Фото: Архив АПФото: Архив АП

Областной центр сделают четвертой льготной территорией

— В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 2019 года особое внимание было уделено Дальнему Востоку, поставлена общенациональная задача — все дальневосточные субъекты должны выйти на уровень выше среднероссийского по ключевым социальным и экономическим показателям, — отметил, открывая встречу, глава комитета по вопросам экономики Виктор Радченко. — На территории Амурской области действуют три территории опережающего социально-экономического развития. Но для повышения эффективности принятых мер считаем необходимым установить на территории области дополнительные меры поддержки предпринимательской деятельность.

Создание ТОРов в ДФО началось с 2015 года. На сегодняшний день в Приамурье работают территории опережающего развития «Белогорск», «Приамурская» и «Свободный». Их резидентами в общей сложности стали 24 компании. Планируется, что общий объем инвестиций составит более одного триллиона рублей, к 2025 году будет создано около 5,5 тысячи рабочих мест. На сегодняшний день инвесторы уже вложили 200 миллиардов рублей, новую работу получили 780 человек.

Но, как отметили на совещании, Амурская область должна двигаться дальше. Поэтому в этом году регион подал заявку на включение Благовещенска в границы свободного порта Владивосток.

— Это еще один преференциальный режим, — рассказала замминистра экономического развития Приамурья Валентина Дацко. — За пять лет режим свободного порта заработал в пяти регионах Дальнего Востока: Приморском крае, Хабаровском крае, Сахалинской области, Камчатском крае, Чукотском АО. Благовещенск планирует тоже получить такой статус. И для этого у нас есть все необходимое.

Опытом работы в режиме свободного порта с амурчанами поделились представители законодательной власти Сахалина, Камчатки и Приморья. Как рассказал председатель Заксобрания Приморского края Александр Ролик, резидентами свободного порта Владивосток в Приморье уже стали почти 100 компаний, в их числе есть инвесторы с иностранным капиталом.

— Самое главное, что получил регион, — около семи тысяч новых рабочих мест. Наша задача — обеспечить резидентов дорожной, коммунальной и социальной инфраструктурой, чем мы сейчас и занимаемся. И мы готовы рассказать, как у нас реализуются проекты, какие есть проблемы и как мы собираемся их решать, — добавил Александр Иванович.

Благовещенск получит новых инвесторов

Амурские власти надеются, что решение о включении Благовещенска в зону опережающего развития будет принято до конца этого года. Минвостокразвития России уже разработало поправки в федеральный закон «О свободном порте Владивосток», проект направлен на согласование в Правительство РФ.

По словам мэра города Валентины Калиты, Благовещенск имеет уникальное географическое положение, и грех это преимущество не использовать. Тем более что в апреле 2020 года планируется ввод в эксплуатацию моста через Амур между российским областным центром и китайским Хэйхэ.

— Мы посмотрели, какие из существующих экономических мер поддержки подходят Благовещенску. И пришли к выводу, что в рамках нашего пограничного сотрудничества с городом Хэйхэ и провинцией Хэйлунцзян нам подходит именно модель свободного порта. Мы изучили опыт других городов, которые уже работают в этом режиме, посмотрели, какие есть риски. Но, несмотря на сложности, этот статус даст нам и преимущества — позволит развиваться предпринимателям, — объяснила глава города.

Как подчеркнул председатель Заксобрания Приамурья Вячеслав Логинов, режим свободного порта положительно скажется на экономическом развитии не только областного центра, но и всего региона, позволит увеличить товарооборот между двумя странами и увеличить объем экспорта амурской продукции.

— Система экономического развития включается в себя три фактора: центры производства, центры потребления и логистику. На сегодня в Амурской области созданы центры производства — это ТОРы. За рекой у нас Азиатско-Тихоокеанский регион — большой центр потребления, который готов принять нашу продукцию. И если мы войдем в закон «О свободном порте Владивосток», это как раз позволит развить логистику, привлечь инвесторов, потенциальных новых игроков рынка, — рассказал спикер.

На сегодня уже есть три компании, готовых стать резидентами новой территории опережающего социально-экономического развития: ООО «ЗЭД Девелопмент», ООО «Соевый завод АНК» и ООО «Благовещенский ГБЗ». Благодаря реализации этих проектов будет создано 294 новых рабочих места в сферах туризма, производства масел и жиров, готовых кормов для животных, строительных материалов. Общий объем инвестиций составит 4,2 миллиарда рублей.

Свободный порт поможет создать агломерацию с Хэйхэ

Как отмечают эксперты, льготное налогообложение и облегченный таможенный режим увеличат инвестиционный потенциал региона, что приведет к созданию новых производств. Еще одна роль новой экономической зоны — помочь воплотить в жизнь амбициозный проект трансграничной агломерации Благовещенска и Хэйхэ.

— В городе Хэйхэ уже создана свободная экономическая зона по типу Шанхайской. И Благовещенск должен быть конкурентоспособным, — добавила Валентина Калита.

Кроме того, статус свободного порта предполагает создание особого визового режима. Сейчас российские туристы могут без визы находиться в Хэйхэ, но у китайских граждан таких льгот нет. Если Благовещенск станет свободной экономической зоной, иностранные гости получат право приезжать в город без визы на срок до 8 дней. 

— Возможность безвизового пребывания туристов на территории Благовещенска позволит расширить туристический потенциал региона в целом, — объяснила Валентина Сергеевна.

Законодатели предлагают упростить механизмы создания ТОР

Как отметили депутаты и члены правительства, систему развития территорий опережающего развития нужно сделать проще. Одно из предложений:  убрать разграничения между территориями опережающего развития и свободным портом Владивосток.

— В ходе многочисленных мероприятий, где обсуждались итоги деятельности резидентов ТОР и свободного порта Владивосток, звучат предложения объединить эти два режима. На наш взгляд, это заслуживает внимания с точки зрения законодательных инициатив, — заметил глава приморского парламента Александр Ролик. — И что еще звучало от представителей предпринимательского сообщества: стабилизировать законодательство и изменения, связанные с налоговыми преференциями, сделать их неизменными.

Также амурские власти предлагают ускорить принятие решения по формированию границ ТОРов. Сейчас, для того чтобы увеличить зону особого режима, нужно решение Правительства РФ, в итоге процедура занимает около трех месяцев.

— Чтобы развивать потенциал преференциальных режимов и идти в ногу с потребностями бизнеса, необходимо упрощение формирования границ ТОР. Мы считаем целесообразным рассмотреть возможность передачи полномочий по определению границ ТОР Министерству развития Дальнего Востока и Арктики, что существенно ускорит расширение границ, — заметила замминистра экономического развития области Валентина Дацко.

Александр Ролик предложил эти и другие законодательные инициативы рассмотреть на очередном заседании парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».

Возрастная категория материалов: 18+