На флангах и в тылу: рецензия на новый фильм «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Феномен франшизы «Звёздные войны» заключается и в том, что перед ней постоянно пытаются поставить совершенно несвойственные «далёкой-далёкой галактике» задачи. И убедившись, что цели не достигнуты, зрители всякий раз принимаются ругать средства. Караван тем временем приблизился к очередной точке невозврата — «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» (небеса, помилуйте российских прокатчиков за такие вот адаптации) делает заключительный штрих в первом триптихе «пост-лукасовской» вселенной. Диснеевским продюсерам при этом гораздо больше нравится воскрешать героев, нежели избавляться от них. Поэтому прощание со Скайуокерами больше напоминает концовку долгой сказки. Злодеи наказаны, полузлодеи перевоспитаны, мудрые старцы внимательно следят со своих драматических небес за одержавшим полную и безоговорочную победу новым поколением покорителей миров.

О том, что франшиза намерена осознанно вернуться на собственные круги, публике ясно дали понять в концовке предыдущей серии основной саги. В финале головокружительной, но не очень осмысленной возни в космическом пространстве зрителю с экрана помахал уродливой ручкой всеми похороненный император Палпатин. Снимать «Восход» доверили Джей Джей Абрамсу, с которого новая эра «Звёздных войн» и началась в 2015 году — со скандалом отстранив от работы постановщика «Мира Юрского периода» Колина Треворроу. Продюсерам нужно было кино, которое надёжно уляжется в запросы аудитории и не вызовет фанатских бунтов. Таким образом, Абрамсу предоставили возможность проделать работу над ошибками, допущенными четыре года назад. В девятом эпизоде саги можно по пальцам пересчитать новых персонажей: специалист по вскрыванию дроидских мозгов, девица в нелепом шлеме и кочующие экс-штурмовики разбавляют сюжет, но не претендуют на полноценное участие в истории. Перед нами всё те же: Рей с её усиливающимся телекинезом и джедайскими терзаниями; Финн, которому никак не удаётся признаться в чём бы то ни было, даже самому себе; По, готовый достать из ранца генеральский жезл; Кайло Рен, вытаптывающий сторону Тьмы хаотичными шагами. Плюс старая гвардия в лице живых и мёртвых. Последним нет покоя даже в загробном мире, откуда то на минуточку возвращается Хан Соло, то доносится умиротворяющий голос мастера Йоды.

Сценаристы зачем-то выделяют героям 16 часов на спасение мира от тирании. Естественно, они в эти рамки не укладываются, но вопросов на эту тему ни у кого не возникает.

Абрамсу, конечно, велели создать конфликт, за который не было бы стыдно. А значит, живым мертвецам с положительным зарядом нужно было противопоставить ещё больше неугомонных покойников с отрицательным. Рен, хоть и починил свой косплейный шлем а-ля Дарт Вейдер, на антагониста более никак не тянет. Актёру Адаму Драйверу наконец-то делегировали право не смешить зрителей грозным сопением про покорение миров, а спокойно сыграть перерождение, раскаяние и всепрощение по всем фронтам. На смену ему приходит голографический Палпатин, которому приспичило не только переделать Первый Орден в Последний, но и вернуть к жизни несметные полчища ситхов. А пока им всем приходится ютиться в забвении на не учтённой картографами планетке. Её поисками и займутся герои Сопротивления, потому что других дел у них не осталось. Режиссёр широким жестом передаёт в безоговорочное владение плохих парней не просто военную мощь, а беспредельную военную мощь. Пока благородные оборванцы носились по галактике в поисках союзников, на периферии невероятным образом образовалась огромная эскадра кораблей, которые одной только подвесной пушечкой решают задачи Звезды Смерти. Сценаристы зачем-то выделяют героям 16 часов на спасение мира от тирании. Естественно, они в эти рамки не укладываются, но вопросов на эту тему ни у кого не возникает.

