Дом научной коллаборации открылся в Благовещенске

Школьники освоят здесь азы геномной инженерии, биоинформатики и робототехники

Дом научной коллаборации имени академика РАН Михаила Луценко открылся в четверг, 19 декабря, на базе АмГУ в Благовещенске. Здесь школьники с 5-го по 11-й классы смогут изучить азы робототехники, биоинформатики, геномной инженерии, освоят машинное обучение, языки программирования и 3D-моделирование. Увлеченные наукой дети уже начинали собирать первых роботов, подводных дронов и микроспутники, а также создают свои виртуальные миры, погружаясь в них в VR-шлемах, и придумывают архитектурные проекты — маленькие копии замков и египетских пирамид. Первыми успехами дети поделились с губернатором Василием Орловым, который пришел на открытие Дома научной коллаборации.

Ключи от «Амуртехноцентра»

Губернатор вместе с ректором АмГУ Андреем Плутенко и директором Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания Еленой Полянской губернатор торжественно вручили три ключа от лабораторий Дома научной коллаборации трем школьникам. Увлеченные наукой мальчики не только занимаются сейчас в «Амуртехноцентре», но и смогли оказаться в числе участников профильных естественно-научных смен образовательного центра «Сириус».

Заработал Дом научной коллаборации (он же — центр развития современных компетенций детей «Амуртехноцентр») в этом учебном году, а сегодня, вместе с 12 другими подобными центрами в стране, открылся официально.

— Я всех поздравляю. Это очередное очень яркое событие в цепочке событий, связанных с развитием образования. Уверен, что у этого проекта очень хорошее будущее, — заявил глава региона. — Вы видели, что достаточно много было сделано в этом году: в области появились и три «Кванториума», и мобильный «Кванториум», который недавно пришел в регион и сейчас его готовят, чтобы отправить по территориям «Точки роста». Всего у нас этих «точек» будет 120 в области, в каждой второй школе. Дом научной коллаборации — замечательный центр, здесь 400 детей будут заниматься. И его принципиальное отличие в том, что здесь будет возможность работать по темам генной инженерии. Конечно, для нас это очень важно.

Губернатор напомнил, что Приамурье сегодня — один из самых перспективных регионов, где реализуются два крупнейших проекта, требующих высококвалифицированных кадров.

— Это космос и газовая отрасль с соответствующими темами по переработке, по производству полимеров. Вообще полимеры — это, наверное, одно из самых перспективных изобретений, которое у человечества сегодня есть. И все, что вокруг нас с вами сейчас находится, в той или иной степени зависит от нефтехимической, газохимической промышленности. Поэтому огромное поле для открытий и самореализации. Наша с вами задача сделать так, чтобы у детей была эта возможность самореализовываться, получать новые знания и быть востребованными в этом современном бушующем мире, который развивается очень высокими темпами, — отметил Василий Орлов.

Экскурсия к роботу-бойцу

Лаборатория робототехники стала первой, куда заглянул губернатор. Здесь школьники показали робота-бойца, собранного для будущих битв с другими устройствами. Смысл в том, чтобы вытолкнуть соперника за черную линию круглого игрового поля, и при этом самому не переступить черту. Помогают в этом датчики света, реагирующие на черную линию, и датчик расстояния до противника.

— Мы готовимся к соревнованиям робосумо. Задача в том, чтобы наш робот вытолкнул противника за ринг. Когда он видит соперника, он начинает к нему ехать. А если подъезжает к черной линии — границе поля — понимает, что это край, и начинает отъезжать, — рассказал главе региона юный робототехник Данил.

Его напарник, Максим, признался, что собирать такого робота получается довольно быстро — ребята справились за два часа. Но важно потом устранить недоработки, чтобы боец на колесиках сумел одержать победу в поединке. «У нас была инструкция, и мы усовершенствовали ту модель, которая была изначально, — поделился деталями Максим. — Робот, возможно, будет дорабатываться перед соревнованиями, если найдем недочеты какие-то, будем усовершенствовать его дальше».

Оба мальчика увлечены робототехникой два года. И когда заработал Дом научной коллаборации, начали ходить сюда на занятия. Преподаватель Владислав Саяпин помогает детям изучать робототехнику и программирование как в техноцентре, так и в лицее АмГУ. В ДНК (так сокращенно называют Дом научной коллаборации) роботехнические группы рассчитаны примерно на четыре десятка детей. 

