Как амурские врачи в 2003 году спасли больного атипичной пневмонией

«Амурская правда» восстановила хронологию «атипичной» истории

Обсуждая эпидемию коронавируса в соседнем Китае, амурчане переживают: вдруг инфекция прорвется через границу. Ведь Амурская область уже была в аналогичной ситуации 17 лет назад. Тогда диагноз «атипичная пневмония», которая была вызвана коронавирусом, был поставлен 25-летнему Денису С. из Благовещенска. Больше месяца парень провел в больнице — и выжил. На всю Россию этот случай заражения оказался единственным. «Амурская правда» восстановила хронологию той «атипичной» истории, из-за которой весной 2003 года Благовещенск прогремел на всю страну.

Вирус пришел из Китая

Февраль — апрель. Властям Китая уже не удается скрывать, что на их территории бушует вспышка новой смертельно опасной инфекции. Атипичная пневмония распространилась на другие страны и континенты. Новый вирус поражал дыхательные пути и стремительно передавался от человека человеку. Каждый день в новостях сообщают о все новых и новых жертвах А-пневмонии. Из 8 437 случаев 813 закончились летальным исходом.

4 мая. В этот день в Благовещенске был госпитализирован первый (и, как потом оказалось, единственный в России) больной с подозрением на атипичную пневмонию. 25-летний Денис С. жил в гостинице «Заря». В Китай он не выезжал, но постоянно контактировал с предпринимателями из КНР, которые были основными постояльцами. Из четырех этажей гостиницы им было отдано три. Это и стало весомым аргументом, чтобы заподозрить у парня SARS.

В тяжелом состоянии, с двусторонним воспалением легких, Дениса доставили в областную инфекционную больницу, там поместили в специальный бокс № 13, изолировав от других пациентов. Подозреваемая «атипичка» требовала соблюдения персоналом крайних мер предосторожности: вход в палату ограниченному кругу людей, облачение в спецхалаты, бахилы, очки, перчатки и ватно-марлевые повязки.  

5 мая. В течение первых суток врачи буквально с того света вытаскивали Дениса — состояние его только ухудшалось. Просвет появился на вторые сутки — тяжелое состояние удалось стабилизировать. Медики взяли у пациента биоматериал на анализ и отправили в Москву. Трудности в постановке диагноза заключались в том, что в нашем регионе таких исследований на тот момент не делали.

Слухи подогревали

5—7 мая. Паника в Благовещенске, город гудит, народ скупает маски в надежде, что те защитят их от «атипички». Из-за повышенного спроса на респираторные изделия выросла цена с 3 до 10 рублей, а потом и вовсе они исчезли из аптек. Кому не хватило масок, шили их сами. В учебных заведениях и на предприятиях города ввели масочный режим.

Амурчане повсеместно обсуждают главную новость — китайцы завезли атипичную пневмонию. Новости разносит сарафанное радио, поскольку интернет еще только развивается, нет соцсетей. Люди не верят словам местных чиновников, зато из уст в уста передают: «якобы от «атипички» уже умерли два человека».

Главный санитарный врач Приамурья доводил через СМИ информацию о том, что паниковать не стоит. «Как только ситуация в Китае стала тревожной, мы изучили все лекарственные запасы, докупили, чего нет, и собрали аптечку для больных атипичной пневмонией», — сообщал Владимир Смирнов.

Персонал больниц и поликлиник на случай форс-мажора тоже был подготовлен. На железнодорожной станции Белогорск выделен специальный тупик, куда планировалось отгонять вагоны с заболевшими в пути пассажирами.

В погоне за сенсациями в Благовещенск приехали съемочные группы федеральных телеканалов. Журналисты не гнушались додумывать подробности из жизни Дениса С., даже интимные. Сочиняли, что он якобы жил с китаянкой, от которой и заразился.

— Журналисты НТВ дежурили возле гостиницы с длинной штангой (микрофоном), пытались с жильцами разговаривать, был полный треш и швах, писали, что Денис пьяный в озере под Шимановском купался, почему и заболел, врали много, даже наши местные СМИ, — вспоминает экс-журналист «Амурской правды» Павел Кошеленко. — Я знал Дениса, мы с ним в АмГУ учились. Он работал менеджером на одном из городских предприятий ЖКХ, по договоренности их сотрудников селили в «Зарю». Когда Денису стало получше, мы с ним созванивались. Леонид Парфёнов, автор программы «Намедни», звонил мне на мобильник, хотел с Денисом пообщаться, но тот не стал с ним разговаривать.

Ушли на карантин

8 мая. В Приамурье ввели карантин по А-пневмонии. Регион закрыли на 19 дней — с 8 по 26 мая. Во всех пунктах пропуска области ввели ограничительные мероприятия, и все въезжающие из КНР российские граждане попадали под 10-дневный контроль врачей. Губернатору области Леониду Короткову пришлось прервать свой отпуск, чтобы непосредственно контролировать ситуацию.

