Скрин с видео центра «Амурский тигр»Скрин с видео центра «Амурский тигр»

Елена находится на территории Хинганского заповедника почти непрерывно с момента выпуска в дикую природу. Ее брат Павлик еще до Нового года вернулся из своего первого похода на север Приамурья к границам заповедника, а в праздник снова развернулся и стал возвращаться на север. Первые дни 2020 года он провел чуть севернее Хингано-Архаринского заказника. Помимо места обитания тигров, специалисты узнают с помощью ошейников размеры охотничьих участков хищников, об их питании и многое другое.

— Мы знаем не только, куда они ходили, но и что они делали, чем питались и так далее. Нужно сказать, что эти данные обнадеживают, — прокомментировал генеральный директор центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев. — Понятно, что рацион тигра зависит в первую очередь от обилия жертв и степени легкости добычи. В принципе, полученные благодаря Павлику и Елене данные повторяют закономерности питания тигров в основном ареале: большую часть их рациона составляет кабан. В силу того, что численность и плотность копытных в Амурской области отличается от основного ареала, то среди жертв Павлика и Елены регулярно появляется лось, что позволяет говорить, что их рацион больше похож на рацион тигров, обитающих в Хабаровском крае. Что касается выбора участка, то Елена, по всей видимости, останется резидентом Хинганского заповедника. У Павлика, что естественно для самца, более широкий участок, в который, по всей видимости, будет входить Хингано-Архаринский заказник с прилегающими территориями. Мы на это надеемся, но так ли это, станет понятно по окончании зимы и будет зависеть от глубины снежного покрова.

Полевой мониторинг Павлика и Елены при поддержке центра «Амурский тигр» ведут группа ученых Хинганского заповедника и специалисты управления по охране животного мира Амурской области. С начала июня по конец декабря 2019 года ученые и охотоведы обследовали 48 «кластеров» реинтродуцированных тигров, найденных благодаря анализу данных с ошейников. Павлику принадлежат 19 из них, а Елене — 15. На территориях обоих обнаружены останки добытых ими жертв, в основном кабанов.

— Павлик и Елена уже достоверно добыли по 10 особей. Также за время жизни в дикой природе оба тигра освоили охоту на крупных оленей: Елена добыла двух изюбрей, Павлик — двух лосей. Все изюбри и один из лосей были взрослыми особями, но несмотря на это, хищники добыли их искусно, без особой борьбы. Косулю, несмотря на ее относительно высокую плотность на территории обитания Павлика и Елены, тигры добывали трижды: один раз Елена и дважды — Павлик. На основе этих данных можно смело сказать, что хищники результативно охотятся практически на всех потенциальных жертв, что свидетельствует об их успешной адаптации к условиям дикой природы и об успехе программы реинтродукции, — отметил заместитель директора Хинганского заповедника по науке Вячеслав Кастрикин.

Люди изъяли брата и сестру Павлика и Елену из дикой природы вместе с матерью в феврале 2018 года. Взрослая тигрица начала охоту на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края. Группа приморского охотнадзора попыталась отпугнуть хищницу, но не получилось. Тогда было решено отловить ее в целях ее же безопасности. Поймав тигрицу, специалисты установили, что у нее есть дети. На тот момент Павлику и Елене было около 6—7 месяцев. Специалисты решили не оставлять их в тайге без мамы, где им грозила гибель. В течение месяца тигрят отловили и доставили к матери в центр реабилитации.

В марте 2018 года тигрица отправилась в Красноярский зоопарк: обследования показали, что шансов вернуться в дикую природу у нее нет. Потом Павлик и Елена больше года жили в центре реабилитации. Там их готовили к возвращению в лес. 15 мая 2019 года брата и сестру привезли к месту выпуска в Приамурье, а 23 мая выпустили на волю, сообщает пресс-служба центра «Амурский тигр».

Возрастная категория материалов: 18+