Поехали! Строительство российской части моста через Амур финишировало (фотовидеорепортаж)

Основная часть строительства российской части международного моста через Амур между Благовещенском и Хэйхэ официально завершена. Китайская половина перехода также закончена. Теоретически сейчас, если бы не граница, на автомобиле можно было бы спокойно проехать от дорожной развязки в районе Волково до Хэйхэ. Одними из первых новый путь испытали министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов и губернатор Василий Орлов. В пятницу, 29 ноября, они осмотрели подъездные пути, проехали на машине по российской части моста, и разрешили тестовый проход строительной техники. Полностью открыть движение на мосту планируют в апреле.

Мост готов

На берегу Амура на фоне кристально-чистого голубого неба выделяется ярко-красная полоса пролетов и белоснежные ванты нового моста. Работы длиной в три года и почти в 20 километров закончены. Над пограничной рекой перекинулась 1080-метровая железобетонная конструкция. Половину моста — 540 метров — построили российские специалисты, вторую часть — китайские. Кроме того, на территории Приамурья возвели 13 километров подъездных путей, включая мост через Каникурганскую протоку. Еще шесть километров дорог построили в КНР. В пятницу сотрудники УСК «Мост» и АО «Асфальт» собрались на российской части моста, чтобы представить плод своих трудов руководству.

— Чем отличаются мостовые переходы от обычных зданий? Тем, что они рассчитаны на очень длительный срок эксплуатации. Любой мост рассчитан на 100 лет работы. И когда проезжаешь по таким большим объектам, которые ты построил, то понимаешь, что оно останется на длительный срок. Его увидят твои дети и внуки. И гордость берет за то, что, когда мой сын будет проезжать тут, он сможет сказать: «Этот мост построил мой папа», — поделился эмоциями главный инженер обособленного подразделения АО «УСК «Мост» в Благовещенске Александр Юрьев.

Первыми качество подъездных дорог и моста лично оценили Александр Козлов и Василий Орлов. В автомобиле, за рулем которого сидел министр по развитию Дальнего Востока, они проехали по новому пути почти до самой границы. На мосту их уже ждали строители и несколько десятков региональных и федеральных журналистов. Губернатор и глава Минвостока пожали руки и поблагодарили за работу каждого из специалистов, трудившихся на проекте.

 

«Основные строительные работы завершены», — доложил директор филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» в Благовещенске Евгений Корольков. И предложил разрешить тестовый проезд техники. «Ну что, поехали!», — дал отмашку Александр Козлов. После этих слов, водители строительной техники, ждавшие команды на мосту, двинулись в сторону российского берега. Журналистов, кстати, заранее попросили держать у обочины и не путаться под колесами, чтобы не омрачить праздник незапланированным ДТП.

Тысяча дней строительства

«Эмоции — самые радостные. Открываются отличные перспективы. Красивый мост. Сегодня и погода благоприятствует, можно без шапки позволить себе стоять», — поделился впечатлениями губернатор Василий Орлов. Оба руководителя действительно на мосту работали без шапок. Впрочем, журналисты, которые к этому времени уже около часа находились на свежем воздухе, их энтузиазм не разделили.

К этой дате мы шли примерно 1070 дней вместе со строителями и всеми теми, кто помогал реализовывать этот проект. Наши строители справились, и мы можем ими гордиться. Все на этом мосту, кроме вант, которые привезли из Франции, сделано на заводах в нашей стране. Это общий труд и результат. Это очень важно, — заметил министр Александр Козлов.

Как подчеркнул Александр Александрович, проект был очень сложным. В том числе, были сложности с финансированием. В итоге амурчане разработали уникальную финансовую модель — объект возводила совместная российско-китайская компания на условиях концессии. «Китайская половина моста строилась за счет КНР, а на нашу половину пришлось брать кредит в банке на 16 лет. Его можно будет оплатить за счет проездной платы», — напомнил министр. Причем займ оформили в китайском банке.

— Мы работали в плотном контакте с китайской стороной. Помню переговоры на Восточном экономическом форуме с Лу Хао (тогда губернатором провинции Хэйлунцзян, сейчас он министр природных ресурсов Китая). Он говорил: «Так как банк китайский, строить будут китайцы». Мы не согласились, говорим: «У нас есть наши люди, очень сильные коллективы». Было несколько таких сложных встреч, но добились того, что мы сделали это сообща. И это тоже очень важно, — поделился он.  

Строители монтируют подсветку

Теперь большая часть строителей, многие из которых прибыли из других регионов России, покинут объект.

— На сегодняшний день выполнены все строительно-монтажные работы. Теоретически, если бы не погранзона, мы могли бы проехать до города Хэйхэ. Технически это уже возможно, — поделился главный инженер обособленного подразделения АО «УСК «Мост» в Благовещенске Александр Юрьев. — Нам остались пуско-наладочные работы, установка систем мониторинга и освещения моста. Сейчас продолжается наладка электронного оборудования, которое позволить следить за состоянием моста, безопасностью движения. И в процессе монтажа архитектурное освещение моста, которое позволит осветить его в наиболее выгодном ракурсе. Оно будет сделано на российской и китайской стороне.

По его словам, главной особенностью этого проекта было то, что мост возводили два разных государства. При этом строительные технологии, которые применялись двумя странами, практически одинаковые. Единственное отличие: российская часть строилась из российских материалов, а китайская — из китайских.

