• Фото: Андрей Ильинский (Архив АП)

Картофель и овощи ушли в минус

Проблемы амурских картофелеводов и овощеводов стали главной темой общественного совета при амурском минсельхозе. Необходимость импортозамещения за круглым столом обсудили фермеры, представители торговых сетей, точек общепита и министр сельского хозяйства региона Олег Турков. Когда-то Амурская область десятилетиями считалась житницей Дальнего Востока и обеспечивала северных соседей и в первую очередь своих жителей овощами и картофелем. С появлением и развитием фермерских хозяйств овощеводство стало популярнейшим направлением для малого агробизнеса.

— Ни для кого не секрет, как непросто в нашем регионе фермерским хозяйствам, а крупные, еще начиная с двухтысячных годов, практически единогласно отказались от хлопотных и низкорентабельных овощей и клубней. В результате в течение нескольких последних лет падает наше внутреннее производство, растет ввоз, в том числе импорт, — констатировал член совета и глава КФХ «С.Е.В.» Евгений Соколовский. — За последние 5 лет происходит значительное падение производства картофеля. С 2014 по 2018 год — практически на 100 тысяч тонн. Похожая картина наблюдается и с производством овощей. Причем в 2017 году впервые ввоз овощей в Амурскую область превысил их производство.

Приамурье недобирает до биологической нормы потребления овощей, установленной минздравом, 40 процентов. В среднем, по данным Амурстата, жители региона съедают 120—140 килограммов в год овощей и бахчевых.

При этом в Приамурье овощная динамика разительно отличается от ситуации на западе РФ, где производство овощной продукции уверенно растет. «Мы можем видеть, что в Амурской области в последнее время достигнуты неплохие показатели по обеспечению жителей хлебными продуктами, мукой, макаронами, крупой. В последние годы также неплохо смотрятся мясо и мясопродукты. Что же касается овощной продукции и бахчевых, наблюдается падение», — приводит факты Евгений Соколовский. По его словам, больше половины овощей и бахчевых сегодня в Приамурье завозится из-за пределов региона.

Виртуальный огород

Частично статистика и по овощам, и по картофелю показывает виртуальные огороды — тот примерный объем, который выращивают на своих участках обычные жители региона. Члены совета объяснили: после того как в 2016 году прошла Всероссийская перепись населения, в статистических данных отразилось уменьшение объемов посаженных на личных огородах овощей и картофеля. Его стало меньше примерно на сто тысяч тонн в год, овощей — на 50 тысяч.

При этом, как заметил Олег Турков, конкретно у сельхозпроизводителей объемы производства не снизились, а, напротив, даже выросли.

Впрочем, даже если учесть, что статистика прежде всего показала падение по виртуальному борщевому набору, а амурские фермеры продолжают выдавать прежние объемы, это не отменяет проблему растущего ввоза продукции в регион. Поэтому минсельхоз области принял предложенную Евгением Соколовским дорожную карту по импортозамещению в Приамурье овощной продукции. В регионе решили ежегодно увеличивать объемы потребления овощей местного производства на 5 процентов. Главная задача объемного плана, в котором приписали больше десятка мероприятий, — достичь значительного сокращения импорта уже в ближайшие годы. В идеале через пять лет закупать амурскую продукцию в максимальных объемах должны и бюджетные учреждения, и точки общепита, и магазины. Но чтобы выйти на такие объемы производства, нужно отказываться от «тяпочных технологий» и расширять рынок сбыта. Амурскую овощную продукцию необходимо поставлять в соседние регионы, подчеркивает директор «Агродома» Виктор Кривецкий,

Конкуренты на границе

Но пока положение дел не в пользу амурских картофелеводов и овощеводов. Свою негативную роль сыграл диспаритет цен. Кроме того, подножку сельхозпроизводителям области уверенно ставят аграрии из Поднебесной, прочно захватившие прилавки всех амурских магазинов. В то время как фермерам в Приамурье остро не хватает овощехранилищ, у китайских конкурентов таких сложностей нет. Они способны обеспечивать ежедневные поставки продукции в торговые сети, завозя товар маленькими партиями.

Хлеб за брюхом не ходит – кому надо продать, тот придет.

— Отдельно остановлюсь на системе импорта, которую внедрили китайские предприниматели. Вдоль нашей дальневосточной границы они построили восемь комплексов с низкотемпературным хранением овощей, из которых по мере необходимости ведется переброска этого товара через границу, — рассказывает Евгений Соколовский. — Уже на территории РФ они размещают овощи в современных овощехранилищах. Оттуда через оптовые базы реализуют по всем регионам. При этом определенное количество продукции ими нелегально производится и на нашей земле, которое, естественно, не входит в ту статистику, про которую мы говорим. Многие фермерские хозяйства не выдержали конкуренции с нелегальными китайцами, поэтому закрылись либо сократили овощное производство. Кто от этого выиграл? Ну, может быть, несколько фирм-посредников, и то китайских, и тысячи китайских крестьян. Проиграла наша область и ее жители.

