Противодействие героизму: рецензия на новый фильм Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла»

Клинт Иствуд давно и безусловно превратился в уникальное голливудское явление. В том числе и потому, что в возрасте, который обычно подразумевает редкие появления в обществе, а если «Оскары», то исключительно почетные, актер и режиссер продолжает работать в полную силу, выдавать по нескольку проектов в год и провоцировать дискуссии. «Дело Ричарда Джуэлла» в этом смысле — кино практически идеальное: застраховав себя от всяческих нападок сценарием, основанным на реальных событиях, Иствуд, ни разу толком не повысив голос, нанес обществу несколько весьма болезненных уколов. За историей героя, из которого едва не сделали злодея, скрывается попытка поговорить о благих намерениях, которыми мостят дорогу известно куда, а также о силе человеческой воли, когда на нее всем плевать.

В основе сюжета — террористический акт, произошедший во время Олимпийских игр в Атланте 27 июля 1996 года. Сценарий в деталях неизбежно расходится с реальностью, но держится за нее в главном: довольно несуразный и страдающий ожирением охранник Ричард Джуэлл оказывается расторопнее и ответственнее всей оснащенной жетонами рати и находит взрывное устройство в месте скопления людей. Благодаря этому удается избежать большого количества жертв — погибли два человека, хотя начинки в оставленной неизвестным на тот момент злоумышленником бомбе хватило бы на несколько сотен. Джуэлл, вся предыдущая карьера которого состояла исключительно из унижений и разочарований, на три дня становится национальным героем — на радость маме, с которой на четвертом десятке лет продолжает жить. Но вскоре ФБР не без участия журналистов решает сделать из спасителя убийцу: постепенно набирающее размах дело строится на вероятном стремлении Джуэлла к ложной славе. Наивный и глубоко очарованный самим понятием правопорядка охранник как нельзя лучше годится в козлы отпущения — хотя бы потому, что решительно не умеет за себя постоять. И все бы ничего, если бы среди старых знакомых Ричарда не нашелся никому не известный адвокат, сумевший в итоге заставить опытных агентов ФБР краснеть и бегать глазками. 

Вчерашний герой вдруг оказывается человеком, полностью подходящим под очень условный образ взрывника.

Иствуд сделал кино, к которому почти невозможно придраться. Некоторые претензии вызывает разве что персонаж Оливии Уайлд, корреспондентки, благодаря которой о возможной вине Джуэлла узнала вся страна. Режиссер уверенно закрывает все основные позиции. Главная роль досталась малоизвестному актеру Полу Уолтеру Хаузеру — благодаря этому зритель воспринимает центрального персонажа как реального человека. Мать Ричарда, важнейшего человека всей его жизни, напротив, сыграла оскароносная Кэти Бейтс — и сыграла так, что получила шанс удвоить количество золотых статуэток в своем арсенале.

Наконец, главную движущую силу этого трио, оказавшегося вдруг в конфронтации с целым миром, адвоката Уотсона Брайанта, воплотил Сэм Рокуэлл. И это оказалось на редкость удачным решением. Публика в последнее время привыкла, что актеру достаются роли форменных безумцев. А в «Деле Ричарда Джуэлла» это безумие дремлет где-то в глубине персонажа, который в основном занят тем, что призывает своих пребывающих в отчаянии подопечных к адекватным поступкам. За «темную сторону», помимо вышеупомянутой Уайлд, отвечает агент ФБР Том Шоу, которого сыграл Джон Хэмм. Получился довольно шаблонный образ служаки, давно растерявшего всяческие идеалы и стремящегося поскорее избавиться от любой головной боли в работе.

