И все засмеялись: рецензия на «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» с Вуди Харрельсоном и Эммой Стоун

Продолжение зомби-комедии «Добро пожаловать в Zомбилэнд» напрашивалось само собой — и даже странно, что потребовалось аж десять лет, чтобы снова собрать на одной съёмочной площадке тот же проверенный состав. К своим ролями вернулись Вуди Харрельсон, Эмма Стоун, Джесси Айзенберг и Эбигейл Бреслин, стул режиссёра снова закрепили за Рубеном Фляйшером — и даже сценаристы не до конца поменялись. Всё это многообразие имён требовалось, чтобы попробовать снова добиться успеха а-ля 2009-й, когда первая часть заработала в пять раз больше, чем на неё потратили, а также получила увесистую порцию похвал от зрителей и критиков. А было это не так просто — про Зомбилэнд, конечно, никто не забыл, но кино про оживших покойников не очень-то в моде.

Мир, в котором практически не осталось нормальных людей, Фляйшер показывает с тем же задором. О том, что сноровка не растеряна, говорили и «Охотники на гангстеров», и «Веном» — фильмы, которыми постановщик занимался в перерыве между лентами про зомби-апокалипсис. Главные герои, по-прежнему носящие имена американских городов — ибо они и есть то, что можно считать за США — продолжают потешно выживать. За прошедшие годы четверка персонажей окончательно набила руку в деле уничтожения живых мертвецов, а потому не очень-то их боится. В конце концов, схватка — единственный способ показать, какими пафосными могут быть позы у вооруженных разнообразным оружием людей. Таллахасси, Коламбус, Уичита и Литтл Рок все еще руководствуются известным всему миру набором правил, без которых сквозь апокалиптические дебри не пробраться. Конечно, в какой-то момент их вынудят этот свод нарушить, что не приведет ни к чему хорошему.

Фильм Фляйшера не ставит рекордов по хронометражу: он лишь немногим продолжительнее первой части.

Позволив героям как следует порезвиться на приволье (в программу входит в том числе и комическая экскурсия по Белому дому с непременным стремлением посидеть в президентском кресле, и номера с переодеваниями — в том числе и в Элвиса), Фляйшер загоняет их в безвыходную ситуацию, а действие разбавляет новыми персонажами — чтобы старым было не так скучно в компании друг друга.

А они и не скучают. Хотя в актрисе Бреслин за прошедшие 10 лет случились очень существенные физические перемены, а Айзенберг и Стоун за это же время набрали плохо скрываемую увесистость, все  получается. Во многом благодаря адскому пламени, которое горит в Вуди Харрельсоне — оно заставляет подтянуться и всех остальных. Таллахасси совмещает в себе и сверхзаботливого папашу, и охочего до свободы потомка несгибаемых индейцев, и просто яростного бойца — и Фляйшер предоставляет актеру достаточно пространства, чтобы все это успевать. «Контрольный выстрел» — это еще и отчетливое высказывание на счет семьи: никакие правила не спасут, если от нее отказываться. Особенно в мире, в котором зомби не просто представляют собой подавляющую часть населения, но еще и норовят мутировать и развиваться. Герои из чувства бравады дают им забавные названия, но ситуация складывается напряженная — десять лет назад, можно сказать, обитатели Зомбилэнда  просто развлекались. Но наполняя сюжет кровожадными чудовищами, режиссер не забывает, что все здесь собрались потехи ради. Поэтому в кустах спрятано предостаточно роялей, причем некоторые из них даже считают себя вегетарианцами. Фляйшер не стесняется самоповторов, сыплет отсылками, заставляет героев произносить весьма рискованные фразы, только бы зритель не подумал, что веселью конец.

И хотя в фильме немало сцен, где персонажи просто ведут пространные разговоры, припоминая правила и устраивая очередную проверку собственным отношениям, все так или иначе сводится к запаху пороха и бряцанью оружием. Иначе нельзя: зритель на этом сеансе явно не желает смотреть кино о том, как одна девица побоялась выходить замуж, а другая, наоборот, отчаянно к этому стремилась. В этом смысле действие «Контрольного выстрела» как минимум пару раз близко к провалу — но выручают все те же шуточки. Да, из-за того, что сценарий вынуждает временно выбросить из головы одного персонажа и привыкать к другому (причем двольно-таки раздражающему), картина уже не смотрится на одном дыхании. Однако это проходит, как только дело доходит до очередной стычки с покойниками. Местные зомби отличаются друг от друга характером (это вам не какая-нибудь «Война миров Z»): и пока один способен разве что как следует развеселить тех, кого пытается преследовать, другой может проявить недюжинную для нежити смекалку. Да и от других выживших не дождешься всеобщего гуманитарного объединения. Каждый старается быть за себя, если он не хиппи-автостопщик, конечно. Но для этих самых воинствующих пацифистов Зомбилэнд не очень годится. Можно, конечно, до бесконечности прятаться в морозилке, но рано или поздно за тобой все равно придут. 

 

Фильм Фляйшера не ставит рекордов по хронометражу. Он лишь немногим продолжительнее первой части, и благодаря этому не дает публике совсем уж утонуть в диалогах на тему «ми-ми-ми» и выживания. Недостатка в противниках у героев нет, сумки набиты оружием и боеприпасами, а режиссеру явно очень нравится снимать, как у очередного зомби разлетается голова. Бывшие сограждане реагируют на звуки и неплохо бегают — остается только вести планомерный отстрел, который тщательно фиксирует камера оператора. Но и во время перестрелок постановщика нет-нет и потянет пошутить: даже интересно, сколько шуточек в итоге не вошло в окончательный вариант картины.

Представить при этом, чтобы кого-то из героев укусили, решительно невозможно. Из-за этого комедия мгновенно сменится на драму, а такое развитие событий в планы создателей «Контрольного выстрела» точно не входили. Зато для недоупокоенных Биллов Мюрреев всегда найдется местечко. Известно, что изначально Фляйшер вообще хотел заманить на съемочную площадку весь классический состав «Охотников за привидениями», сделав из них пожилых, но знаменитых зомби. Жаль, что не вышло. На помощь приходят Зои Дойч, Розарио Доусон, Люк Уилсон. Известных имен на небольших ролях здесь вообще предостаточно. В какой-то момент Фляйшер начинает совсем уж откровенно валять дурака, сталкивая героев с двойниками. К счастью, этого запала надолго не хватает.

Все это, конечно, одна большая потеха. И чувствуется, что ее создатели непрочь таким образом развлекаться и почаще, чем раз в десять лет. Оно бы и неплохо, но даже теперь было непросто порадовать зрителя чем-то новеньким — вроде встроенной рекламы приближающегося «Терминатора» или сцен о том, как Таллахасси убивает свою водку. Зомбилэнд изо всех сил старается оставаться таким, каким был в 2009 году — и все эти новшества ему не очень-то по нраву. Но и публике все это запросто может наскучить. Персонажи «Контрольного выстрела» то и дело рассуждают на тему полной и окончательной победы над зомби, но очевидно, что сами ни капельки не верят в такую возможность. Этот мир навсегда останется таким: состоящим из заброшенных городов и агрессивных чудовищ. Жить в других условиях герои не смогут. Даже тишина и покой Белого дома оказалась не способны хоть сколько-то долг удержать их при себе. Поэтому если Зомбилэнд и случится еще раз, ему важнее всего быть самим собой, лишь имитируя мрачность и при этом в голос смеясь над гибелью человечества. В конце концов, оно само виновато.  

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+