Две звезды — две книги: Андрей Макаревич и Леонид Агутин презентовали свои новые литературные труды

Оба музыканта в литературе не новички. И оба в очередной раз подтверждают избитую фразу, что «талантливый человек талантлив во всем». И Андрей Макаревич, и Леонид Агутин только что выпустили новые книги. Кроме того, нынешний год для обоих был насыщенным и в творческом плане, и в плане важных дат. Журналист ИА «Столица» пообщалась с обоими музыкантами-писателями и поговорила о творчестве: о новых книгах и о музыке.  

«Остраконы» от Макаревича

Андрея Макаревича среди музыкантов, которые выпускают собственные книги, смело можно назвать рекордсменом. И это не только автобиографические произведения: у него есть и проза, и стихи, и даже книги по кулинарии. Всего в копилке у Андрея Вадимовича  более 30 книг, и вот сейчас она пополнилась еще одной. В сборник «Остраконы» вошли рассказы, написанные в разное время. Точные наблюдения, яркие детали, тонкий юмор, размышления, ощущения — все это присуще Макаревичу как писателю. Для него этот год весьма значим: минувшей зимой Андрей Вадимович отметил 65-летие, а на днях свое 50-летие праздновала его «Машина времени».

— Андрей Вадимович, расскажите, как долго писали эту книгу? Что в нее вошло?

— Какие-то тексты были написаны на протяжении последнего времени, какие-то — раньше. Еще я вставил туда сказки, их у меня не так много...

— Есть ли у вас какое-то любимое свое произведение?

— Одного любимого у меня нет. Я стараюсь не доводить до печати те тексты, которые, на мой взгляд, не удались. Зачем это делать? А то, что считаю приемлемым — то вы и читаете.

— Вы уже начали планировать, какую следующую книгу выпустите?

50

лет в этом году отметила группа «Машина времени», основанная Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ. Днем рождения коллектива считается 27 мая

— Я не могу сказать, что я планирую какую-то книгу. Дело в том, что большими формами я не владею. Знаю, что каждый писатель мечтает написать роман. Сама по себе это уже вещь высшей пробы, маленькие рассказики — это так, эстрада. Непонятно, правда, почему так считается. Но малая форма мне близка и понятна, а большое — не мое. Что касается рассказов: когда их собирается достаточное количество и я понимаю, что их можно собрать в какой-то большой сборник, тогда я и выпускаю книгу. Но если в голову вдруг придет что-то более значительное по форме — от этого никто не застрахован,  значит, выпущу и это.

— Группа «Машина времени» недавно отметила свой 50-летний юбилей. Вы думали тогда, в юности, что группу будет ждать такая долгая история?

— Сохранились кадры, когда в 1964 году у Мика Джаггера (лидера «Роллинг Стоунз». — Прим. авт.) брали интервью. Он там такой молоденький. Его спрашивают: «Как вы думаете, сколько ваша группа просуществует?» И он отвечает: «Может, год, или полтора»… Конечно, мы ни о чем не думали. Мы просто каждый день жили в свое удовольствие. И продолжаем этим заниматься, кстати.

— Что для вас важнее: музыка или писательство? Что больше времени занимает?

— А на каких весах это взвесить? Как определить? По количеству часов в сутки? Это по-разному бывает. И то и другое мне в равной степени интересно. А занятия эти разные с физической точки зрения. Поэтому это происходит какими-то наплывами. Если идет подготовка к записи альбома, например, то, конечно, все остальное на время откладывается. Или идет плотный тур, то тут тоже не до написания книг. Зато потом можно переключиться, заняться графикой, писательством... Что касается рассказов, то меня в этом смысле хорошо стимулирует журнал «Русский пионер», потому что главный редактор Андрей Колесников придумал такую штуку: раз в месяц журнал объявляет определенную тему. И вот авторы разных взглядов и убеждений пишут на нее. Он мне звонит и дает задание. Я думаю: «Как интересно! Мне бы и в голову не пришло на эту тему рассуждать. Но раз надо  так надо!» Сам завожусь, и это действительно оказывается очень интересно.

— Сейчас очень многие уходят в интернет. У вас нет идеи создать собственный проект на YouTube?

— Мы недавно выпустили там «Смак» — возродили его в интернете. И я ощутил себя вдруг на 25 лет помолодевшим, потому что  вспомнил, как мы этот проект начинали. Насколько была веселая, абсолютно свободная тогда обстановка на телевидении: никаких ограничений я не испытывал, никаких рамок мне не ставили. Потом постепенно это чувство ушло под давлением обстоятельств. Сейчас же я чувствую точно такую же свободу, как и тогда. Я делаю все, что считаю нужным, как и тогда.

— Какой вы бы могли дать совет начинающему музыканту?

— Давать советы — страшно неблагодарное дело, особенно незнакомым людям. Это надо быть очень высокого мнения о себе, чтобы кого-то учить или поучать. Поэтому я не берусь за это дело.

«Безграничная музыка» от Агутина

Нынешний год для Леонида Агутина тоже полон событий, в частности, музыкант отмечает 30-летие творческой деятельности. А наша с ним встреча состоялась сразу после празднования 51 дня рождения музыканта: он только-только прилетел из Черногории, где отдыхал, и сразу же презентовал книгу «Леонид Агутин. Безграничная музыка». В ней рассказывается о двух жизненных этапах музыканта, о которых его русскоязычные фанаты почти ничего не знают: крупномасштабном международном проекте Havana Calling, а также удивительной истории создания англоязычного альбома Cosmopolitan Life, записанного совместно с легендарным гитаристом Элом Ди Меолой.

Старшие товарищи смотрят на это с легкой улыбкой. Младшие — с легким сочувствием. А ты смотри вперед!

У Леонида Агутина список книг, которые вышли под его авторством — поменьше, чем у его коллеги Андрея Макаревича, но он и сам помоложе.

— Написанием книг я занимаюсь на протяжении примерно 12 лет, — рассказал нам Леонид Агутин. — Тут и сборники стихов, и детская проза, и мамина книга с моей биографией, и крайняя — интерактивная книжка. Я ни в коем случае не старался соперничать с писателями. Главное — то, что рассказано и насколько откровенно написано в этих книгах. Выход каждой их них вызывает у меня трепет. Все наши поездки, работы с зарубежными звездами, студийные работы, фестивальные приключения — все это еще ноу-хау как опыт для многих моих коллег. Я понимаю, что для истории обязательно надо оставить какие-то вещи: музыку на других языках, например, или книги... Мне это было интересно.

— Что бы вы себе самому пожелали на день рождения? И как бы к себе обратились?

 — Дорогой, Лёня! Тебе — 51! Старшие товарищи смотрят на это с легкой улыбкой. Младшие — с легким сочувствием. А ты смотри вперед! Предшествующие годы ты в целом прошел неплохо. Молодец. Могло быть хуже. Развивайся! Не стой на месте! Уважай публику! Заботься о близких! И, смотри, не подводи меня!

 

Фото Вадима Тараканова

Возрастная категория материалов: 18+