• Фото: kp.ru
  • Фото: angi.ru

За последние два года для увеличения пропускной способности ВСТО-2 были построены три новые нефтеперекачивающие станции: две — в Амурской области в районе поселка Серышево и Тынды, еще одна — в Смидовичском районе Еврейской автономии. Кроме того, провели реконструкцию трех действующих станций, в том числе 27-й НПС в Приамурье. На амурской станции построили четыре нефтяных резервуара, подпорную насосную, два резервуара для противопожарного запаса воды, очистные сооружения и пожарное депо. Работы велись около двух лет.

27 ноября министр энергетики РФ Александр Новак и президент компании Николай Токарев запустили в работу новые нефтеперекачивающие станции.

—  Мы присутствуем на завершении исторического решения, принятого в начале 2000-х годов, о строительстве стратегически важной магистральной инфраструктуры, позволяющей реализовать задачу по выходу на рынки АТР, а также по снабжению нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке, — отметил глава Минэнерго РФ. — И, конечно, это новый импульс в развитии всей энергетики России. Общая протяженность строительства инфраструктуры составила 4 742 километра. И за 15 лет было вложено около 800 миллиардов рублей инвестиций. Созданы новые рабочие места для регионов, шло социально-экономическое развитие территорий.

Телемост соединил Москву с Братском и Хабаровском, где расположены пункты управления участками трубопровода, а также конечной точкой — портом Козьмино. По очереди были запущены в работу шесть новых станций на протяжении всего нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Начальники НПС доложили, что старт прошел успешно, параметры работы всех станций — в норме. На финише проекта мощность ВСТО-1 достигла 80 миллионов тонн нефти в год, ВСТО-2 — 50 миллионов. Для сравнения, в этом году через вторую линию нефтепровода пройдет 45 милллионов тонн нефти. 

— Завершена 15-летняя эпопея. Проект Восточная Сибирь — Тихий океан строился в соотвествии с постановлением правительства РФ от дкеабря 2004 года. В 2006 году был сварен первый стык, и все следующие годы практически без остановки велась работа по увеличению мощностного потенциала этого нефтепровода. Строительство велось в экстремальных природных и климатических условиях. И в условиях полного отсутствия транспортной инфраструктуры, . В конце концов эта большая задача была решена. Переоценивать значение трубопровода трудно, поскольку тут помимо экономической и социальной,  есть и геополитическая составляющая. Если раньше российская нефть на экспорт уходила только в западном направлении, то с вводом в эксплуатацию ВСТО страна деверсифицировала свои экспортные направления.

Как подчеркнул Александр Новак, завершение строительства ВСТО — событие государственного масштаба. Он также напомнил, что масштабный проект удалось реализовать в сжатые сроки. Изначально планировалось, что нефтепровод выйдет на полную мощность только к 20130 году.

Нефтепровод ВСТО соединил месторождения Сибири с азиатскими рынками. Первую очередь сдали в декабре 2009 года — труба длиной в 2 694 километра соединила Тайшет Иркутской области с амурским Сковородино. Там нефть перегружалась в цистерны и железной дорогой отправлялась в приморский Козьмино, где находится нефтеналивной терминал. С января 2010 года началось строительство второй очереди нефтепровода протяженностью 2 047 километров.  Через почти два года, 9 сентября 2011-го,  в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части второй очереди ВСТО.  

Сейчас в Амурской области работают десять объектов ООО «Транснефть – Дальний Восток», на них заняты 940 человек. С 2010 по 2018 год объем инвестиций предприятия составил 90,7 миллиарда рублей. Планируется, что в 2019 году компания вложит еще 8,7 миллиарда в развитие региона.