Воздушный долгострой:почему не могут начать строить вторую взлетную полосу в аэропорту Благовещенска

Вице-премьер Правительства России и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев жестко отчитал федеральных чиновников за затягивание строительства второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Благовещенска. Полпред предложил объявить выговор, а затем и уволить представителей Росавиации и Минтранса РФ, которые курируют проект, если в июне не состоится четвертый по счету конкурс. Совещание по злополучному воздушному объекту прошло в пятницу, 31 мая. Чиновники и представители заинтересованных структур собрались на площадке, где давно должны были развернуться работы. Почему не могут найти подрядчика и какие перспективы у «взлетки», с которой связаны надежды амурчан на дешевые авиабилеты, — выяснял журналист «Амурской правды».

Воздушные перспективы затормозил конкурс

 «Амурская область — родина космодрома» — встречает всех гостей надпись на памятнике, который установлен около главной воздушной гавани Приамурья. Парадокс, но в регионе, запускающем в космос ракеты, до сих пор эксплуатируют взлетно-посадочную полосу, которой стукнуло более полувека и которая не может принимать тяжелые самолеты. В федеральной программе «Развитие транспортной системы России» на нашу ВПП-2 заложено 4,67 миллиарда рублей, в том числе в этом году — 700 миллионов. Конкурсные процедуры по строительству стратегически важного объекта для Приамурья длятся семь месяцев и никак не увенчаются успехом. Поднять проблемный вопрос на уровень заместителя председателя Правительства РФ и пригласить московских чиновников — инициатива амурских властей. Для совещания на территории аэропорта разбили шатер, где собрались министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, губернатор области Василий Орлов, представители Министерства транспорта России, Федерального агентства воздушного транспорта, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Также пригласили руководителей проектных организаций и строительных компаний — АО «УСК «Мост», «Гидроэлектромонтаж», ФГУП «Главное военно-строительное управление № 7», «Трест Гидромонтаж», «БуреяГЭСстрой».

«Разбор полетов» по ВПП прошел под звуки взлетающих и приземляющихся самолетов.

Приподнятое настроение вице-премьера Юрия Трутнева, который прилетел после участия в исторической стыковке частей моста через Амур, портилось по ходу совещания. Как доложили высокопоставленному гостю, 15 мая объявлен новый конкурс для поиска подрядчика. Заказчиком работ выступает «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Подрядчику предлагают в рамках реконструкции аэропортового комплекса построить новую взлетно-посадочную полосу (ВПП-2) длиной 3 километра и шириной 55 метров. По условиям контракта стройка рассчитана на три года. Проведено уже три конкурса и один запрос предложений, однако определить исполнителя работ не могут.

Первый конкурс на строительство ВПП-2 был объявлен в ноябре 2018 года, заявку подала только одна московская компания («Трест Гидромонтаж»), но она не соответствовала установленным требованиям. Следующим тендером — в декабре — заинтересовались уже три организации (помимо вышеупомянутой компании, также «Гидроэлектромонтаж» и «Главное военно-строительное управление № 7»), однако никто из них не прошел предквалификационный отбор. В марте 2019 года была предпринята еще одна попытка найти исполнителя, и снова безуспешно.

— Я понимаю, когда выбраковываем потенциально недобросовестных подрядчиков, а остаются  добросовестные. Но когда в ваши требования не входит никто — это что за требования? — недоумевал Юрий Трутнев.

Рентабельность отпугивает подрядчиков

Вице-премьер попросил высказаться руководителей строительных компаний, в какие условия не вписываются потенциальные подрядчики.

— Есть требование подтвердить участие в строительстве сложных уникальных объектов трехлетней давности. Наш трест строит более 10 крупных инфраструктурных проектов, в том числе семь на территории Дальнего Востока. Они все имеют длинный срок реализации. Как, например, Нижне-Бурейская ГЭС — более 7 лет строительства. Объекты еще не завершены, поэтому подтвердить свою компетенцию актами ввода не можем, при этом строим две крупнейшие гидроэлектростанции на территории страны, — рассказал заместитель гендиректора по строительству объектов гидроэнергетики «Трест Гидромонтаж» Владимир Горшенин.

Также отпугивает участников прописанный срок гарантийных обязательств по бетонному покрытию ВПП — 10 лет с продлением его до 10 лет после каждого гарантийного ремонта, когда подрядчик должен за свой счет обновлять «взлетку». Как отметили строители, стандартом на многих объектах является пятилетний период. В условиях климата Дальнего Востока это по факту является пожизненным обязательством. Еще одно требование, которое делает непривлекательным проект: 30-процентный аванс от цены контракта под гарантию банка и последующая оплата за выполненные работы только после полного его погашения. 

