Букет, победивший время: хозяйка цветочной сети Благовещенска составляет композиции из сухоцветов

В этой женщине удивительным образом сочетается бесконечно ласковая мама четверых детей (причем двое из них — приемные) и хладнокровная бизнесвумен. Людмила Коростина не скрывает: когда она создавала цветочный бизнес, основной мотивацией была возможность иметь свободный график работы и больше времени проводить с семьей. «Мне некогда переживать на тему, что будет, если кризис накроет всех, как быть, если люди вдруг перестанут покупать цветы. У меня есть дети, муж, и я нужна им. Поэтому я просто работаю». Однако именно трезвый расчет, экономическое образование и готовность трудиться, не теряя времени впустую, помогли героине из владелицы маленького цветочного ларька превратиться в руководителя амурских магазинов «Цветов.ру» — всероссийской сети, работающей по франшизе.

А сейчас благодаря Людмиле в Благовещенске появилась возможность собирать индивидуальные букеты из сухоцветов. Это направление очень популярно в Европе и на западе России, но в Приамурье «Цветов.ру» стали первыми, кто предлагает покупателям широкий ряд разнообразных букетов из высушенных трав и цветов — Людмила сама собирает композиции на заказ. Чем сегодня живет цветочный бизнес, как изменились предпочтения и поведение покупателей за последние 10 лет, и как воспринимают благовещенцы непривычные букеты — в материале «Амурской правды». 

«Цветы предложил муж»

— Я не задумывалась о собственном бизнесе, пока не появился первый сын, — вспоминает Людмила Коростина. — Закончила экономический в ДальГАУ, начала работать в одной из компаний Благовещенска экономистом-бухгалтером.

В 25 лет девушка родила первого ребенка, а когда пришло время выходить из декрета, поняла, что работать как раньше не получится: постоянные больничные плохо сочетались с должностью. К тому же кабинетно-бумажная работа не давала полностью реализовать себя.

— Я по жизни очень активная. В школе была старостой, в университете — активисткой. Мне хотелось расти, добиваться большего, — рассказывает предпринимательница. — Муж предложил заняться бизнесом. У него к тому времени было свое дело, так что я не боялась начинать. Знала: есть на кого опереться.

Идею с цветами тогда, в 2009 году, тоже предложил муж: «Ты красивая, они красивые, мне нравится». Людмила согласилась, и через пару месяцев супруги открыли первую точку.

— Сейчас все проще, есть интернет, а тогда информацию для работы было сложнее найти, — говорит предпринимательница. — Мы взяли кредит, обратились с знакомой, у которой на тот момент уже был цветочный магазин, получили советы, воодушевляющий пинок, закупили оборудование и открыли первый отдел — «Людмила». Конечно, мы всё рассчитали. И, конечно, просчитались.

Сухоцветы Людмила заказывает из Москвы.

Первый отдел заработал в районе Амурснабсбыта, в торговом центре на втором этаже и входом со двора. Непроходное место давало гораздо меньше выручки, чем рассчитывала семейная пара. Но поскольку новый цветочный открылся перед 8 Марта, пиковый спрос помог удержаться на плаву первое время. Потом Людмила взяла еще один кредит, выкупила работающую торговую точку напротив роддома и начала наращивать обороты. Через пять лет открыли второй отдел. Затем конкуренция стала расти, а доходы амурчан — падать.

— Десять лет назад работать в этой сфере было проще. Цветочных салонов было меньше примерно в два раза, выбор был беднее, а люди — менее требовательны, — говорит Людмила. — Примерно лет пять назад начался кризис в нашей отрасли: сначала в целях экономии люди стали отказываться от оберточной бумаги, упаковки. Если раньше минимальный заказ был 3—5 роз, то с 2014—2015 года многие перешли на 1—3 цветка.

Приложение для смартфона

Цветочных ларьков и отделов в Благовещенске становилось все больше, а покупатели — все требовательнее. При этом 90% магазинов Приамурья покупают цветы и зелень из Эквадора, Кении у одних и тех же поставщиков. Самолет прилетает два раза в неделю. Соответственно, оптовые цены и ассортимент у всех примерно одинаковые, а новички порой не гнушаются и демпингом, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Чтобы не терять позиции и развиваться, необходимо было менять подход и идти за современными тенденциями.

— Мы решили сделать ребрендинг, чтобы соответствовать современным требованиям к сфере услуг. Но найти в нашем городе соответствующего специалиста высокого уровня почти нереально. Поэтому самым оптимальным оказался вариант франшизы, — вспоминает Людмила Коростина. — Мы изучили рынок и остановились на казанской сети «Цветов.ру».