— Мы обучаем на конструкциях Lego Storm, там огромный выбор различных вариаций, на основе которых мы можем сделать роботов. Устройства под любые задачи подходят, есть управляющий блок, к нему присоединяются через провода датчики, манипуляторы, моторы. Мы их программируем, — рассказал Владислав Саяпин. — Такие роботы предназначены для того, чтобы учиться. Все направлено на то, чтобы развивать у детей алгоритмическое мышление, объектное. Дети должны понять суть программирования, научиться мыслить пространственно, инженерно, проектировать. Понимать, например, какого размера сделать гусеницу, какой толщины и длины, как сделать так, чтобы робот поехал, допустим, вправо, влево, алгоритмы различные изучить.

Школьные виртуальные миры

Следующим пунктом экскурсии стало знакомство с виртуальным миром, который создали благовещенские школьники. Команда из двух шестиклассников демонстрировала в холле возле своей лаборатории результаты трехдневной работы. Один из мальчиков на ноутбуке показывал созданный виртуальный мир, а второй по нему путешествовал в «виар»-шлеме и с «виар»-контроллерами в руках.

— Смысл игры в том, что мы должны ходить по островам и собирать ключи. А в конце зайти в дом , открыть этими ключами двери и дойти до финиша. Нам будут мешать различные ловушки и враги, — рассказал Ваня. — Мы работали над этим проектом три субботы, но программирование, то есть создание основы, еще не делали. Занимались окружающей обстановкой — создавали разные объекты, накладывали на них текстуры. Добавили дом, камни. И еще сделали возможность телепортироваться по этому миру и взаимодействовать с объектами. Эту программу будем дорабатывать, добавлять систему сбора ключей. 

Надевать «виар»-шлем Василий Орлов не стал. «Да нет, спасибо, я уже в это играл», — с улыбкой заметил глава региона, примерявший шлем виртуальной реальности на других мероприятиях.

Преподаватель центра ДНК Александр Демьяненко рассказал, что девочек пока среди его учеников нет, но, скорее всего, появятся. «Потому что девочки тоже хотят этим заниматься, и родители уже интересуются», — говорит преподаватель. По словам Александра Демьяненко, так как шестиклашки еще не изучали информатику и физику, занятия с ними проходят в игровом режиме. А вот со школьниками постарше программирование более углубленное. Дети сами придумывают идеи свои игр, с нуля создают свои проекты и затем заходят в собственные виртуальные миры в «виар»-шлемах.

Микроспутник собирает данные в небе

В ДНК школьникам преподают и спутникостроение. Так, два лицеиста АмГУ, Алексей и Александр, собирают в «Амуртехноцентре» аппараты COMSAT.

— Мы работаем над моделью микроспутника, он запускается на высоту в несколько метров и собирает информацию об атмосфере, различные данные о давлении, высоте, температуре, влажности, передает их на приемную станцию и в конце спускается на парашюте, — рассказал Саша. — Мы готовим проект для соревнований.

— Как доставляете аппарат в атмосферу? — уточнил ректор АмГУ Андрей Плутенко.

— Запускаем его на моделе ракеты-носителя, — пояснил мальчик.

Кстати, команда Саши и Леши уже успела показать свой спутник на конкурсе и выиграть. Дети заняли первое место в чемпионате Дальнего Востока по ракетостроению, который проводил Амурской госуниверситет.

Подводный дрон будет стрелять торпедами

На столах рядом со спутникостроителями расположились начинающие конструкторы подводных аппаратов.  

— Наш проект — это телеуправляемый необитаемый подводный дрон, — рассказал Михаил. — Мы создали прототип подводного дрона, который может погружаться на глубину до трех метров и исследовать дно. Для аппарата мы использовали ПВХ-трубы двух видов: 20-миллиметровые для корпуса, на котором мы закрепили балласт и движители; и одну трубу в 63 миллиметра. Для управления дроном использовали кабели, их провели через силиконовую трубку. Подключаем кабели к джойстику. Фактически у аппарата два вида управления — первый работает над водой, мы можем управлять устройством через приложение в телефоне. Но как только он уходит на глубину больше полуметра-метра, переходим на джойстик, потому что сигнал уже не доходит.

