• Кадр и фильма «Годзилла 2» / kinopoisk.ru
  • Кадр и фильма «Годзилла 2» / kinopoisk.ru
  • Фото: youtube.com

Фильм Гарета Эдвардса 2014 года тоже не запомнился как выдающийся проект, но на фоне последователей он существенно выигрывает. Режиссер тогда талантливо потратил 160 миллионов рублей, чтобы показать нам пару монстров с артхаусных ракурсов, а все остальное экранное время заполнить хаотичной историей о том, как обычные неполадки на атомной электростанции обернулись черт знает чем. Тот «Годзилла» тоже возился вокруг конкретного семейства, родные и близкие друг другу люди все время норовили отправиться на тот свет, а в конце оказывалось, что как минимум один монстр уж точно на стороне двуногих. Раздолбав Лас-Вегас и Сан-Франциско до основанья, Годзилла удалялся в морские пучины под одобрительные вопли граждан США — в конце концов, города можно отстроить заново, а вот эти проблемы а-ля «Тихоокеанский рубеж» решать некому. Постановщик Догерти, старательно копируя Эдвардса там, где надо, умудряется пойти другим путем: самые плохие ребята в его истории — это вовсе не гигантские твари, постоянно задевающие бедрами небоскребы во время прогулок. «Годзилла 2» оригинально показывает, что хуже человека трудно что-либо придумать, и именно из-за его козней постоянно страдают добрые зверята, включая и Горыныча. У сиквела на 40 миллионов больше бюджет, так что будет больше ночных сражений и всего такого.

Догерти рисует перед зрителями странную картину, которая демонстрирует целый взвод монстров, прикорнувших в разных точках планеты ровно до тех пор, пока из-за угла не появляется Чарльз Дэнс и не начинает будить зверюшек. 

Итак, герои первой части дружно отправляются в небытие. Исключение составляет только «государственная наука» в исполнении Кена Ватанабэ и Салли Хокинс. Умники пытаются убедить заносчивых сенаторов (все вопросы опять решаются в США, уж извините), что с Годзиллой и его приятелями нужно дружить, а не сражаться. Политики, как обычно, делают вид, что контролируют ситуацию — хотя речь идет об огромных существах, на которых слабо действуют даже ракеты «Томагавк». Тем временем на экране появляются дочки-матери: за первых отвечает Милли Бобби Браун, в уста героини которой талантливый сценарист вложил в основном слова «Ма-а-а-а-а-а-м!» и «Па-а-а-а-а-п!», за вторых — Вера Фармига. На периферии обосновался глава семейства, из семейства ушедший из-за трагедии: в 2014 году Годзилла спас человечество, но вот отдельно взятого сына, наоборот, не пощадил. Догерти рисует перед зрителями странную картину, которая демонстрирует целый взвод монстров, прикорнувших в разных точках планеты ровно до тех пор, пока из-за угла не появляется Чарльз Дэнс (он же Тайвин Ланнистер из «Игры престолов») и не начинает будить зверюшек. Эксперты встревоженно смотрят на экраны, показывающие неизвестно что, и понимают, что дело плохо. В дело, конечно же, впутывается все главное семейство, а дальше остается два часа наблюдать за истеричной беготней и ссорами между разнообразными чудовищами.

Терпеть все это непросто. В окружающем героев мире происходят довольно трагические вещи, которые касаются многих тысяч людей — а то и вообще всех людей — но их заботят совсем иные проблемы. Чтобы придать персонажам перманентную мобильность в погоне за постоянно перемещающимися гигантами, их большую часть времени держат в каких-то подозрительных транспортных средствах. А если выпускают, они тут же принимаются налегке бегать по Арктике. В любую свободную минутку герои фильма, вне зависимости от статуса или хотя бы ведомственной принадлежности, пускаются в пространные и нелепые рассуждения о том, что Homo Sapiens далековато отошел от природы-матушки и не мешало бы ему слегка прогуляться назад. Почему для исполнения этих планов, от которых был бы в восторге Жан-Жак Руссо, непременно нужны огромные неуклюжие чудовища, которым нравится резвиться в океане — непонятно. Впрочем, никаких обычных людей в «Короле монстров» нет. Зрителю два раза показывают попискивающую в тревоге толпу, а все остальное — чиновники, военные и ученые. Все они так и норовят друг в друга пострелять, после чего непременно представляется возможность искупить вину. Браун старательно продолжает произносить «Ма-а-а-а-а-м!», хоть и выглядит талантливее всех собравшихся в кадре взрослых актеров.

Словосочетание «остров Черепа» третьестепенные персонажи фильма проговаривают ровно столько раз, чтобы мы поняли: ничто не забыто, но хотелось бы как минимум снова сменить главных героев.

А Догерти не унимается, вынимая из кармана все эти чудесные трюки про «оружие возмездия» и прочие воскрешения кого надо. Но на фоне человеческого поведения теряются и огромные монстры: тем более что режиссер копирует сцены с ними с таким упрямством, будто поспорил на крупную сумму. Зачем тут актриса Хокинс? Почему актер Чандлер вообще не заморачивается со своим героем? Какой уровень бытового уныния ждет зрителей в следующем году, когда против Годзиллы выступит сам Конг? Словосочетание «остров Черепа» третьестепенные персонажи фильма проговаривают ровно столько раз, чтобы мы поняли: ничто не забыто, но хотелось бы как минимум снова сменить главных героев. И если уж некоторым в этом мире так не терпится снимать фильмы, смысл которых ограничивается четырьмя буквами IMAX, то вряд ли разумно полдороги показывать Годзиллу в виде волн на экране, а потом косплеить абрамсовский проект «Монстро». В конце концов, никакой реалистичности все равно не получится. Особенно, если насыщать сценарий не столько битвами чудовищ, сколько рассуждениями «экотеррористов» о том, что человечество давно пора как следует отшлепать. Или сценами из разряда «наша доченька споткнулась и ударилась головой, и пусть весь мир подождет».

Битвы в лунном свете при бюджете в две сотни миллионов. Ужимки с автоматиками и самолетиками на фоне хтонических гигантов. Расширение списка монстров-кайдзю, которое в итоге не приводит к ощущению истинной угрозы. И солидная часть хронометража, потраченная на внутрисемейные разборки малознакомой семьи, в которой безутешный папа по всем канонам выпивает, пересматривая home video, еще более безутешная мама примеряет костюм марвеловского Таноса, и лишь дочка-молодец честно говорит, что не намерена страдать. После чего, конечно, идет и страдает за троих. Это кино выросло из старых, смешных и закомплексованных японских картин о том, что перед силами природы все бессильно — в том числе и если эти силы заключены в ядерную бомбу. Но выросло во что-то совсем не то: представить себе зрителя, который реагирует на слово «Годзилла» на постере как на повод для философских размышлений о том, что называется future of mankind, довольно трудно. Да и сводится все к одному и тому же: не поддающихся дрессировке хтонических монстров просто хотят призывать в армию или хотя бы пошинковать на «лекарства». У такого человечества с будущим действительно все не очень.          

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.