Фото: daseichass.ruФото: daseichass.ru

Вынесенный в название злой дух — сам по себе суперзвезда, которой, как и положено, приписывают самые разные свойства, только на протяжении веков. Соблазн построить раскрутку фильма именно на этом был слишком велик, хотя коварный демон в данном случае вовсе не центральный персонаж. Портес ставит во главу угла обычного человека, которому предстоит оказаться в эпицентре вечной схватки — у него, понятное дело, насчет желания никто не интересовался. Лейтенант полиции Эммануэль Риттер (его играет Хоакин Косио, знакомый в первую очередь поклонникам телесериала «Нарко») вступает в повествование предельно счастливым персонажем. Действие стартует со сцены в роддоме, Риттер не нарадуется появлению на свет первенца и не знает, какие еще знаки обожания выказать не менее счастливой супруге. Но стоит герою отлучиться по полицейским делам, как в учреждении происходит кошмарный инцидент, который зритель далеко не сразу трактует как избиение младенцев. Главный герой погружается в глубочайшую депрессию, жена остается за кадром. А когда сюжет выныривает на поверхность через пять лет, выясняется, что она наложила на себя руки. Одинокому и подавленному Риттеру предстоит расследовать новые случаи массовой гибели детей: угрюмые люди, которых никто ранее ни в чем не подозревал, принимаются устраивать жестокие теракты.

Как истинный мексиканец, постановщик не боится делать отчаянные шаги, вводит в сюжет чуть ли не мультипликационные образы — то есть создает галлюцинации внутри реальности, которая и без них воспринимается достаточно тяжело. 

Портес избегает прямой демонстрации наиболее жестоких моментов своей истории, но каждый раз дает зрителю понять, насколько страшные дела творятся в городе. Который, надо заметить, и до этого не отличался особенным социальным спокойствием: картели, детская наркомания, нелегальные подземные ходы в США и прочие составляющие. Нападения на детей никто и не собирается рассматривать как некие ритуальные преступления, но тут прямиком из Ватикана прибывает священник-спецагент Иван Франко с командой американских обычных спецагентов, который быстро дает служаке Риттеру понять, что тот столкнулся лоб в лоб с потусторонними силами. На периферии маячит загадочный бородатый мужик с покрытой татуировками лысой головой. Его играет та самая единственная знаменитость — Тобин Белл, много лет отвечавший в киносериале «Пила» за роль Джона «Конструктора» Крамера. В «Вельзевуле» актер даже не пытается выйти из привычного образа. Изможденный и печальный священник Василио, отлученный от церкви за некие туманные делишки, до поры до времени не лезет в гущу событий, но явно имеет к ним самое непосредственное отношение. Риттер и Франко продолжают расследование, а вскоре встречаются с самим Вельзевулом, принявшим по такому случаю наиболее оскорбительный для верующих людей облик. Выясняется, что демон ведет охоту за одним-единственным ребенком… Ну вы поняли, за каким именно.

Постепенно превращая реалистичный детектив в мистический триллер, Портес то и дело сбивается с ритма. Немудрено, ведь режиссеру необходимо совместить прозу не самой любопытной жизни с оборотной ее стороной, которая порой выглядит совершенно абсурдной. Как истинный мексиканец, постановщик не боится делать отчаянные шаги, вводит в сюжет чуть ли не мультипликационные образы — то есть создает галлюцинации внутри реальности, которая и без них воспринимается достаточно тяжело. Фильм время от времени намекает зрителю, что вот-вот начнутся жуткие странности: то внушительный таракан появится там, где ему быть не положено, то случится эпизод с полтергейстом в доме ведьмы. Портес помнит, как фильм «Омен» порционно выдавал публике факты, подтверждающие, что милый мальчик — на самом деле исчадие ада. Но выдержать должный уровень мексиканскому режиссеру не удается. Главный герой, которому предписано претерпевать моральные (да и физические) трансформации по ходу всего сюжета, слишком вяло сопротивляется влияющим на него силам — и это при том, что Косио, безусловно, опытный и талантливый актер. Возможно, Портесу следовало отказаться от традиционных признаков одержимости демонами, но придумать что-то нестандартное для каждого случая не получилось. В результате детектив переродился не только в мистику, но и в пародию на нее, а она в этой истории смотрится совсем уж неуместно.

«Вельзевул» полон нелепых сцен, грешит лишними персонажами и где-то на середине пути утрачивает существенную часть своей уникальности.

Риттер — заложник обстоятельств, сильный и умелый человек, который оказывается на пути могучих сил и с готовностью расстается с прежним мировоззрением, а заодно — с прежней жизнью. Режиссеру явно некуда девать собственное чувство юмора (до этого он снимал гораздо менее сосредоточенно-серьезное кино), поэтому он маскирует шутки под детали. Чего стоит только незримый полицейский начальник, появления которого боятся все, включая Риттера — а ведь ему, казалось бы, совсем уж нечего терять. Портес, рассказывая историю о приходе на Землю одного божества и сопротивлении этому факту другого, не забывает намекнуть, что люди, пока высшие силы никак себя не проявляют, с успехом создают их из подручного материала. Бывший иезуит Василио, преследующий не то благородные, не то злокозненные цели, выступает примером самопожертвования для всего человечества и при этом окружает себя молчаливыми и вооруженными мексиканцами. Они, конечно, осеняют себя крестным знамением в нужных моментах, но от этого не становятся меньше похожими на обычных бандитов, занятых наркоторговлей. Рассуждая о позициях добра и зла, этих вечных попутчиков и противников, в современном мире, Портес приходит к тому же выводу, что и его голливудские предшественники: похоже, приближение апокалипсиса заметят только единицы.

«Вельзевул» полон нелепых сцен, грешит лишними персонажами и где-то на середине пути утрачивает существенную часть своей уникальности. К финальным титрам зритель успевает преодолеть самые разные фазы — от полной вовлеченности до желания выйти из зала до того, как все это закончится. Концовка, которая должна была еще немного подстегнуть публику своими терминаторскими намеками, теряется в нагромождении шаблонов. Это кино вряд ли выведет режиссера на голливудскую прямую, хотя хоррор-производителям, несомненно, стоит обратить на него внимание. Зритель же получил двухчасовую историю, в которой традиционное представление о добре и зле то и дело искажается через национальную призму — в конце концов, речь о стране, в которой древние традиции имеют вполне осязаемую силу, а к смерти и загробным делам относятся по-особенному. Риттер не упускает возможности поиздеваться над своим напарником. которого поначалу считает за обычного американского служаку. Мол, смотри, какие мы здесь суеверные, привлекаем экстрасенсов к любому мало-мальски серьезному расследованию, а от потустороннего старательно отводим глаза. Но в итоге все переворачивается с ног на голову: и главный герой, спасая условного Мессию, сам становится таковым — потому что, лишь пропустив через себя зло, можно претендовать на победу над ним.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+