Дрон уже погружался на морское дно во Владивостоке и сделал видео с помощью основной камеры и камеры GoPro. Аппарат благодаря мощным двигателям может  идти против течения и волн. Но предстоит доработка конструкции. «Получается, объем главной трубы слишком большой, был большой объем воздуха, и дрон всплывал. Чтобы этого не происходило, мы установили балласты, — показал прикрепленные вверху бутылочки с песком Миша. — К соревнованиям во Владивостоке, которые пройдут в начале марта, мы исправим недочеты и сделаем более компактную модель, уже без балласта. И также переустроим винты, чтобы появилось боковое движение, повысим мобильность. А это у нас — прототип».  Кроме того, подводный дрон научат стрелять торпедами и переносить кубики — это одни из заданий предстоящего конкурса.

— Интересно, молодцы! — похвалил мальчиков Василий Орлов.

У детей в «Амуртехноцентре» есть проекты и по созданию летающих дронов. На открытии их решили не демонстрировать — запускать аппараты в переполненном детьми, гостями и журналистами помещении было не очень удобно.

Девочки делают замки и египетские пирамиды

В лаборатории 3D-моделирования пока занимаются только девочки, рассказывает учитель технологии Ирина Брюханова. Сначала дети делают модели различных архитектурных построек на компьютерах, а потом уже собирают мини-копии. В копилке пятиклашек есть египетская пирамида, немецкий замок, колодец, Стоунхендж. «Мы создаем архитектурные проекты, — говорит Ирина Брюханова. — В будущем было бы интересно применить этот опыт в каком-то парке. Есть в разных странах мира такие. Например, мини-Голландия, мини-Европа. Хорошо было бы создать и в центре Амурской области мини-Россию с архитектурными памятниками, на которые можно было бы посмотреть, не выезжая из региона. Детям это было бы интересно».

Главе региона девочки, которые занимаются по 6 часов каждую субботу, показали проект древнего колодца и германского замка в романском стиле.

— Сначала мы сделали схему замка, потом из картона — простые геометрические фигуры. Продекорировали с помощью песка стену, вся поверхность замка сделана из гофрированного картона, улицы сделаны из камней, окна нарисованы из акриловых красок, — рассказала Лиза.

— Отлично, вы молодцы! — порадовался успехам школьниц Василий Орлов.  

— Раньше девочки на уроках технологии что-то шили, готовили, а сейчас — замки! — восхитился Андрей Плутенко.

— Сейчас девочки очень современные, им интересна бумагопластика, промдизайн. Еще неизвестно, кто больше хочет готовить. Сейчас вот у мальчишек к этому есть интерес. А девчонки хотят заниматься созданием виртуальной реальности, техническими направлениями, — заметила директор Дома научной коллаборации Виктория Еремина.

«Амуртехноцентр» для увлеченных медициной

Интересно, что в «Амуртехноцентре» дети могут изучать 3D-моделирование и прототипирование с прицелом на медицину. Сегодня с помощью 3Д-принтеров создаются протезы, импланты, фрагменты внутренних органов и костей. Пока трехмерная печать в медицине применяется в основном в стоматологии и хирургии, но в перспективе возможности станут шире. И учеников амурского Дома научной коллаборации, решивших связать свою жизнь с медициной, к этому подготовят, научив конструировать и образно мыслить. «Медицина» очень сильно поддерживается техническим направлением. Невозможно быть просто медиком, необходимо уметь работать на 3D-принтере, необходимо уметь работать на компьютере со сложным программным обеспечением и так далее. Это очень важно», — считает директор учебного заведения Виктория Еремина.

«Амуртехноцентр» будет работать в тесном содружестве с Дальневосточным НИИ физиологии и патологии дыхания.

— Мы уверены, что сотрудничество нашего учреждения с ДНК откроет новые страницы для профессиональной ориентации школьников, для подготовки научных кадров в Амурской области уже со школьной скамьи, — не сомневается директор НИИ физиологии и патологии дыхания Елена Полянская. — Наши двери будут всегда открыты для учеников Дома научной коллаборации, и мы всегда открыты к сотрудничеству и, думаю, найдем точки соприкосновения.

