Быв­ший военный водитель-инструктор: «Автомобилисты были профессионалами своего дела»

Николай Мельников о профессии, настоящих автомобилистах и общественном транспорте

Благовещенск в 2019 году занял 31-е место среди 200 крупнейших российских городов по работе общественного транспорта, со­гласно оценкам местных жителей. Горожа­не оценили работу автобусов в городе на 7,3 балла из 10 возможных. Впрочем, высший балл от пассажиров, как и в прошлом году, не достался ни одному населенному пункту в стране. Исследование проводил портал Domofond.ru. В канун Дня автомобилиста о профессии и профессионализме тех, кто каждый день садится за руль, рассказал быв­ший военный водитель-инструктор Николай Мельников, 15 лет проработавший в муници­пальном автотранспортном предприятии.

— В «Автоколонну 1275» работать я при­шел в 1986 году. Начинал водителем, потом был начальником отряда, руководителем от­дела эксплуатации, отвечал за все виды пас­сажирских перевозок. Профессия водителя в то время была достойной и уважаемой. Вы­ходя на линию, перевозя за день сотни пас­сажиров, каждый из моих коллег гордился своим делом, — вспоминает Николай Нико­лаевич. — В городе в советское время суще­ствовало несколько автобаз, транспортных предприятий. Каждая имела свою задачу. Сейчас большая часть функций, выполняе­мых прежде этими предприятиями, в част­ности мелиоративная, никем не реализуется. Из всех муниципальных автотранспортных предприятий в области до сегодняшнего дня проработали лишь две организации: одна — в Райчихинске, вторая — в Благовещенске.

Коллектив МП «Автоколонна 1275» вклю­чал 800 человек. Подготовкой специалистов для автомобильной отрасли занимались про­фессиональные учреждения. Требования же к тем, кто решил заниматься перевозкой пассажиров, предъявлялись очень жесткие.

— Само понятие «автомобилист» имело иной смысл. Это были профессионалы сво­его дела, которые очень ответственно под­ходили к доверенной им работе. Впрочем, и сама система пассажирских перевозок была иной. Прежде всего она имела социаль­ную направленность. Муниципальные авто­бусы выполняли рейсы во все населенные пункты области, вне зависимости от их уда­ленности и рентабельности этих перевозок. Главную роль играла безопасность, поэтому в ночное время перевозить людей было за­прещено. Еще один важный момент — со­блюдение режима труда и отдыха. Устав­шего, отработавшего свою смену водителя в рейс не выпускали. Сегодня это правило ав­томобилисты, к сожалению, нарушают в по­пытке заработать лишнюю копейку. Когда я начинал свой трудовой путь, чтобы получить категорию «Д», имея категорию «С», нужно было проработать водителем минимум три года. Только автомобилисту, который имел опыт и стаж, доверяли ответственность за безопасность других людей. При этом за тем, насколько добросовестно выполняет свою ра­боту молодой специалист, в течение трех лет следил старший наставник. За безопасность движения на нашем предприятии отвечали два водителя-инструктора. Нарушение пра­вил безопасности перевозки людей имело порой серьезные последствия. Нарушителя могли перевести в слесари, отправить рабо­тать дворником. Поэтому каждый стремился проявить себя с лучшей стороны.

Каждое профессиональное достижение автомобилистов, которые каждый день обслуживали городские, междугородные и пригородные маршруты, было поводом для гордости. В канун праздника организо­вывались соревнования за звание лучшего водителя предприятия «Амуравтотранс», в которых участвовало до 100 человек и более.

Поздравляю всех ветеранов-автомобилистов, сотрудников автотранспортных предприятий, ветеранов ремонтной службы с их профессиональным праздником — с Днем автомобилиста!

Этап развития сезонных садоводческих маршрутов пришелся на 1990—2010 годы. В настоящий момент они не востребованы. Работа сотрудников ремонтных мастерских, механиков, электриков, кондукторов также высоко ценилась. Это был и их праздник.

Кстати, отмечать День работников авто­транспорта начали еще в Советском Союзе в 1976-м. Спустя всего три года после этой даты в Благовещенске было открыто трол­лейбусное движение, просуществовавшее без малого 40 лет. Последний троллейбусный маршрут 2В был ликвидирован в 2016 году. Тогда же закрыто троллейбусное депо.

— Экологически чистый транспорт есть сегодня в любом европейском городе, где живут люди с достатком ниже среднего, будь то Австрия, Франция, Италия и другие госу­дарства. На мой взгляд, наличие развитой сети муниципального транспорта—один из главных признаков заботы местных властей о благополучии населения, один из важней­ших пунктов социальной политики, — счита­ет Николай Николаевич. — День работников автомобильного транспорта за последние годы претерпел серьезные изменения. По сути, этот день превратился в праздник не для профессионалов, а для владельцев лич­ных автомобилей, которых на дорогах сегод­ня большинство.

Возрастная категория материалов: 18+