Ни трещин, ни тайных сбросов на ГЭС: ученые объяснили причины наводнений в Приамурье

На волне паники вокруг нового наводнения в Амурской области снова появились слухи о негативной работе гидроэлектростанций. ГЭС обвиняют в нарастании паводка, комментаторы новостных лент сообщают об очередных трещинах в плотинах и тайных ночных сбросах воды. Чтобы прояснить ситуацию, «Амурская правда» обратилась к ученым и сотрудникам Зейской ГЭС — именно с Зейского района в этом году началось наводнение.

Слух № 1. Амурская область тонет из-за работы ГЭС, где проводят тайные ночные сбросы

Вопреки всевозможным слухам, Зейская ГЭС на данный момент не осуществляет сбросы воды — в этом нет необходимости. Согласно особенностям гидроузла, сливную плотину открывают при наполнении верхнего бьефа до отметки в 317,5 метра. По данным на понедельник, 29 июля, уровень воды составляет 312, 88 метра. До форсированого подпорного уровня в 322,1 метра вода здесь не доходила никогда.

— В Амурской области обстановка такая, что на фоне 2013 года сейчас все с интересом смотрят на Зейскую ГЭС. Зейская ГЭС работает в штатном режиме. Проект гидроузла рассчитан на приход любого паводка — даже того, который может произойти раз в 10 тысяч лет. Самого высокого уровня за всю историю верхний бьеф водохранилища достигал в 2013 году — 319,53 метра. До этой отметки на данный момент более 6,5 метра, — прокомментировал  «Амурской правде» директор Зейской ГЭС Вячеслав Шепелев.

На Зейской ГЭС резюмируют: пик дождевого паводка пройден. Уровень водохранилища стабилизируется и возвращается к допаводковому темпу. Как в свою очередь отмечают ученые, любая ГЭС, напротив, сдерживает наводнения.

— ГЭС способствует урегулированию любой реки, потому что она сдерживает паводок и равномерно распределяет поток — вовремя спускает воду и удерживает при необходимости. Люди не знают элементарной статистики по наводнениям. До строительства ГЭС паводки были, они случались даже чаще, а их последствия оказывались более разрушительными, — приводит данные кандидат географических наук, доцент кафедры географии БГПУ Елена Щипцова.

«Если бы не ГЭС, уровень катастрофичности наводнения намного возрос бы. И нужно отметить, что самое сильное наводнение в этом году прошло в Селемджинском районе. На реке Селемдже нет никакой ГЭС и, вероятно, было бы лучше, если бы она там была и сдержала бы эти потоки», — соглашается с коллегой доцент кафедры географии БГПУ Виталий Ямковой.

Слух 2. Работа ГЭС привела к ухудшению климата в регионе, наводнения приходят чаще

И с этим заявлением ученые не согласны. «В Амурской области континентальный климат с чертами муссонности. Муссонность подразумевает, что летом воздух в Приамурье приходит со стороны теплого Тихого океана — это не испарения от водохранилища. Кстати, один циклон может выдавать осадков, равных по объемам Зейскому водохранилищу. Это 60 миллиардов тонн воды! Понятно, что такой мощный циклон идет фронтально и захватывает многие районы области, он длится несколько недель. Очевидно, что водохранилище Зейской ГЭС не может испариться до дна, тем более вода в водохранилище холодная, а потому испарения идут хуже», — разъясняет Виталий Ямковой.

— Зейское водохранилище не может не влиять на погоду. Но оно оказывает влияние только на прибрежные территории, образуя туманы и влажность, как и любой естественный бассейн. Почему рождаются такие слухи? Я полагаю, потому что у нас в области нет больших озер. И наличие двух крупных водохранилищ людей пугает. Это просто незнание процессов, которые формируют климат, — считает географ Елена Щипцова.

Причина наводнений — экстремальные дожди

Согласно многолетним наблюдениям, локальные небольшие наводнения с подтоплением нескольких десятков домов в Приамурье происходят ежегодно. Катастрофические — раз в 20—30 лет. Главной причиной всегда становятся экстремальные дожди, так как реки Приамурья имеют дождевое питание.

— Муссонный климат предполагает, что со стороны теплого океана к нам приносит много влаги. Каждый летний месяц на Амурскую область выпадает 140—150 миллиметров осадков — это в тридцать раз больше, чем за один зимний месяц, — отмечает доцент кафедры географии БГПУ Виталий Ямковой.

Лето-2019 выделилось опасными осадками. 21 июля в Зее выпала месячная норма — 142 миллиметра за сутки. Это был самый мощный дождь в городе за всю историю метеонаблюдений. Циклон прошел по всему региону. Самыми разрушительными последствия оказались на севере, в том числе и из-за особенностей климата и рельефа.

— На северах Амурской области всегда выпадает в два раза больше осадков. Реки там образуются на скальных грунтах, лежит вечная мерзлота. Вода не успевает впитываться, а поскольку еще и холодно, она не испаряется. Именно поэтому северные реки так сильно разливаются, — резюмирует Виталий Ямковой.

Возрастная категория материалов: 18+