— Это первый трансграничный автомобильный мостовой переход в России. Проект реализовывали в постоянной связке с китайской стороной, в постоянных встречах, шли увязки технических решений, основная сложная была именно в этом. Но в течение трех лет у нас ни разу не было срыва из-за проблем во взаимосвязи с китайской стороной. Все решалось в рабочем порядке, практически в онлайн-режиме, ежемесячно мы встречались с китайскими специалистами, все технические вопросы решались, можно сказать, мгновенно, — рассказал Александр Федорович.

Окончательно ввести в эксплуатацию мост должны весной 2020 года. Как объяснил министр Александр Козлов, это время нужно на оформление всех необходимых документов. Кроме того, продолжается строительство пункта пропуска. В апреле будет введен в эксплуатацию временный терминал, а еще через год должны сдать основной комплекс.

Мост стратегического назначения

По расчетам специалистов, после начала работы моста грузооборот между Благовещенском и Хэйхэ вырастет в восемь раз. Так, если в 2018 году через Благовещенскую таможню прошло 500 тысяч тонн грузов, то введение в эксплуатацию мостового перехода позволит увеличить эту цифру до 4 миллионов тонн в год. Сейчас обмен товарами между двумя берегами возможен только речным транспортом или по ледовой понтонной переправе, в межсезонье же он полностью останавливается. Мост даст возможность вести торговлю круглогодично.

— Действительно, этот мост имеет очень важное стратегическое значение, это очень серьезная перспектива для нашего региона, — подчеркнул губернатор Василий Орлов. — Увеличение грузопотока по мосту открывает экспортные возможности. Амурская область — один из лидеров по производству сои в стране, и, конечно, продукция сельского хозяйства — одна из наших экспортных фишек. В прошлом году в Китай было поставлено порядка 400 тысяч тонн сои. Наша задача — направлять на экспорт продукцию переработки. И развитие инфраструктуры моста позволит снизить издержки бизнеса на логистику и, как следствие, сделает нашу продукцию более конкурентоспособной и востребованной на китайском рынке.

По словам Василия Александровича, большой экспортный потенциал и у продукции газохимии. Компания Сибур планирует строительство в Амурской области Газохимического комплекса. «Это завод в минимальной конфигурации будет давать 1,5 миллиона тонн полимеров. Это тоже экспортоориентированная продукция. И, конечно, мост нужен, чтобы эту продукцию доставлять за рубеж», — объяснил глава региона.

Туристам придется подождать

Первым, в апреле 2020 года, по новому мосту поедет грузовой транспорт. Пассажирское сообщение сможет открыться после того, как будет построен постоянный пункт пропуска. Как объяснил Василий Орлов, закон не позволяет пропускать через временный переход туристов.

— Поэтому еще порядка полутора лет наши люди не будут иметь возможности использовать мост как туристы, пересекая его на автобусе, — рассказал губернатор. — Но при этом у нас в этом году начато строительство еще одного уникального объекта — трансграничной канатной дороги. Я думаю, это будет более удобный для туристов вид транспорта: потому что проезд будет занимать очень короткое время, пассажир сразу попадает из одного города в другой город, и это будет относительно недорого. Я думаю он будет очень востребован.

Поездки в Китай на личном автомобиле — тоже станут возможны не в ближайшей перспективе. Как подчеркнул министр по развитию Дальнего Востока, изначально этот вариант передвижения не предусматривался международным соглашением, но сейчас его активно прорабатывают.

— Мы подготовили вместе с нашими коллегами из Министерства иностранных дел РФ ноту в адрес китайских коллег, она сейчас находится на рассмотрении на высоком уровне. Как только по ней будет принято положительное решение, мы сразу начнем готовить документы и дополним межправительственное соглашение, которое было подписано ранее, для того, чтобы предусмотреть движение легкового транспорта, — пояснил Александр Козлов.

Железнодорожный мост со счетов не списывают

В перспективе Благовещенск и Хэйхэ может соединить и железнодорожный мост. По крайней мере, от этого проекта стороны пока не отказываются, рассказал Василий Орлов.

— Хочу напомнить, что по межправительственному соглашению у нас предусмотрено строительство совмещенного мостового перехода: автомобильного и железнодорожного, — заметил он. — Железнодорожный мост обладает, конечно, совсем другой пропускной способностью, это очень серьезная перспектива. Но мы с китайскими партнерами договорились, что рассматривать вопрос строительства железнодорожного моста будем после того, как увидим насколько сложилась экономическая модель по автомобильному мосту. Надеюсь, все это пойдет в графике и станет возможна и реализация проекта железнодорожного моста.

 

Хронология строительства первого автомобильного моста Россия — Китай

18 декабря 1992 года — подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о международном автомобильном сообщении. То есть создана «база» под строительство мостовых переходов. 

26 июня 1995 года — подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск — Хэйхэ.

Зима 1995 года — на реке Амур началось бурение изыскательских скважин для строительства моста. Но работы быстро остановились из-за отсутствия финансирования.

Осень 2013 года — в совместном коммюнике глав Правительств России и Китая (во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева в КНР) прописана необходимость реализации проекта автомобильного моста.

Сентябрь 2015 года — во время государственного визита президента РФ Владимира Путина подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян).

15 июня 2016 года — в Харбине (КНР) подписан Концессионный договор. Мостовой переход будет строиться за счет внебюджетных источников — это уникальная модель финансирования строительства.  

24 декабря 2016 года — дан старт строительства мостового перехода.

8 мая 2018 года — осуществлена первая надвижка мостового перехода через протоку Каникурганскую.

31 мая 2019 года — прошла стыковка российской и китайской частей моста через реку Амур.

29 ноября 2019 года — завершаются основные работы по строительству российской части мостового перехода.



 

Долгая дорога в Китай: кто мешал и как построили первый автомобильный мост между Россией и КНР