Франшиза дала не только упакованный дизайн-проект, но и готовый сайт с мобильным приложением. Выбрать, заказать и оплатить букет можно по дороге в цветочный и забрать сразу как пришел в магазин. Или просто заказать доставку.

— На западе России мобильные приложения есть у большинства предприятий сферы услуг, а в Благовещенске мы единственный цветочный, который принимает заказы таким образом. Можно приобрести букет и с помощью нашего сайта. Это очень удобно — правда, большинство клиентов пока предпочитают личное общение с флористом или скидывают на WhatsApp понравившийся букет с просьбой собрать такой же. Мы всегда идем навстречу покупателям.

Сейчас в благовещенской сети «Цветов.ру» четыре салона, в планах — открытие еще нескольких точек, возможно — в других городах Приамурья.

Одно из обязательных правил компании, за которым строго следит руководитель — одинаково относиться и к клиенту, который пришел за одной розой, и к тому, кто покупает букет за 10 тысяч рублей.

— Мы лояльно относимся ко всем категориям клиентов, — говорит Людмила. — Какой бы букет ни выбрал человек, он покупает его с одной целью — подарить радость. И мы не имеем права продавать цветы с кислыми лицами. Проблемы остаются дома, а на работе — только любовь к покупателям. Именно это, мне кажется, и есть залог успешной работы.

Крымская лаванда для невесты

Букеты из высушенных натуральных цветов и зелени — тренд последнего десятилетия во всем мире. Однако до недавнего времени в Благовещенске подобных композиций было не найти. Последний год часть цветочных начала закупать сушеные стебли и колосья, чтобы добавить их в букет, но полноценные букеты с хорошим выбором сухоцветов (а крымскую лаванду не возит в Приамурье, пожалуй, больше никто) предлагает пока только «Цветов.ру».

— Я увидела однажды такой букет в «Инстаграме» и просто влюбилась. Они нежные, очень красивые и при этом практичные. Срезанные цветы завянут через несколько недель, а такая композиция будет радовать владельца лет пять. Кроме того, за сухоцветами не нужно ухаживать, как за живыми цветами. Достаточно время от времени смахивать пыль несильной струей теплого воздуха из фена. Мы не знали, как благовещенцы отнесутся к этой новинке, но решили рискнуть и два месяца назад закупили первую партию, — рассказывает Людмила. — Отдельное место среди сухоцветов занимает крымская лаванда. У нее очень нежный и при этом ненавязчивый аромат, она легко вписывается в любой интерьер, и с тому же это стильный и при этом недорогой подарок на все случаи жизни.

Необычные букеты привлекают внимание практически всех посетителей «Цветов.ру». Однако приобрести такую композицию решаются далеко не все.

— Чаще всего покупатели сухоцветов — это люди среднего возраста, от 30 лет. Молодежь у нас пока более консервативна и предпочитает дарить розы, особой популярностью у молодых мальчиков пользуются бордовые. Но если 10 лет назад большинство людей покупало розы, так как выбор был невелик, сейчас ассортимент гораздо шире, и я не могу сказать, что розу покупают чаще, чем другие цветы, — делится руководитель сети. — Букеты из сухоцветов часто заказывают невесты. Во-первых, они очень нежные за счет воздушных колосков и хлопковых веток, во‑вторых — букет  можно долго хранить как напоминание о свадебном дне. Кстати, опасения, что сухоцветы постоянно осыпаются — миф. Если букет не подвергать физическому воздействию и не ставить под прямые солнечные лучи, он будет радовать хозяйку несколько лет.

СОВЕТ ФЛОРИСТА

Аспирин и сахар не помогут сохранить свежесть цветов. Им нужна холодная (можно со льдом) вода и свежий срез. И то, и другое нужно обновлять ежедневно. Чем мягче бутон — тем больше стебля нужно отрезать.

Партнерский материал



В рубрике «Мой бизнес» «Амурская правда» рассказывает истории местных предпринимателей. Вы хотите познакомить амурчан с продукцией или услугами, поделиться секретом успеха, а может, у вас просто качественный товар? Героями могут стать и те, кто запустил стартап, и те, у кого за плечами интересный опыт. Обращайтесь в центр «Мой бизнес» по адресу: г. Благовещенск, ул. Зейская, 287, тел. (4162) 772-646, e-mail [email protected] или в АП [email protected] с пометкой «Мой бизнес».

Возрастная категория материалов: 18+