Весь остальной мир в фильме условно поделен на рекламные «до» и «после». Радостно пляшущие под кантри безымянные американцы, пережив теракт, превращаются в истекающую кровью и страданием толпу. Особенно показателен эпизод с матерью и дочерью, который так и остается эпизодом, хотя Иствуд внезапно акцентирует на нем очень много внимания. Воспевающие Ричарда Джуэлла журналисты, прочитав передовицу о его вероятной причастности к теракту, становятся его главными врагами, беспрестанно жужжащим роем, успевающим и жалить, и распространять феромоны неприязни. Вчерашний герой вдруг оказывается человеком, полностью подходящим под очень условный образ взрывника: белый мужчина с лишним весом, отсутствие нормальной работы и личной жизни, проблемы с законом в прошлом, большое количество оружия, пусть и легального, в собственности. Дело медленно, но верно идет к судебной драме, но постановщик вовсе не намерен копировать сцену из недавних «Опасных секретов», а потому и реальность предпочитает не корректировать. Адвокатский триумф Брайанта так и остается вне публичности, равно как и трансформация главного героя, который из тюфяка, фанатеющего от любого встречного копа, превращается в уважающего себя человека, способного в случае чего показать пресловутый средний палец хоть ФБР, хоть всему государству. А его, государства, что примечательно, в этом фильме и вовсе как бы не существует.

Постановщик успел до этого за него сказать главное: вцепившись в чей-нибудь зад, гончие государства прекращают замечать что-либо вокруг себя.

И хотя нам мельком показывают архивное видео, на котором Билл Клинтон благодарит условного Джуэлла в лице всех работников службы охраны пострадавшего от взрыва парка, власть просто стоит в сторонке и терпеливо ждет. Это в конце концов и лишает главного героя его единственной веры, которой он много лет отдавал всего себя. Иствуд не призывает к сопротивлению, но спокойно и рассудительно развенчивает миф о том, что стране нужны герои — ведь крайние стране необходимы гораздо больше. Проникновенная речь Ричарда в финале уже не несет особенного смысла. Постановщик успел до этого за него сказать главное: вцепившись в чей-нибудь зад, гончие государства прекращают замечать что-либо вокруг себя. Настоящий террорист, что характерно, успел совершить еще пару взрывов, прежде чем его нашли. Этого могло не случиться, если бы не вынесенное в название картины дело. И совсем уж никого не интересует, что жизнь небольшой и совсем не идеальной по американским меркам семьи на продолжительное время превратилась в истинный ад: поди примерь на себя, например, роль матери общепризнанного героя, ящик с нижним бельем которой вдруг становится объектом пристального внимания мужчин в куртках с надписью ФБР на спине. Единственного приятеля записывают в пособники, а еще — в гомосексуалисты, а самому Джуэллу вообще противопоказано иметь какие-либо соприкосновения со средствами массовой информации. Помоги, что называется, себе сам.

Актеры и съемочная группа фильма «Дело Ричарда Джуэлла». Источник www.kinoafisha.info

Фильм настолько близок к безупречности, что даже странно — номинация Бейтс стала для него единственной. Похоже, киноакадемикам больше не по душе кино, которое раньше с легкостью выходило в лидеры оскаровской гонки: реальная основа, беспристрастный взгляд на вещи и никакого тебе патриотизма, хоть квасного, хоть нет. Таким образом Иствуд и здесь становится представителем уходящей эпохи, в которой режиссеры на три посредственных проекта снимали один шедевр, а сценаристы умели отделять творческие порывы от профессионализма. Впрочем, пусть каждый занимается своим делом, и наше дело в данном случае смотреть и любить кино. «Дело Ричарда Джуэлла» — как раз тот случай, когда не хочется ни плеваться, ни бить в набат восторга, а хочется просто находиться где-то посередине этих выдающихся эмоций. В конце концов, маленький человек — образ отнюдь не новый, равно как и равнодушная к нему государственная махина. Но как же хорош эпизод, когда один из полицейских, потешавшихся над чрезмерной подозрительностью главного героя, увидев бомбу в оставленном у скамейки рюкзаке, произносит: «Прости, я был не прав». Полицейский так может. Государство, на которое он работает, так и не сумеет.       

Иствуд и здесь становится представителем уходящей эпохи, в которой режиссеры на три посредственных проекта снимали один шедевр, а сценаристы умели отделять творческие порывы от профессионализма.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+