Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга

Фольклор, мистика и детектив — в одном амбициозном проекте

На телеканале HBO состоялась премьера многосерийного фильма «Чужак», сценарий которого основан на одноименном романе Стивена Кинга. Тем, кто рассчитывает получить от зрелища максимум удовольствия, первоисточник лучше пока отложить в сторону: создатели сериала (по крайней мере в первых сериях) решили не нервировать пожилого писателя существенными отступлениями от буквы оригинала. Сверхъестественное в этой истории полностью оформляется далеко не сразу. Все начинается с детективной истории, которая быстро станет драмой, и только потом отправится на полянку буйного кинговского воображения, где и останется до самого финала. И лишь не зная, в чем дело, этим детективом можно действительно увлечься. Ведь в нем происходит то, чего не может быть.

В первых сериях «Чужак» не напрямую, но все же цитирует один из главных хитов HBO — от «Настоящего детектива» здесь не только жестокое убийство ребенка в самой завязке, но и многие визуальные приемы. Исполнивший одну из центральных ролей актер Джейсон Бейтман выполнил в этих эпизодах и обязанности режиссера — по всей видимости, комедийным жанром исполнитель утомился окончательно. Это, кстати, вовсе не дебют. В постановке Бейтман пробует себя еще с прошлого века, однако именно в новом проекте он окончательно развязывает руки собственному внутреннему художнику. Из-за этого повествование иногда отчетливо страдает. Особенно, когда режиссер увлекается чередованием безмолвных сцен, сопровождаемых плохо усваиваемым саундтреком. Зато со своей ролью Бейтман справляется блестяще. Как и в романе, его герою отводится довольно немного времени, чтобы как следует раскрыться, но в итоге все получается наилучшим образом. Терри Мейтланд, всем известный житель небольшого городка, детский бейсбольный тренер, семьянин и вообще идеальный американец, в один момент теряет все эти трудом заработанные статусы. Теперь он подозреваемый в преступлении, которое слишком тяжело для человеческого понимания, чтобы кому-то всерьез хотелось разбираться в обстоятельствах.

Сериал берет из первоисточника все, что нужно для по-настоящему притягательной истории, экономя при этом время на пространных объяснениях.

Шерифу города Ральфу Андерсону (Кинг опять не удержался от соблазна оставить в тексте пару-тройку отсылок к своим давним произведениям) вовсе не хочется верить в способность давнего приятеля совершать столь чудовищные поступки. Но убийца как будто нарочно сделал все, чтобы развеять любые сомнения по поводу его личности: отпечатки, свидетели, записи с видеокамер, на которые Мейтланд в тот вечер буквально позировал. И все же дело, как выясняется, будет очень непростым. Прибывший в город адвокат Терри мгновенно доказывает, что его подзащитный во время совершения убийства находился за сотню километров от дома, да еще и в присутствии десятков людей, готовых подтвердить его алиби. Видеозаписи свидетельствуют о том же: выходит, что один и тот же человек одновременно существовал в двух совершенно полярных ипостасях. Пока все это выясняется, случившееся постепенно разрушает спокойную провинциальную жизнь, и далеко не все смогут уцелеть в потоке этих безрадостных перемен. 

«Чужак» — это классический «поздний Кинг». Писатель связывает роман общим персонажем с трилогией «Мистер Мерседес», а антураж преспокойно заимствует у самого себя. Уютных городков, облюбованных беспощадным и труднообъяснимым злом, в творчестве «короля ужасов» предостаточно, так что и воссоздать атмосферу для него не составляет особенного труда. Сериал берет из первоисточника все, что нужно для по-настоящему притягательной истории, экономя при этом время на пространных объяснениях: в том, что представляют из себя персонажи, придется разбираться последовательно. Шериф находится в перманентной депрессии из-за личной утраты; прокурор пытается балансировать между карьерой и нежеланием прослыть окончательной сволочью; жена подозреваемого учится самостоятельно выживать в крайне враждебной среде. Удачный подбор исполнителей сглаживает эффект недосказанности, и даже совсем неправдоподобные сцены вроде обыска в доме Мейтландов укладываются в общую атмосферу. Создатели «Чужака» умело играют с безжизненными цветами, иногда, впрочем, перебарщивая с темнотой. В конце концов, криминалисты могли бы и включать свет, изучая улики по самому громкому делу в городской истории.

«Чужак» вслед за дилогией «Оно» задает высокую планку. Робкие попытки вроде последней версии «Кладбища домашних животных», как стало понятно, зрителю не нужны. 

Но зритель пока доволен. Американская аудитория и вовсе оценила проект выше «девятки». Впрочем, этот показатель может начать снижение после того, как детектив превратится в опасные приключения охотников за неведомым. Имя Кинга в титрах гарантирует, что объяснение случившемуся в первых сериях будет отнюдь не самым разумным. Значит, перед режиссерами стояла непростая задача плавно перевести историю из реальной плоскости в иррациональную. Насколько это им удалось — покажут следующие эпизоды. Скажем только, что в романе очень много пространства отведено попыткам персонажей убедить самих себя в существовании того, чем обычно пугают друг друга подростки, рассказывая страшилки в темноте. И все же даже по стартовым сериям видно, что создателям «Чужака» удалось то, на чем провалились авторы многосерийных проектов «Мгла» и «Касл-Рок»: без очевидных потерь перенести на экран произведение автора, которого много лет несправедливо считают скорее выдумщиком, нежели литератором. Новый сериал не пробуксовывает в главном — в нем отсутствуют лишние персонажи, многократно использованные шаблоны и стремление острить там, где это решительно неуместно. Благодаря этому зритель получил уверенную экранизацию, а не очередную попытку показать мэтру, «как надо».

Кадр из сериала «Чужак».

Вспыхнувшая несколько лет назад в Голливуде мода на Стивена Кинга не сбавляет оборотов. Сейчас на той или иной стадии находятся около сорока проектов, основанных на его творчестве. Студии готовы работать с еще не охваченным кинематографом материалом и переснимать все, что уже было снято. «Чужак» вслед за дилогией «Оно» задает высокую планку. Робкие попытки вроде последней версии «Кладбища домашних животных», как стало понятно, зрителю не нужны. А если ненадолго забыть об одном из самых популярных писателей на планете, не думать о потусторонних силах и не ждать леденящего ужаса, можно рассмотреть в сериале простую и понятную мысль. Она о цене, которую мы платим за собственные ошибки, и о цене, которую за них платят другие. Конечно, вокруг происходит бесконечное сражение добра со злом, о котором люди на протяжении многих веков постоянно напоминают друг другу. Но это вовсе не означает, что не нужно смотреть под ноги и тщательно отмерять, прежде чем отрезать.

Возрастная категория материалов: 18+