Макгаффины тем временем приобретают вполне марвеловский вид. Тут вам и кубок с древними письменами, и красивенькие пирамидки, зависающие в воздухе. Чтобы уравновесить ситуацию, Абрамс буквально забрасывает поле боя световыми мечами на любой вкус. Да и хвататься за них при дефиците джедаев начинают все кому не лень. Но действие благодаря этому сохраняет ритм от классических титров в начале до открыточной финальной сцены. Герои совершают каскады гиперпрыжков, посещают умиротворённые и не очень планеты, вежливо общаются с разнообразными разумными и неразумными существами, а ещё рискуют собой и всем делом, потому что ставки слишком высоки. Рей параллельно со спасением мира занимается аутотренингами, а её ментальное общение с Кайло выходит на совсем уж неприлично близкий уровень. Чтобы усилить эффект от метаний героини между Светом и Тьмой, для неё выращивают подходящее генеалогическое древо, флешбэками расчищают пространство впереди, а в кульминации прямолинейно проводят по лицу воительницы линию, которую в астрономии принято называть терминатором. Отправив двух центральных персонажей выяснять, кто с какой стороны баррикад, Абрамс размещает всех остальных на вполне лукасовской лужайке, где есть место и для пикника, и для активных игр на воздухе. Кавалерия в космосе, например — как вам такое?

Фильм получит свою порцию негатива от критиков, которым постоянно хочется расторгнуть давнюю сделку и вернуть «Звёздные войны» в руки отца-основателя

Кому надо, тот без труда разглядит в «Восходе» гимн сильной женщине. Тут одна без проблем выводит из строя таранящие её космические корабли, а другие удерживает на месте силой воли, другая жертвует собой ради сыновнего благополучия, третья не даёт себя целовать. Параллельно просматривается и торжественная песнь о свободе — штурмовики массово сбрасывают свои белоснежные латы и подаются в дезертиры, а абсолютно угнетённые Орденом народы в критический момент находят и флот, и боеприпасы, и желание ввязаться в заведомо проигранную схватку. Главная героиня в итоге и вовсе превращается в путеводную звезду. Её действия окончательно перестают поддаваться логике, зато позволяют постановщику вбухать ещё несколько десятков миллионов долларов во впечатляющую картинку. В визуальном смысле новые «Звёздные войны» безупречны — в них есть и бескрайние космические дали, и как будто явившийся с Арракиса Шаи-Хулуд, и фирменные гонки на космолётах по пересечённой местности, и положенная по статусу гибель планеты. Нагоняя на зрителя апокалиптический восторг, Абрамс держит наготове словосочетание «новая надежда». Только в его руках она оказывается более чем оправданной к финалу. Музыка добавляет пафосу — собственно, для других целей «Звёздным войнам» услуги композитора и не требуются.

«Восход» откровенно страдает от неуклюжих диалогов. Но они здесь не очень-то и важны, при большом желании можно было обойтись и одними горестными воплями C3PO о муках, которым нет конца. Понимая, что зрители будут хихикать, постановщик всё же вводит в сюжет ещё одного дроида — и его внешний вид как бы в очередной раз символизирует горячее желание компании Disney стать своей в выдуманной Джорджем Лукасом галактике. Грандиозность девятого эпизода успешно сочетается с завершением сразу нескольких важнейших старворсовких линий: публике есть и где всплакнуть, и где ахнуть. Несомненно, фильм получит свою порцию негатива от критиков, которым постоянно хочется расторгнуть давнюю сделку и вернуть «Звёздные войны» в руки отца-основателя. Вот только и он сам уже не рвёт седых волос с головы, и те, кому довелось поучаствовать в создании культа, изрядно от него устали. Знаменитая сага вежливо ставит на каминную полку семейную фотографию и наверняка не откажется время от времени смахивать с неё пыль. Но настало время осваивать новые космические территории — и с этим, судя по всему, никто не собирается спорить.  

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.