К слову сказать, границу открыли раньше, чем дождались результатов анализов заболевшего Дениса. Большую роль в том сыграл экономический ущерб, который несли два сопредельных государства. Однако стороны договорились, что ежедневно пересекать границу будут не более 200 туристов. И всем предстоит тщательный медицинский осмотр. При температуре тела 37 градусов граждан КНР к нам не пропускали.

Китайская сторона тогда тоже приняла беспрецедентные меры по разобщению больших групп населения. «Это единственные эффективные меры при профилактике инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, и это дало положительный результат», — комментировал ситуацию 17 лет назад «Амурской правде» главный санитарный врач области Владимир Смирнов.

9 мая. В гостинице «Заря» был снят карантин, который ввели после того, как у благовещенца заподозрили «атипичку». Неделю из гостиницы никого не выпускали, равно как и не впускали туда. «Заря» была оцеплена нарядами милиции, которые ограничивали контакт постояльцев с горожанами. Из-за вынужденной блокады китайцы жаловались, что не могут купить даже хлеба. Потом им организовали горячее питание.

Во время эпидемии «атипички» 2002—2003 годов в России был зарегистрирован только один случай SARS, и пациент-амурчанин выздоровел.

Кстати, инцидент в «Заре» вскрыл проблему незаконного размещения иностранцев в городе. Выяснилось, что в гостиницах селили на самом деле больше постояльцев, чем документировали. К примеру, в той же «Заре» по бумагам проживало 37 человек, а на самом деле — 65. 

Кстати, помаяться в мае 2003 года пришлось и другим благовещенским отелям — из-за отсутствия китайских постояльцев. Например, в «Зее» на тот момент проживал всего 1 гражданин КНР. Но персоналу приходилось соблюдать все меры предосторожности: носить ватно-марлевые повязки, обрабатывать помещения хлоркой, выделить кабинет для врача, который должен был осматривать поступающих. А часть персонала «Дружбы» из-за пустых номеров ушла в неоплачиваемый отпуск.

10—20 мая. Город живет в ожидании новостей. На работе и дома помещения обрабатываются дезинфицирующими средствами. «На каждое чиханье хлорки не напасешься», шутили в своих заголовках газеты по поводу того, что муниципальные автобусы тоже обрабатывают хлоркой.

Положительный результат

29 мая. Из Москвы пришли результаты анализов, коронавирус (SARS) был лабораторно подтвержден. Однако ни у кого, с кем контактировал больной до госпитализации, признаков инфекции не выявили. Не было и случаев заражения в соседней с нами провинции Хэйлунцзян. «Мы легко отделались», — выдохнули представители власти.

Но у многих тогда, и у журналистов, и у самих врачей, даже несмотря на подтверждение А-пневмонии, сложилось двоякое мнение: а была ли на самом деле «атипичка» или региону просто было выгодно объявить ее, чтобы получить под это финансирование из центра. Некоторые люди до сих пор уверены, что это была обычная пневмония, осложненная сепсисом и самолечением.

11 июня. Дениса С. выписали из инфекционной больницы, где он провел больше месяца. В общей сложности лечение благовещенца обошлось в 300 тысяч рублей. После чего он какое-то время лечился амбулаторно, вернувшись в гостиницу. На контакт с журналистами парень не шел. Слишком большой ценой досталась ему всероссийская известность.

Нам удалось разыскать Дениса С. в соцсетях, но его профиль оказался закрытым. Сейчас ему 42 года, живет в Благовещенске. Мы попытались связаться с мужчиной, но он не отреагировал на наше предложение.

Дозвонились мы и до бывшего лечащего врача Татьяны Зайцевой (которая и сейчас работает в инфекционной больнице), но она от комментариев отказалась: «Что вы от меня хотите, ведь прошло уже 17 лет. А поднимать медицинские архивы я не буду», — сказала Татьяна Александровна по телефону.

Ученые боялись, а президенты нет

Из-за распространившейся в Китае атипичной пневмонии в 2003 году впервые за несколько лет был отменен традиционный международный заплыв через реку Амур. Не приехали тогда на третью научно-техническую Всероссийскую конференцию «Энергетика: управление, качество и эффективность использования энергоресурсов», проходившую в АмГУ, поляки, украинцы и болгары, — побоялись коронавируса.

А вот президент РФ Владимир Путин и председатель Правительства КНР Ху Цзиньтао, несмотря на бушующую атипичную пневмонию, не перенесли свою встречу. И 28 мая 2003 года лидеры двух соседствующих государств общались друг с другом без марлевых повязок на территории Поднебесной.   

Не стала помехой «атипичка» и для проведения межрегиональной выставки-ярмарки, в которой приняло участие около 250 предприятий Сибири и Дальнего Востока (за исключением китайской стороны).  

Возрастная категория материалов: 18+