просто хотят призывать в армию или хотя бы пошинковать на «лекарства». У такого человечества с будущим действительно все не очень.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Добавить комментарий
Комментарии