«Враги народа» сражались за Родину: реальные истории амурских фронтовиков

Воспоминания собраны в Книге Памяти политических репрессий Леонида Журавлева

Сорок тысяч амурчан погибли, пропали без вести, умерли от ран в годы Великой Отечественной вой­ны. В эту субботу, в День памяти и скорби, жители России вспомнят всех своих героев — воевавших с врагами на фронте и не щадивших своего здоровья в тылу. Совсем мало сегодня осталось фронтовиков, свидетелей тех страшных дней, и тем ценнее их истории, которые успел записать автор Книг Памяти политических репрессий Амурской области Леонид Журавлев. Одна из них посвящена «врагам народа» и их детям, которые геройски воевали на фронтах Великой Отечественной.

Одна из историй о военном враче Раисе Мишук (Коротаевой). Война застала ее во время учебы в Хабаровском медицинском институте. В армию молодого доктора призвали на следующий день после получения диплома и направили в Шимановск, где дислоцировался 87-й запасной полк.

— Раненые шли сплошным потоком, которому конца и края не видела, — записал воспоминания Раисы Семеновны Леонид Журавлев. — Их везут и везут с передовой, ребята 26-го года рождения, молоденькие совсем, маму зовут. Тех, кто еще более-менее транспортабелен, отправляли в Благовещенск, тяжелых — сразу на операционный стол. Я хирургу ассистировала, мы с ним шесть ночей не спали. Бывало, дождь пойдет, выбежишь из палатки, вымокнешь вся, дождешься, пока сон собьется, — и снова за скальпель.

78

лет назад на рассвете

22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз

После 9 мая 1945 года часть, в которой служила Раиса Семеновна, переименовали в 500-й стрелковый полк. Позже он станет известен на всю страну в боях с Квантунской армией. «Старший лейтенант Раиса Коротаева форсировала Амур в должности начальника санитарной роты, а проще говоря — полевого госпиталя, — пишет Леонид Журавлев в своей книге. — Дальше стремительный бросок на Айгунь и тяжелейшие бои. Кажется, что работа военного медика — это безопасный труд в тылу, на деле смерть мало в этом разбирается. Одна из сокурсниц Раисы Семеновны — Клавдия Соломатина — была растерзана японцами. Самураи подошли ночью к санитарному автомобилю, их заметили, но было уже поздно. Нескольких беззащитных женщин враги долго истязали, а потом бросили в придорожном кювете».

Каждая история в Книге Памяти — сценарий для захватывающего фильма или книги.

«Мой отец Платон Андреевич Ломакин был первым директором Благовещенского драматического театра, — вспоминает еще один фронтовик Николай Ломакин. — Осужден 31 марта 1938 года выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР и ночью был расстрелян в Благовещенске. В декабре 1937 года арестовали и маму Любовь Гавриловну Ломакину».

Репрессированные амурчане и члены их семей тоже шли на войну с лозунгом «За Родину, за Сталина!»

Семью, в которой было пятеро детей, после расстрела отца выселили из деревянного дома в Интернациональном переулке, а детей стали презрительно  называть врагами народа. Несмотря на такой удар три брата Ломакина отправились на войну — защищать Родину, которая оставила их без родителей.

— Великая Отечественная война прошла тяжелым колесом по судьбе нашей семьи, — продолжил вспоминать Николай Ломакин. — Воевали два родных брата: Георгий и Эрик. Оба были тяжело ранены и рано ушли из жизни. Погибли два двоюродных брата: Николай Пятышин сгорел в танке под Сталинградом, а пограничник Анатолий Жариков был убит под Брестом.

Три брата Ломакина отправились на войну — защищать Родину, которая оставила их без родителей.

Пришлось  рисковать жизнью и Николаю Платоновичу. Его призвали в армию в 1942 году.  В качестве наводчика пушки воевал с японскими империалистами, освобождал Мулин, Муданьцзян, Харбин.

— Один из случаев в первые дни на китайской территории помнится особенно ярко, — вспоминает фронтовик. — Проходили мимо горящего дома, вокруг бегает женщина. Что-то кричит по-своему и показывает на здание. Не раздумывая с ребятами бросаемся в горящий дом. А там шестеро деток. А ведь никто из нас не подумал, что у каждого в подсумках гранаты были, и так могло рвануть. Видно, судьба… Не раз она меня еще хранила. Остался жив, когда две пушки, шедшие рядом, подорвались на минах, когда японцы окружили в лощине и расстреливали артиллерией. 

Токарь дал 1 260 % плана, домохозяйки пошли в медсестры

Как жило Приамурье в первые дни войны

В Амурском государственном архиве бережно хранят документы, которые рассказывают, как жили амурчане в годы войны. Реальную картину первых военных дней можно узнать и по публикациям в «Амурской правде». Областная газета в эти страшные годы оставалась со своими читателями. Ежедневно в ней печатались военные сводки, новости с фронта от Советского информбюро. Писалось о тыловых подвигах амурчан и о героях-земляках, воевавших на передовой. Хотя и самой газете было тяжело выживать. Ее тираж снизился с 20 тысяч экземпляров до 18 тысяч. Уменьшился и объем издания. Некоторое время «Амурка» выходила на одном листке формата А2, отпечатанном с двух сторон. Фотографии в эти годы публиковались очень редко. Это объяснялось и сложностями печати фотоизображений при гравировке, и трудностями военного времени.

23

июня

На первой полосе «Амурской правды» выходит Указ об объявлении военного положения СССР. На рассвете 22 июня германские войска напали на пограничные части Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

В военные комиссариаты области, в советские и партийные органы начали поступать заявления от рабочих, колхозников, интеллигенции, студентов с просьбой отправить их добровольцами на фронт. В Благовещенский горвоенкомат только за три часа поступило более 200 заявлений.

26

июня

 

Трясницкий, токарь-комсомолец вагонного депо станции Куйбышевка-Восточная, не уходил от станка 12 часов и дал за смену 1 260% дневного задания.

 

27

июня

 

Состоялось собрание пенсионеров. Они изъявили желание идти работать на производство и призвали всех пенсионеров города поддержать их почин.

 

29

июня

 

Женщины-домохозяйки Благовещенска на собрании приняли решение: овладеть военными специальностями, поступить на курсы медсестер, стать донорами, пойти работать на производство и заменить мужчин, ушедших на фронт.

Возрастная категория материалов: 18+