В этом году НИИ патологии дыхания открыло новую лабораторию, в которой изучают влияние вредных частиц окружающей среды на дыхательную систему, в частности, молекулярные механизмы повреждающего фактора. Лаборатория прекрасно оснащена и здесь ждут школьников, заинтересованных медициной и наукой. Замдиректора НИИ патологии дыхания Юлий Перельман заявил, что ученые учреждения всегда будут «рады видеть участников этого проекта в своих лабораториях».

— Они открыты для вас, — заверил Юлий Перельман. — Мы в этом году инициировали междисциплинарный проект по исследованию новых лекарственных препаратов в лечении болезней органов дыхания. В этом проекте принимают участие Тихоокеанский институт биоорганической химии, Национальный научный центр морской биологии и мы, как инициаторы. Проект густо замешан на методах молекулярной генетики, молекулярной диагностики и в скором времени генной инженерии. Я думаю, что именно в этих областях — биоинформатике и генной инженерии — мы готовы заинтересовать школьников, открыть им секреты совершенно новых отраслей знания. Я  обращаюсь к школьникам и хочу сказать: именно вам предстоит сделать открытия, которые избавят человечество от болезней и продлят жизнь человека надолго.

ДНК назвали в честь выдающегося дальневосточного ученого

— Наш Дом научной коллаборации носит имя академика Российской академии наук Михаила Луценко. Он сыграл большую роль в развитии высшего профессионального образования в Амурской области, — подчеркнул ректор АмГУ. — Во-первых, больше 10 лет возглавлял Благовещенский медицинский институт. Именно во времена его ректорства была построена основная инфраструктура — несколько корпусов и общежитий, спортивные объекты, то, чем сегодня располагает Амурская медакадемия. Уже являясь академиком, он 19 лет был заведующим кафедрой медико-социальной работы АмГУ. Привлек к учебному процессу массу ведущих ученых-медиков, написал несколько учебников, учебных пособий и решением ученого совета нашего университета Михаилу Луценко присвоено звание почетного профессора АмГУ. Я думаю, что это один из самых выдающихся ученых, которые работали в Амурской области, — уверен Андрей Плутенко.

В домах научных коллабораций дети, в том числе, будут осваивать геномную инженерию и биотехнологии, и это как раз то дело, которым Михаил Луценко занимался всю свою профессиональную жизнь. Руководитель НИИ физиологии и патологии дыхания, поблагодарила губернатора и АмГУ за то, что Дому научной коллаборации присвоили имя именно Михаила Луценко — «нашего учителя», как отметила Елена Полянская.

— Для нас открытие Дома научной коллаборации имеет особое значение, потому что связано с именем выдающегося просветителя, ученого, организатора науки, общественного деятеля, академика Михаила Тимофеевича Луценко. Он оставил яркий след в истории Дальнего Востока и всей нашей страны. След этот в науке, в медицине, в здравоохранении, — рассказал замдиректора НИИ патологии дыхания по научной работе Юлий Перельман. — В 1981 году он из маленькой лаборатории, занимавшейся исследованием проблем адаптации организма человека к суровым условиям строительства БАМа, которую сам же и организовал, вырастил крупнейший на сегодняшний день в ДФО научно-медицинский центр – Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания, учреждение, которым по праву может гордиться наша область.

Интересно, что Дом научной коллаборации открылся в здании на Игнатьевском шоссе, 7/1, где раньше располагалась детская консультативная поликлиника Центра патологии дыхания.

— Она уже выполнила свои функции, заложив основы педиатрической службы в респираторной медицине. Мне представляется символичным, что «Амуртехноцентр» расположился именно в этом здании, и Михаил Луценко был бы счастлив, если бы это видел. Радует, что именно здесь школьники будут осваивать основы научной методологии.

Дом наполнили современнейшим оборудованием

Преподавательский состав «Амуртехноцентра» состоит из представителей общеобразовательного лицея АмГУ и профессорско-преподавательского состава Амурского госуниверситета. Но заглядывают в Дом научной коллаборации и ученые из других регионов и даже стран.

— Недавно к нам приезжали специалисты из Роскосмоса, а также из Северной Кореи. Они проводили занятия для детей. У детей есть большие возможности позаниматься с ведущими специалистами РФ и не только, — рассказала руководитель «Амуртехноцентра» Виктория Еремина.

