Что и требовалось доказать: рецензия на новый фильм «Достать ножи» с Дэниелом Крейгом

Райан Джонсон больше известен в мире большого кино как сценарист. В данный момент именно он, например, верховодит во вселенной «Звездных войн». Но и в режиссуре американец тоже успел себя проявить: командовал на съемочной площадке культового сериала «Во все тяжкие», поставил «Последних джедаев» и «Петлю времени».

 

В его новом фильме «Достать ножи» нет ни световых мечей, ни взрывающихся планет. Это достаточно старомодный детектив о загадочной смерти престарелого богача, за наследство которого готовы перегрызть друг другу глотки многочисленные родственнички. Но для Джонсона это особенный проект: он вынашивал историю полтора десятка лет, сумел собрать потрясающий каст и в итоге выдал достаточно претенциозный продукт, который смог расшевелить немного впавший в стагнацию кинопрокат.

«Достать ножи» в первую очередь целятся в классический детектив, растранжиривая наследие Агаты Кристи, Эллери Куина, Рекса Стаута и многих других.

«Достать ножи» умудряется сохранять до финальных титров принадлежность к жанру герметичного детектива, хотя его герои вполне способны выйти на улицу и даже устроить пусть на редкость дурацкую, но все-таки погоню. История начинается с подозрительного самоубийства Харлона Тромби — глава большого семейства сколотил состояние на написании детективных историй, обзавелся собственным издательством и перед смертью вполне бодро себя чувствовал. Хотя и успел переругаться со всеми потенциальными наследниками на вечеринке по случаю собственного 85-летия. Полиции, впрочем, во все это вникать вовсе не хочется. Стражи порядка готовы закрыть дело, но в него вмешивается нанятый кем-то неизвестным частный сыщик с восхитительным именем Бенуа Блан. Он постепенно проникает в суть случившегося, заодно вынимая на свет самые неприятные секреты семьи Тромби. А в итоге выясняет, что в этой истории с двойным дном нельзя быть уверенным ни в чем, включая того, кто именно стал жертвой преступления. Обязанности местного доктора Уотсона (или капитана Гастингса, если угодно) выполняет мигрантка Марта — бывшая сиделка покойного писателя, которая в силу обстоятельств осталась без работы. Вдвоем персонажи Дэниела Крейга и Аны де Армас оставляют не у дел опытных полицейских, которым остается только хлопать глазами и повизгивать от восторга. А еще — полностью ломают распланированную жизнь террариумообразного семейства.    

Зритель получает минимум крови и стрельбы, зато максимум великолепных диалогов, хорошего юмора и выдающихся актерских работ.

Джонсон с самого начала включает иронию, которая по ходу фильма будет порой граничить с издевательством, но ни разу не переступит эту грань. «Достать ножи», конечно, в первую очередь целятся в классический детектив, растранжиривая наследие Агаты Кристи, Эллери Куина, Рекса Стаута и многих других из списка главных авторов жанра. В какой-то момент на экране телевизора, который смотрит один из персонажей фильма, появляется сцена из сериала «Она написала убийство» — да, столь прямолинейных цитат Джонсон тоже не сторонится. Но при этом снимает вполне современное кино, пусть и надевшее для маскировки твидовый пиджак с потертыми локтями. А поэтому зритель и увидит очень смешную отсылку к «Игре престолов», и услышит развеселые шуточки про «Звонок», и так далее, и тому подобное. И все же главное здесь — это внутреннее противостояние фамилии Тромби, которым так увлечены все многочисленные герои фильма, что даже толком не успевают вступить в конфликт со следствием. Всех этих не очень-то приятных людей ждет и совершенно ожидаемая шокирующая новость про наследство (этот ход сценариста зритель просчитает без труда), и осознание того факта, что привычной сытой жизни за счет щедрого дедушки больше не будет, и несколько ужасных новостей друг о друге. Накопленный за многие годы гнев вырвется наружу — в самых разных своих проявлениях.

