Изо всех лошадиных сил:рецензия на фильм «Ford против Ferrari» с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном

Снять удачное кино про катание по кругу на автомобилях — задача не из простых, и примеров тому можно привести не так уж много. Этот вид спорта довольно специфический, а потому и массового зрителя нужно привлекать чем-то более понятным и простым. Именно это постарались проделать создатели байопика «Ford против Ferrari». Пара суперзвезд на переднем плане, опытный профессионал в режиссерском кресле — и сценарий о том, как тяжело бывает хорошим парням достигать своих целей в мире наживы, предательства и беспредельной глупости. Выстраивая драму по самому простому рецепту — от смеха к слезам через железобетонную мужскую дружбу, — картина вполне уверенно удерживается на трассе все два с половиной часа, но вот о каких-то выдающихся победах говорить не приходится.

По старой доброй традиции Кристиан Бэйл вложился в раскрутку нового фильма экспериментами над собственным многострадальным организмом, сбросив три десятка килограммов после роли Дика Чейни в ленте «Власть». Актер явно предпочитает реальных исторических персонажей вымышленным, но вживается в образ по-прежнему безоглядно. Его герой — профессиональный гонщик Кен Майлз, сложный характер которого ставит почти завершенный крест на карьере спортсмена. На помощь приходит старый друг Кэрролл Шелби. Когда-то он тоже пробовал себя за штурвалом, но сменил деятельность, занявшись разработкой быстрых автомобилей. Дело в том, что именно в это время разворачивается вынесенный в название фильма конфликт. Энцо Феррари, компания которого переживает далеко не самые лучшие времена, не только отказывается от предложения Генри Форда-второго о слиянии предприятий, но еще и наносит конкуренту оскорбление. Выяснять отношения пожилые магнаты собираются на асфальте — а значит, компании Ford нужны машина и пилот, которые возьмут верх над итальянской командой в ходе гонки «24 часа Ле-Мана». Действовать нужно уверенно и быстро, да еще и не забывать о безусловном преимуществе, которым владеет Ferrari на знаменитом соревновании во Франции.

Сюжетных козырей у Мэнголда немного. Любому в зале с самого начала понятно, как будут развиваться события от нищебродства до триумфа.

Режиссер Джеймс Мэнголд, под руководством которого в разные годы в свет выходили и «Переступить черту», и «Поезд на Юму», и «Логан», знает толк и в байопиках, и в экшен. Но в своем новом фильме он первым делом приносит в жертву второй план. Становится понятно, что все это фоновое мельтешение нужно лишь для того, чтобы парочка старых друзей не пребывала в полном социальном вакууме. Все эти автомобильные боссы, любящие жены и соперники по гонке выполняют роль антуража, от которого, по большому счету, ничего не зависит. Сценаристы даже не сочли нужным написать для них нормальные реплики, ограничившись набором окологоночных банальностей. Отметить можно разве что Энцо Феррари. И не потому, что создатели фильма сделали для этого героя какое-то исключение, просто играет знаменитого бизнесмена Ремо Джироне, заставляя российских зрителей постарше вспомнить сериал «Спрут» и вздохнуть о летящем времени. Львиная доля внимания сосредоточена на Майлзе и Шелби. Они даже успевают устроить непременный дружеский мордобой, чтобы мы поняли, насколько сложными бывают отношения между давними приятелями, отчаянно влюбленными в скорость.

Сюжетных козырей у Мэнголда немного. Любому в зале с самого начала понятно, как будут развиваться события от нищебродства до триумфа. Майлз, надо заметить, настолько гонщик от бога, что на трассе ему бояться некого и нечего: все главные трудности подстерегают вовсе не там. Конечно, в ближайшем окружении Форда находится подлый завистник, причем решительно непонятно, чему именно он завидует. Так или иначе, молодой хлыщ в дорогом костюме с упорством заартачившегося осла делает все, чтобы главного героя отлучили от руля. Тот факт, что из-за этого, очевидно, рухнет вся затея Большого Босса, персонажа не смущает. Наверное, слишком хочется поскорее взять на себя ответственность за провал. К счастью, Шелби, не расстающийся с жевательной резинкой и солнцезащитными очками, не так прост, как может показаться — он раз за разом возвращает своего товарища на первые позиции, даже если приходится для этого вынудить работодателя в буквальном смысле сходить под себя. В конце концов все налаживается, хотя без совсем уж нелепой финальной пакости не обходится. Но к тому времени хорошие парни уже все и всем доказали, и им не хочется драться за лавры — пора прощаться со зрителями. А с ними нужно похитрее, особенно если пытаешься выдать довольно посредственное кино за шедевр, который непременно вступит в оскаровскую гонку.

«Ford против Ferrari» не хватает с неба звезд, хоть и старается сделать вид, что именно на это претендует. Смотреть фильм не скучно, главные актеры ожидаемо справляются со своей работой, а сценарий способен и развеселить, и расстроить.

На самом деле в этой гонке может обнаружить себя разве что персонально Бэйл, да и то исключительно в качестве номинанта. Статуэтка у актера только одна, и отметили ей работу в фильме «Боец», выдающемся во всех отношениях. Ни вышеупомянутая «Власть», ни «Игра на понижение» не впечатлили академиков настолько, чтобы листок с фамилией Бэйл оказался в заветном конверте. У довольно надуманного противостояния Форда и Феррари в этом смысле шансов еще меньше: никуда не деться от ощущения, что создатели фильма так и не придумали, почему обычный профессионализм нужно считать выдающимся героизмом. При этом главные герои сражаются не только за первое место и обливания шампанским, но и за вполне осязаемые гонорары. Прибавим сюда весьма нарочитое отсутствие в кадре всех тех, чье отсутствие в кадре в последние годы сильно будоражит общественность. И даже Катрина Балф, которой отвели роль супруги Майлза, вынуждена играть предельно покладистую женушку, готовую поддержать начинания своего мужчины, даже если они грозят всему семейству полным финансовым крахом. С техническими номинациями тоже шансов немного: оператор и монтажер свою работу делают хорошо, а получается все равно однообразно. Как это, собственно, часто случается с фильмами про гонки, заведомо лишенными криминальной составляющей.

«Ford против Ferrari» не хватает с неба звезд, хоть и старается сделать вид, что именно на это претендует. Смотреть фильм не скучно, даже если не отличаешь трансмиссию от тормозной жидкости, главные актеры ожидаемо справляются со своей работой, а сценарий способен и развеселить, и расстроить. Тем не менее творение Мэнголда непросто назвать большим шагом к успеху — среднее кино остается средним даже в самый неудачный для конкурентов год. Историю о том, что в спорте далеко не всегда именно спорт играет первую скрипку, режиссер рассказывает с присущим ему умением, но при этом даже не старается сделать что-то из ряда вон выходящее. В том числе и выбраться за рамки сценария, написанного жизнью. Можно, конечно, сколько угодно рассуждать о том, как сложно совместить круговой аттракцион с качественной драмой, не загнав при этом в минус весь проект. Но создателям картины нужно было обратить внимание на собственный сюжет: Майлз и Шелби проделали массу манипуляций, чтобы сделать из обреченного на поражение автомобиля нечто вроде сухопутного самолета. Возможно, то же самое нужно было проделать и с фильмом, где-то прибавить, а где-то — наоборот. Иначе зачем было тратить столько сил, в том числе и лошадиных.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+