Начать с борщевого набора

С чего начать амурским фермерам, чтобы добиться импортозамещения? Для начала выращивать борщевой набор, советует глава КФХ «С.Е.В.». Со временем к нему добавится и другая продукция, в том числе помидоры и огурцы.

— Можно ли позволить существующей системе и овощеводческим хозяйствам дальше деградировать? Пора поддержать фермеров и вместе заняться импортозамещением! — призывает Евгений Соколовский. — Начать, полагаю, надо с того, что проще, дешевле и исторически выращивалось на амурской земле — так называемого борщевого набора. На первом этапе практически без затрат и технического перевооружения можно импортозаместить картофель, капусту, морковь, — считает фермер. — Раньше в Амурской области выращивался лук, и в дальнейшем мы можем этим заняться. Каждый, кто огородничает, выращивает и зелень, и чеснок, и редис. Все это можно производить на территории нашей области.

Локомотив для импортозамещения

Но мало вырастить продукцию, ее еще надо куда-то сбыть. Найти покупателя — главная проблема. Соколовский и большинство овощеводов области придерживаются мнения: гарантированные поставки амурских овощей и картофеля в бюджетные учреждения региона станут настоящим локомотивом для импортозамещения.

— Проблема в том, что сейчас нет гарантированного рынка сбыта. Даже я при своем 20-летнем опыте работы большую часть продукции выращиваю на авось (КФХ «С.Е.В.» производит картофель, морковь, капусту. — Прим. ред.). А осенью начинаются стремительные телодвижения, куда это реализовать, — разводит руками Соколовский. — Поставка картофеля и овощей в бюджетные учреждения находится на сто процентов в руках посреднических фирм, которым импорт чаще всего милее. А фермер, даже в условиях сезонного дефицита, который складывается по той же капусте в мае, апреле, не может ее продать.

Дни амурского картофеля и амурского овощного поля планируют проводить в регионе. Это часть плана по импортозамещению овощной продукции.

Единственным представителем бюджетных организаций на общественном совете был директор благовещенского комбината школьного питания Максим Хименко. Как оказалось, комбинат закупает овощи у амурского производителя, который сам вышел на покупателя. «Хлеб за брюхом не ходит, кому надо продать, тот придет», — уверен Хименко. Еще одна проблема: оптовые покупатели просто не знают, где искать овощеводов и картофелеводов. Хотя информация об этом есть на сайте минсельхоза, широкому кругу она неизвестна. Поэтому, например, представителям точек общепита постоянно приходится в общем чате в мессенджере узнавать у коллег контакты производителей овощей и картофеля и передавать их из рук в руки.

Нужна кооперация

Руководитель Ассоциации гостеприимства Амурской области Анастасия Вальде уверяет: предприятия общественного питания стремятся к тому, чтобы закупать амурскую продукцию. Вот только поставки нужны ежедневные и небольшими партиями. Своих овощехранилищ у точек общепита нет. Похожая ситуация и в магазинах. «У нас очень мало местных овощей в продаже. Специфика такая, что мест хранения у нас нет, нужно доставлять продукцию маленькими партиями в каждый магазин отдельно, каждый день по отдельным документам. Но мало кто предлагает из наших сельхозпроизводителей такие услуги, а вот китайцы — да, поставляют, они могут, — рассказывает генеральный директор торговой сети «Арт-Маркет» Тамара Юркова. — Но самая большая проблема — входящий НДС. Почти никто из сельхозпроизводителей его нам не может предложить».

Выход — в кооперации, считают члены общественного совета. «Кооператив, в отличие от фермера, — желанный поставщик и в торговых сетях, и в общественном питании, так как в том числе выделяет НДС, — отмечает Евгений Соколовский. — Кооперативам с этого года может субсидироваться до 15 процентов на закупку сельхозпродукции, а также 50 процентов — на приобретение оборудования». Кооперативу минсельхоз готов помочь и с постройкой необходимого хранилища. Вот только пока не все фермеры стремятся к объединению. Но другого выхода все равно нет. Как отметили на совете, аграриям придется в итоге пойти по пути зарубежных коллег и взять пример с Японии или США, где без сельхозкооперации никто не работает.

Возрастная категория материалов: 18+