Хотя «дом» работает с сентября, до сих пор поток желающих заниматься здесь детей не спадает. «На данный момент с нами работают школы, попасть в Дом научной коллаборации можно, просто внеся свои данные на сайте АмГУ, или прийти в центр лично. К нам до сих пор дети записываются», — говорит руководитель центра. Такой ажиотаж неудивителен. Во-первых, у центра удобное расположение во втором микрорайоне, во-вторых, дети занимаются на современнейшем оборудовании, отмечает Виктория Владимировна.

— Как правило, это довольно мощные компьютеры, потому что в «виар» это графические редакторы, которые требуют определенного программного обеспечения, и обходится это в довольно приличную сумму. Кроме оборудования технического есть робототехника, где только один комплект стоит порядка 100 тысяч рублей. А этих комплектов для соревновательной базы необходимо как минимум пять. Это довольно серьезные вложения со стороны РФ, Амурской области и АмГУ, — пояснила Еремина.

В центр вложили восемь миллионов

На открытие Дома научной коллаборации были выделены 8 миллионов рублей по нацпроекту «Образование». Десять процентов от этой суммы профинансировал регион, свои средства добавил АмГУ. «Весь грант со стороны федерации пошел на оборудование, а полностью мебель, ремонт, оплата труда преподавателей легли на плечи Амурской области и Амурского госуниверситета», — пояснила директор учреждения.

В «Амуртехноцентре» пока лабораториями и лекториями занят последний третий этаж. Другие отремонтированы, но их еще предстоит оборудовать. Дом научной коллаборации продолжит использовать возможности АмГУ. Там, например, расположена аудитория 3D-моделирования с 3D-принтерами. «Или если мы веб-программирование реализуем, программное обеспечение, которое для него требуется, стоит в центральном корпусе АмГУ», — отмечает директор.

— «Амуртехноцентр» — это место, которое будет служить четырем направлениям — три из них — это направления, которые отвечают за урок технологии. То есть сюда будут приходить ребята, которые будут заниматься, по сути дела, уроком труда, как это раньше называлось. Это 5—8 классы. Каждое направление поддерживает соответствующий класс. Два направления — малая академия и детский университет — это дополнительное образование, и оно определяется тремя направлениями: машинное обучение, биоинформатика, и геномная инженерия. И последнее, четвертое направление связано с тем, что мы обучаем педагогов, которые учат детей уроку технологии.

Есть в центре и место, где уставшие от интеллектуальных занятий школьники могут отдохнуть. Это аудитория для занятий шахматами. «Дети должны постоянно переключаться, поэтому направления технического творчества чередуются с какими-то моментами релаксации. В этой аудитории можно просто посидеть, успокоиться, поиграть, пообщаться», — говорит Виктория Еремина.

МНЕНИЕ

Андрей Плутенко, ректор АмГУ:

— Остались считанные дни до окончания 2019 года. Мне кажется, он был знаменательный и в целом для российского образования, и для амурского тоже. Это год начала реализации национального проекта «Образование», который сегодня, без сомнения, является основным драйвером и ресурсом развития образовательной системы нашей страны. Наша область, вы знаете, очень активно включилась в его реализацию. Мы абсолютные лидеры на Дальнем Востоке, да и среди регионов всей страны входим в лидирующую группу. Из восьми проектов «Образования» Амурский госуниверситет реализует два. В ноябре открылся Центр опережающей профессиональной подготовки, который сейчас активно работает. И вот сейчас — открытие Дома научной коллаборации.

Основное внимание, основные акценты национального проекта конечно связаны со школьным образованием, по крайней мере в этом году, с его основной образовательной программой, с дополнительным образованием школьников – это и «Кванториум», и «Айти-куб» в Свободном, и повышение квалификации наших учителей и руководителей образовательных учреждений. И вот Дом научной коллаборации объединяет все эти три направления.

На самом деле «Амуртехноцентр» начал работать с 1 сентября, на базе центрального кампуса АмГУ. А сейчас у нас такое новоселье здесь. За эти четыре неполных месяца мы обучили более 400 школьников. У нас 50 учителей прошли переподготовку и в мероприятиях, которые организовало ДНК, приняли участие уже примерно 1 600 человек. Мы, в частности, провели Всероссийскую олимпиаду «Звезда», первый Чемпионат Дальнего Востока по ракетостроению.

Дом научной коллаборации в Благовещенске создан по федеральному проекту «Успех каждого ребенка». Он входит в нацпроект «Образование».