В Богословке и Козловке после паводка пригоден для жизни лишь один дом

Июльский паводок полностью разрушил два населенных пункта в Мазановском районе. Комиссия по оценке ущерба признала аварийными все дома в селе Богословка. В соседней Козловке уцелел лишь один дом — он подлежит капитальному ремонту. Как отмечают местные власти, большинство людей не возвращаются назад — обосновываются в пункте длительного размещения в областной столице или нашли временное пристанище у родственников и знакомых. Люди должны получить деньги в ближайшее время: после визита в Приамурье Владимир Путин дал поручение Федерации выделить дополнительные средства на новое жилье. Губернатор Василий Орлов предупредил руководителей министерств и глав муниципальных образований быть максимально готовы к тому, чтобы оперативно перечислять деньги пострадавшим. 

Минус два села

— Обследование жилья проводила межведомственная комиссия, в ее состав входят специалисты отделов муниципальной собственности и жизнеобеспечения, Госпожнадзора, МЧС, сельсовета, а также представитель бюро технической инвентаризации (БТИ). В Богословке непригодны все 53 дома, в Козловке — 15 из 16-ти, — прокомментировала «Амурской правде» заместитель главы администрации Мазановского района Наталья Короп.

Власти района пока в растерянности и не знают, что предложить жильцам единственного устоявшего в борьбе со стихией дома в Козловке. «Дом попал под капремонт, он кирпичный, стоит на бугре. Вода в него не заходила, и, видимо, серьезно сделан фундамент, раз его не подмыло. Однако только зима покажет, будет он проседать или нет, уровень грунтовых вод высокий. Там живут пожилые люди, нужно спрашивать их желание, хотят они переселяться или нет. Готовим письмо в правительство Амурской области и региональный минстрой с просьбой о помощи в разрешении проблемы», — рассказала Наталья Владимировна.

Большинство жителей не возвращаются в уничтоженные водой жилища. «По факту в Богословке остаются 55 человек, а было 140. Козловку покинули 4 семьи: раньше жили 28 человек, теперь остаются 16», — приводит данные глава Богословского сельсовета Аркадий Асаулко, чей дом также признан опасным для жизни.

В селе Угловом, масштабно пострадавшем во время наводнения, из 176 домов аварийными признаны 51.

— При этом ранее, когда дома обследовало БТИ, насчитывалось меньше непригодных для жизни построек. Но после того, как ушла вода, состояние жилого фонда ухудшилось, начались обрушения, — резюмирует Наталья Владимировна.

Какой будет дальнейшая судьба осиротевших сел, чиновники не берутся предсказывать.

— Некоторые семьи отказываются выезжать, хотя постройки аварийные, оставаться в них опасно, а жить зимой будет невозможно. Людей держит хозяйство, сохранившаяся техника. Никто из жителей не получил сертификаты, все ждут. Пока люди не определились с жильем, не уйдут оттуда, — считает Наталья Короп.

О ликвидации стремительно пустеющих сел речи по-прежнему не идет. «Юридически это не быстрая история. Пока все жители не пропишутся в другом жилье, села будут существовать. Практика наводнения 2013 года показывает, что люди, если и уезжают, то сохраняют земельные участки под летние дачи», — продолжает замглавы администрации.

Подтопленные дважды

В Мазановском районе вскрылись несколько казусов после наводнений прошлых лет. «Люди умудрились продать дом, затопленный в 2013 году и признанный аварийным», — недоумевает замглавы администрации района Наталья Короп. Местные власти уверены, что виной подобным случаям стало несовершенство законодательства.

— Самый главный пробел в том, что жилье не выводят из реестра государственной и муниципальной собственности. Впоследствии люди могут реализовывать эти дома, — комментирует Наталья Владимировна.

В регионе распространены примеры, когда люди не оставляют опасные дома, разрушенные паводком. По закону выселить их невозможно. В итоге финансовая ответственность снова ложится на государство.

— Есть случай в селе Мазаново, когда человек не переселился после наводнения 2013 года, остался в аварийном жилье. И в этом году снова был затоплен. Право на повторный сертификат он утратил, но компенсации по утрате имущества получил, — приводит пример замглавы администрации Мазановского района.

Многодетным дали квартиры в маневренном фонде

Паводок оставил без крова две многодетные семьи из Мазановского района. Дом мамы-одиночки Татьяны Луневой и ее пятерых детей, купленный на материнский капитал в селе Богословка, был затоплен по окна. Огород занесло песком, селяне даже прозвали участок «Арабские Эмираты».

— Ничего не осталось. Машинка стиральная и телевизор, на которые я брала кредит, теперь не работают, — рассказала АП мама-одиночка.

Аварийным признали и жилье Ольги Ярощук из Углового. Мама троих детей в декабре ждем пополнения — у нее родится сын.

Женщины с детьми около месяца прожили в пункте временного размещения. Но оперативно по распоряжению амурского губернатора Василия Орлова обеим семьям купили коммунальные квартиры в Новокиевском Увале. Женщины получили все необходимые выплаты, детей обеспечили местами в детсадах и местной школе. Татьяна Лунева встала на учет на бирже труда.

После воды обрушение грозит двум мазановским школам

Две школы в Мазановском районе не смогли принять детей в новом учебном году. Решение закрыть образовательное учреждение в селе Богословка было принято еще до паводка — в здании проектной мощностью на 150 человек обучались всего 8 ребят.

— Это двухэтажная большая школа 1989 года постройки. Содержать ее, отапливать стало дорого, и в этом уже не было необходимости. После наводнения неизвестно, насколько здание безопасно. Судя по жилому фонду, разрушения очень серьезные, — отмечает замглавы администрации Наталья Короп.

Детей из села Богословка перевели в Угловое. Однако образовательное заведение, ставшее пунктом временного размещения во время большой воды, к Дню знаний не встречало первоклашек. «Дал трещину фундамент, школе грозит обрушение. Необходимо проводить техническое освидетельствование здания», — резюмирует замглавы администрации.

Старшеклассники опустевших мазановских школ уехали на учебу в приморский лагерь «Океан». Младшая школа каждый будний день автобусом отправляется за знаниями за 30 километров в село Таскино.

Президент обещает помочь

Приамурье получит дополнительные средства на ликвидацию последствий паводка.  6 сентября во время визита президента в регион важный вопрос о помощи подтопленцам поднял губернатор Приамурья Василий Орлов. Как сообщается на сайте президента, деньги будут выделены на обеспечение жильем подтопленцев, оставшихся без крова, и на проведение капитального ремонта в пострадавших домах. 

— Алгоритм следующий — сейчас должно выйти постановление Правительства РФ, после этого мы приступим к выплатам в соответствии с порядком, который будет утверждён. Думаю, в течение максимум 10 дней мы поймем, по какому порядку будем работать . Мы должны быть максимально готовы к тому, чтобы гражданам оперативно эти средства передавать. Здесь надо предельно внимательно минстрою и главам отнестись к пакетам документов, чтобы незамедлительно начать выдавать людям деньги, — подчеркнул Василий Орлов.

Возрастная категория материалов: 18+