Опиум для народа: майор Черкасов и его команда вернулись на Первый канал

В сериале «Формула мести» речь идет о «не советской» стороне СССР

Опасный синтетический наркотик распространяют по столице — в незаконный бизнес вовлечены десятки молодых людей. В это же время москвичи с удовольствием оставляют заработанные рубли на ипподроме: бега каждый раз проходят с аншлагом. И в той, и в другой сфере явно замешана советская богема: представители элиты живут в особенном жилье, пьют особенные напитки и как будто не замечают существующих в непосредственной близости обычных советских граждан. Во всем этом должен разобраться майор Иван Черкасов. Это уже шестой выход персонажа на сцену, и теперь ему предстоит столкнуться с той стороной жизни, которую обычно не ассоциируют с общественным устройством СССР. Но служба есть служба, даже когда она опасна и трудна.

Майору Черкасову и его коллегам не привыкать разбираться с необычными делами. В прошедшие с состоявшейся в 2012-м премьеры «Мосгаза» годы они не только ловили серийного убийцу, но и разоблачали «Тоньку-пулеметчицу», выводили на чистую воду преступные синдикаты и даже давали по рукам иностранным шпионам. Казалось, после пятого по счету мини-сериала, который получил название «Операция "Сатана"», вымышленным сотрудникам МУРа впору спасать самого товарища Брежнева — ведь в том, что Черкасов вернется, зрители ни капельки не сомневались. Но «Формула мести» начинается не с политического, а со вполне бытового мотива: с крыши дома падает молодой человек, в крови которого обнаруживаются следы сильнейшего наркотика. Начиная разбираться в обстоятельствах случившегося, герои быстро понимают, что снова должны будут распутывать паутину отношений — криминальных и не очень — чтобы добраться до истины. На пути будет всякое, но одна из сюжетных линий во многом напоминает тот самый сериал «Палач» про Тоньку. Перед зрителями предстанет персонаж, который успешно совмещает в себе две личности — и многие будут удивлены, когда выяснится правда.

— В названии этой части — «Формула мести» — кроется два смысла. Во-первых, формула — она в центре сюжета, была придумана ученым для анестезии, а злодеи из нее сделали наркотик, во-вторых — месть одного из героев за трагические события. И, кстати, проблема наркотиков вообще была очень актуальна в СССР в конце 70-х годов, — рассказывал продюсер сериала Денис Евстигнеев изданию «Вечерняя Москва». 

Для российского ТВ история о майоре Черкасове и его сослуживцах — отличный пример, на который неплохо бы равняться другим сериальщикам. 

Актуальность, собственно, несложно подтвердить. Достаточно вспомнить, какими были последние годы жизни Владимира Высоцкого. Черкасов и его герои становятся живым щитом, пытаясь оградить от наркотиков самую перспективную часть общества — молодежь. Этот мотив живо перекликается с положением дел в личной жизни главного героя: приемный сын майора выбирает профессиональный путь сотрудника милиции, чем немало тревожит родителей. Черкасову остается только держаться поближе и делиться опытом — навыки не только всегда помогали ему раскрывать сложные дела, но и не раз в прямом смысле спасали жизнь. А вот атмосфера отношений между сотрудниками отдела, на которых с 2012 года разные режиссеры и сценаристы «черкасиады» непременно акцентировали внимание, в первых сериях нового телефильма практически не выходит из тени. Видимо, создатели «Формулы мести» решили, что зрителю порядком надоели все эти отвлекающие от основного сюжета личные детали. Правда, Пожидаев не изменился. Но он тут для того и приставлен, чтобы быть антиподом главного героя. Но есть основания думать, что к середине любовная линия все же коснется и черкасовского коллектива.

Авторы сценария по уже сложившейся традиции опирались на реальные события, не следуя им хоть сколько-нибудь досконально: так история помогает воображению лучше представить события давно минувших дней. А чтобы зритель не заскучал среди хорошо знакомых лиц, к «старожилам» сериала Андрею Смолякову, Марине Александровой, Алексею Бардукову и Юрию Чурсину присоединились Сергей Гармаш, Светлана Немоляева, Александр Лазарев-младший и другие. В кресло режиссера сел Сергей Коротаев, снявший до этого момента целую обойму крепких, хоть и не самых популярных телепроектов.

Для российского ТВ история о майоре Черкасове и его сослуживцах — отличный пример, на который неплохо бы равняться другим сериальщикам. Не превращая свое детище в неостанавливаемый конвейер, который неминуемо снижает качество продукта, они снимают по сути разные мини-сериалы, объединенные одним набором персонажей. Это и дает пространство для маневра, и заставляет выдерживать уровень — чтобы не услышать потом, что «Шакал» был лучше. На экранный век майора преступлений хватит. В конце концов, Советский Союз в своей заключительной фазе отнюдь не являлся той страной, которую так долго обещали построить ее правители. А готовить на основе реальности коктейль из триллера и детектива создатели серии телефильмов уж точно научились.

Возрастная категория материалов: 18+