3 000

метров — протяженность будущей ВПП-2, ширина с укрепленными обочинами составит 55 метров. Полоса будет на 200 метров длиннее действующей. После ввода современной «взлетки» существующая ВПП будет выполнять роль технологического проезда для аварийно-спасательных работ

— Это не дает возможности авансироваться дальше и закрывать выполненные работы. То есть мы, покрывая аванс банковской гарантией, вынуждены будем брать кредиты для закупки оборудования и пролонгации работ на длинные периоды, — объяснил позицию стройкомпаний Владимир Горшенин. — Проект разрабатывался более 4 лет назад, индексы инфляции, к сожалению, не покрыли удорожание электротехнических материалов, зачастую импортного производства, и стоимость инертных материалов, которые были заявлены в сметах в проектных карьерах. Рентабельность практически сводится к нулю по этому проекту, — резюмировал строитель.

Представитель Росавиации поспешил отчитаться, что изменения в конкурсные условия в этот раз все-таки внесли — гарантийные сроки по бетону уменьшили с 10 до 5 лет, а размер аванса и обеспечения договора снизили до 10% от цены контракта с возможностью доавансирования.

«Выговор, потом уволить!»

В свою очередь министр по развитию Дальнего Востока и Арктики  решил уточнить, устраивает ли цена контракта строителей.

— Если вы выходите на конкурс и выигрываете, вы будете ставить вопрос перед Росавиацией об изменении сметной документации и увеличении стоимости контракта? — адресовал вопрос Александр Козлов представителю «Треста Гидромонтаж».

Владимир Егорович затруднился дать конкретный ответ: для этого необходимо будет выполнить дополнительные проектно-изыскательные работы. Также он отметил, что из-за затянувшихся торгов срок реализации проекта удлинился на 7 месяцев, поэтому  сдачу ВПП придется перенести на 2022 год. При этом есть вопросы по «окну», в которое не будет вылетов по старой полосе — ведь работы будут выполняться в условиях действующего аэродрома. Тем более что время для стройки в Приамурье ограничено температурными условиями.

Начать стройку мешают заниженная цена, устаревшая проектная документация и завышенные требования к подрядчикам. 

Юрий Трутнев потребовал назвать конкретных людей, которые отвечают в Министерстве транспорта России и Росавиации за строительство благовещенской полосы. Дважды переспросив присутствующих, вице-премьер услышал и записал следующие фамилии:  заместитель министра Александр Юрчик и начальник управления аэропортовой деятельностью Росавиации Анатолий Пчелин. В это время на небе символично сгущались черные тучи.

Как возмущенно заметил зампред российского правительства, его вмешательство необходимо, когда речь идет о проблемах взаимодействия между федеральными структурами, однако тут ситуация иная.

— Здесь просто отвратительная организация работы! — сделал вывод Юрий Петрович. — Я вижу свою функцию только в одном — дать заслуженную оценку работе по выполнению поручения президента России. Прошу объявить выговор представителям Росавиации и Минтранса РФ за срыв конкурса по второй взлетно-посадочной полосе. А затем будем предлагать и уволить их с государственной службы, если не состоится очередной конкурс.

От первого лица 

Юрий Трутнев, вице-премьер, полпред президента в ДФО:

— Есть целый ряд вопросов, связанных с заниженной ценой, устаревшей проектной документацией, завышенными требованиями к подрядчикам. Я двумя руками за то, чтобы повышать требования. Но если никто не выходит на конкурс,  нужно же задуматься! Плохая организация работы, отсутствие ответственности. А самое главное, на мой взгляд, отсутствие понимания, что от этого страдают люди. Нам таких работников не нужно!

 

Василий Орлов, губернатор Приамурья:

— На мой взгляд, главная проблема в том, что проектная документация изготовлена с не очень высокой рентабельностью. Поэтому крупные компании трижды не заходили на конкурс по взлетно-посадочной полосе, а компании попроще, которые присутствуют в регионе, из-за повышенных требований к подрядчикам не могут участвовать. Для нас это очень проблемный вопрос, к сожалению, от правительства области эти конкурсные процедуры не зависят. Все ВПП являются федеральной собственностью. Объявлен четвертый конкурс, по нашим просьбам его параметры упростили, и мы рассчитываем, что он состоится. Этот вопрос стоит на особом контроле, новая полоса Приамурью необходима, из-за ее отсутствия к нам не летают тяжелые самолеты, а у Аэрофлота только такие борта. И это сказывается на конкуренции на рынке авиаперевозок, стоимости билетов.

Досье АП

Действующая ВПП, которую построили в 1962 году, безнадежно устарела: технологии не обеспечивают безопасность полетов при приеме дальнемагистральных широкофюзеляжных воздушных судов. Боинг В-777-200ER на нашу полосу допущен с ограничениями по количеству вылетов в сутки и ограничению взлетной массы. Взлетно-посадочная полоса-2 сможет принимать борта с полной нагрузкой, такие как В-767-300, В-777-300, а также с небольшими ограничениями самолеты типа В-747, A-330, A-340 A-350, Ил-96.