Собрав на одной площадке такое количество известных актеров, режиссер иной раз не может удержаться от ухода в самый натуральный театр. Но о том, что все-таки снимает кино, старается не забывать. Джейми Ли Кертис и Кристофер Пламмер, Майкл Шеннон и Крис Эванс, Тони Коллетт и Фрэнк Оз — это только часть огромного ансамбля, в котором некоторым исполнителям придётся безнадежно затеряться. Джонсон пытается выдать всем по серьгам, но времени у него — чуть больше двух часов, а скелеты в шкафах припасены такие, что требуют хотя бы слегка вдаваться в подробности. Впрочем, некоторые сюжетные линии все равно оказываются ложными и не ведут никуда. Но автор сценария и постановщик явно испытывает удовольствие от процесса. Запутывая зрителя в мелочах, он выкладывает ему Самый Главный Секрет уже на полпути к финалу, чтобы потом преподнести еще парочку не менее Самых Главных Секретов. Здесь Джонсона трудно уличить в новаторстве: классики детектива тоже никогда не были прочь сломать каноны, за что были часто подвергаемы самой резкой критике. О том, что убийца — именно садовник, а не кухарка, поклонники жанра любят узнавать в самом конце. Но это вовсе не значит, что «Достать ножи» в своей второй половине скучны. Наоборот, процесс как раз только как следует разогревается. Режиссер пускает в ход все так долго оттачиваемые приемы — с тем большей радостью, что при работе над «Звездными войнами» в этом смысле особенно не разгуляешься.

Во времена стерильного продюсерского кино обязательно должно оставаться пространство для таких фильмов, как «Достать ножи».

Вполне себе камерное действие не потребовало величайших затрат, поэтому и убыточным проект Джонсона станет вряд ли: из спецэффектов здесь бесславно сгоревшая одноэтажка, одинокая сцена с использованием slo-mo и небольшой паучок на лице прощающейся с жизнью героини. Актерам тоже вряд ли пришлось отработать много часов — их слишком много, чтобы даже у персонажей Крейга и Армас оказалось в распоряжении существенно больше пространства, нежели у всех остальных. К тому же режиссеру обязательно нужно вставить сюжетную линию о страданиях по поводу невозможности получить грин-кард, выставить семейство Тромби не просто аристократами XXI века, но и потрясающего уровня снобами, которые даже не могут запомнить, из какой именно страны приехала в царство Свободы сиделка Марта. Добавим сюда молчаливого «подростка-нациста», роль которого безупречно исполнил звезда дилогии Андреса Мускетти «Оно» Джейден Мартелл. И, наконец, специальный гость — Крис Эванс, недавно в последний раз надевший костюм Капитана Америки. На этот раз ему досталась роль enfant terrible, то есть паршивой овцы в семье, которая практически на сто процентов состоит из этих самых овец. В эпоху сплошных кульбитов на фоне зеленого полотнища опытные и не очень исполнители охотно хватаются за возможность побыть действительно актером, а не раскраской для компьютера.  

Благодаря этому зритель получает минимум крови и стрельбы, зато максимум великолепных диалогов, хорошего юмора и выдающихся актерских работ. Джонсон, поместив героев в историю, из которой, казалось бы, будет непросто выпутаться и ему самому, тасует трюки и ничем при этом особенно не рискует: у такого кино найдутся восторженные поклонники. Благодаря этому процесс иронического разрушения классического детектива по ходу дела превращается в процесс реанимации жанра — и в данном случае строить ни капельки не менее интересно, чем ломать. Благодарная публика покидает зал в приподнятом настроении: ведь в итоге не осталось никаких неразгаданных загадок, все получили по заслугам, а кое-у кого появилась возможность по-христиански подставить вторую щёку и при этом особенно не испытать дискомфорта. К тому же приятно смотреть, как голливудские звезды, которым по большей части приходится или бегать в трикотаже, или доставать револьвер из кармана смокинга, или руководить созданием очередной космической саги, отдаются на сто процентов мастерству. Тому самому, ради которого когда-то отказались от всех прочих профессий. Во времена стерильного продюсерского кино обязательно должно оставаться пространство для таких фильмов, как «Достать ножи». Они напоминают зрителю, где он и что с ним.    

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+