Места отхожие

На всю жизнь кристаллом стыда в моей памяти застыл один эпизод. Я заочно учился в Благовещенске, и ко мне на одну из сессий приехала мама. Мы с ней ходили по центру города по  своим неспешно-магазинным делам.

Кристалл стыда

Вдруг она мне тихо говорит: «Сань, я в туалет хочу. Не знаешь, есть ли он где рядом?» Я, честно говоря, не знал. Мы с ней долго и безуспешно кружили в самом центре амурской столицы, разыскивая и спрашивая у народа такой нужный туалет. Бесполезно! Отчаявшись, мама попросилась в туалет у хозяйки деревянного дома, который был недалеко от автовокзала. Женщина, стоявшая у калитки, сжалилась и пустила.

С той поры прошло лет тридцать пять. Сменился строй на дворе, выпорхнул из кабинета добрый десяток амурских губернаторов. Не один уже мэр Благовещенска занял и освободил  свое кресло. Но ничего не поменялось в этом деликатном, но таком важном вопросе, имя которому — общественные туалеты.

Набережная Амура с трудом, но хорошеет, становится более ухоженной, удобной, с каждым годом по ней все приятнее гулять. Недавно прошелся по нашей «визитной карточке» от городского парка до гостиницы «Юбилейная». Товарищи, я не увидел на своем пути ни одного туалета. Ни единого! Не было даже вонюче-знаменитой синей кабинки, в которой справлять нужду можно только с плотно зажмуренными глазами и с недышащим носом.

Несколько лет назад на набережной построили большой добротный туалет из красного кирпича, который с виду походит на приличный сельмаг. Подошел к нему поближе — а туалет давно и плотно закрыт. Не работает! Его крыльцо осень закидала желтыми листьями.

Наш писсуар-березка!

Наш официоз любит громко и на удивление внятно гордиться тем, что Благовещенск — единственный областной центр, который стоит на государственной границе России. А раз город граничит с самой густонаселенной страной мира — Китаем,  то по его улицам и набережной гуляют тонны китайских туристов, которым прямо на таможне нужно выдавать памперсы.

Ибо сходить им в туалет в городе Благой вести негде, кроме, как в гостинице, ну или в крупном торговом центре. Негде! Наш национальный писсуар — это кустики. Мальчикам сходить в кустики легче, для девочек это часто сродни трагедии. Но другого не дано. Вернее, нам не предлагают.

Мы презентуем громкие прожекты о строительстве «Золотой мили» (которую, правда, никак не построят). То вдруг поднимается вселенский крик о новом счастье по имени международная канатная дорога в Китай. Организаторы, благословители и подрядчики периодически дружно рапортуют, что скоро фуникулеры начнут бороздить небесные просторы над Амуром. Но никто из них долгими пятилетками не задумывается об элементарном, что сходить в общественный туалет в амурской областной столице — это унижение в чистом виде. Опорожнить там мочевой пузырь или, не дай бог, кишечник (!)  — пыточное испытание. Время этих унижений —  ХХI век! Место этого стыда —  ядерная супердержава!

Это я про Благовещенск говорю.

А если вы поедете на машине. Ну, не «если», а мы вынуждены ездить! Поехав в любую точку необхватного Приамурья, вы обязательно будете унижены отсутствием нормальных  туалетов по всей протяженности вашего пути. Изредка вам попадется зеленый «домик».  Зловонный, с тучами мух  летом. И холоднючий, с замерзшими сталагмитами из нечистот зимой.

Одна русская эмигрантка, которая всю свою жизнь живет в Австралии, рассказывала мне несколько лет назад о том, как она приехала в гости к родственникам в самарский городок Сызрань. Дама на свою беду зашла в общественный туалет, расположенный рядом с городским автовокзалом. Вылетела оттуда пробкой!

— Саша, кошки за собой закапывают! Ну почему люди так?!  Я после этого три ночи спать не могла! — манерно заламывала она руки.

Со скрепами, но без туалета

По европейским нормам на тысячу жителей должен быть один общественный туалет! Мы привычно презираем все эти нормы. У нас свои скрепы. Собственные. Долгими десятилетиями нам внушают по телевизору, что мы всегда готовы к ядерной войне. При этом мы живем почти с полным отсутствием теплых цивилизованных общественных туалетов. Мы построили и простились с социализмом при полном отсутствии туалетной бумаги. Газеты были наше все! Сегодня мы со скрепами наперевес, но без приличных уборных.

Приятельница, которая несколько десятилетий живет в одном из микрорайонов Благовещенска, сказала, что она не знает там ни одного общественного туалета. Вдумайтесь: в двух микрорайонах города живет примерно треть его жителей, у этой самой трети нет ни одного туалета. В общественном месте.

Способов и методов для презрения собственного народа придумано много. Разных —  от безмерно глумливых до весьма изощренных. Наказать людей отсутствием туалетов — это наша национальная «забава». Мир, который цивилизованный, до подобного еще не добежал.

Мы тянем газовые и нефтяные трубы в обход нашей жизни в соседний полуторамиллиардный Китай. И страшно этим гордимся. Мы так и не научились уважать и считать людьми самих себя,  десятилетиями справляя нужду на дырке или в кустиках.

Наша власть никогда не начнет решать эту деликатную проблему по двум причинам. Первая: власть (вернее те из ее представителей, которые принимают решение) не ходит с нами по одним дорогам жизни. Их возят. И у них все хорошо. И не только с туалетом… Вторая причина: общество с них не требует той меры уважения, из которой соткано настоящее человеческое достоинство.

Терпеть — это наше все...

Возрастная категория материалов: 18+